Систематичность обучения и связь его с практикой. Сознательность и активность учащихся при руководящей роли учителя.


Принцип систематичности обучения и связи его с практикой выражает необходимость органического сочетания изучения систематических знаний и последовательного овладения умениями и навыками в строго логическом порядке, с одной стороны, и применения этих приобретений в жизни для решения задач практического характера и выполнения трудовых заданий — с другой.

Обоснование этого принципа коренится в характере науки и ее непрерывных и многообразных связях с практикой, с жизнью. Наука всегда есть система фактов, научных понятий, законов и теорий, в которых отражается определенная область реального мира и закономерности ее развития. Чтобы овладеть наукой, необходимо знать ее в системе. Но это еще не полное овладение. Наука возникает на почве практических потребностей человечества и неразрывно связана с жизнью, с практикой, с потребностями производства. Значит, чтобы овладеть наукой, нужно не только изучить ее содержание, но и научиться применять ее в жизни, в деятельности. Традиционная дидактика особенно подчеркивала первую сторону вопроса. К. Д. Ушинский утверждал: «Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надпись, а в ящиках пусто» В этих словах великого педагога не подмечено то обстоятельство, что полное овладение знаниями обеспечивается не только их системой, но и связью с практикой, овладением способами применения знаний.

Взаимодействие принципов систематичности и связи теории с практикой в обучении обосновывается марксистско-ленинской теорией познания, глубоко раскрывшей методологический принцип единства теории и практики. В. И. Ленин, развивая учение Маркса и Энгельса о критериях истинности знаний, утверждал: «Точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории познания».

Рассматриваемый принцип обосновывается также закономерностями процесса усвоения знаний молодым поколением. Сознательное и прочное усвоение основ наук и основ техники происходит, как это доказано дидактическими и психологическими исследованиями, только при сочетании двух условий: а) когда знания усваиваются в строго систематическом порядке и каждое последующее научное положение вытекает из предыдущего, а предшествующее находит свое дальнейшее развитие в последующем; б) когда в ходе усвоения знания, приобретаемые учащимися в своих узловых и наиболее важных пунктах, взаимодействуют с жизнью, применяются в практике, используются для преобразования окружающих процессов и явлений. Система знаний является кардинальным условием их применения, а связь с жизнью, с практикой является величайшим фактором глубокого усвоения системы. Одно без другого не приносит плодотворных результатов. Это доказывается историей развития обучения. Практиковавшаяся долгое время в буржуазной школе систематичность изучения абстрактных, оторванных от жизни знаний не давала действительного образования. Но и противоположная концепция обучения, превозносившая обучение, лишенное систематического изучения знаний и осуществляемое на жизненных ситуациях, как это обнаружилось в школах США, тоже не приводит к подлинному образованию.

Из данного, принципа следует, что систематическое изучение содержания образования является главной линией обучения. Связь теории с практикой пронизывает этот процесс и применяется во всех случаях, когда возникает необходимость подвести учащихся к пониманию роли теории в жизни и практически проверить это понимание. Связь научных знаний, усваиваемых в ходе обучения, с практикой должна осуществляться таким образом, чтобы не заслонять, а, наоборот, делать ясной систему знаний. Практика занимает неодинаковое место в изучении системы знаний. Она может предшествовать изучению тех или иных, теоретических. положений, с тем чтобы вызвать активное отношение учащихся к усвоению этих положений. Связь с практикой может сопровождать и завершать изучение того или иного раздела теории. Усвоение систематических знаний, будучи стержнем учебного процесса, реализуется в систематическом и последовательном развитии учебного процесса. Оно осуществляется и в систематических объяснениях и лекциях учителя, в систематичности упражнений, задач и заданий для самостоятельной работы и т. д.

Систематичность изучения знаний предполагает применение разнообразных форм связи с практикой. В ряду их можно отметить:

  • а) связь изучаемых знаний с личным опытом и наблюдениями учащихся, а также с играми, что характерно для обучения в младших классах;
  • б) связь обучения с окружающей жизнью, с практикой коммунистического строительства;
  • в) связь с практикой в форме исторических экскурсов, раскрывающих зависимость развития науки от потребностей общества;
  • г) решение различных задач и заданий теоретического и практического характера, выполнение лабораторных работ и практикумов, составление задач на основе реальных производственных знаний и их решения, с проверкой результатов;
  • д) трудовое обучение, производительный труд учащихся и их общественно полезная работа.

Систематичность и связь с жизнью являются объективной основой для развертывания субъективной деятельности учащихся и учителя.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт