ПРИНЦИП ПРОЧНОСТИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ


Процесс прочного овладения знаниями с точки зрения психологии является очень сложным, потому что запоминание и воспроизведение зависят не только от объективных связей материала, но и от отношения личности к этому материалу [Рубинштейн С. Л.]. На это отношение, в свою очередь, оказывают влияние разные факторы, в частности заинтересованность в нем ученика и значение, которое имеет для него изучаемый материал. Память человека избирательна: мы не запоминаем всего, а помним лишь то, что для нас особенно важно и интересно. Кроме того, в определенных случаях непроизвольное запоминание может оказаться более продуктивным по сравнению с намеренным, произвольным запоминанием.

Из сказанного следуют важные выводы, на основе которых мы можем сформулировать следующие дидактические правила, связанные с принципом прочности знаний учащихся:

  • В ходе подготовки учащихся к ознакомлению с новым материалом мы должны соответствующим образом направить их интересы, сформировать позитивное отношение к изучаемому.
  • Ознакомление с новым содержанием с точки зрения организационной и дидактической должно быть подготовлено таким образом, чтобы учащиеся принимали в этом процессе как можно более активное участие. Количество и периодичность выполнения упражнений нужно соотносить с индивидуальными различиями в способностях и скорости работы отдельных учащихся.
  • Упражнения, нацеленные на закрепление проработанного ранее материала, нужно проводить только после проверки того, насколько учащиеся его усвоили.
  • Частота повторения должна соответствовать ходу кривой запоминания (представленной на рис. 4).

ПРИНЦИП ПРОЧНОСТИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Рис. 4. Зависимость забывания от частоты повторений:

i — информация; t — время; F — точка, соответствующая полному овладению темой (100% усвоения информации)

Как следует из приведенного графика, наибольшее количество повторений требуется сразу же после ознакомления учащихся с новым материалом (а, Ь, с), т. е. в момент максимальной потери информации, после чего это количество повторений должно постепенно снижаться (d, е, f), но не исчезать полностью (g, h,…,n).

  • Важной формой закрепления пройденного является систематизация материала, связанная с самостоятельным его воспроизведением учениками. Следует обратить внимание на то, что учащиеся должны запоминать прежде всего важнейшие факты. Стоит заметить, что это правило согласуется с правилами, рассмотренными в предыдущем параграфе. Это еще один пример, свидетельствующий о многосторонних связях между различными дидактическими действиями, которые определяют процесс обучения в целом.
  • Учитель должен приучать учащихся к теоретической и — если это возможно — к опытной проверке рассматриваемых законов, научных принципов и правил; такого рода проверка содействует закреплению знаний и оперативному овладению ими.
  • Так как прочность запоминания информации, приобретенной в форме логических структур, выше, чем прочность разрозненных знаний, закреплять следует знания, представленные в логически целостных структурах, те «несущие конструкции», о которых уже писалось в связи с принципом систематичности.
  • Систематический контроль над результатами обучения, объединенный с оценкой работы учащихся, благоприятно влияет на прочность знаний, приобретаемых учениками, как в ходе уроков, так и в форме внеклассных занятий, а также в ходе внешкольной работы.

Общим для рассмотренных выше правил является подчеркивание активности учащихся в процессе закрепления пройденного ими учебного материала, а также роли используемых для этой цели методов. Повторение и запоминание в целом не обеспечивают такой прочности в знаниях, которая достигается в ходе самостоятельного решения учащимися доступных им задач. Повторение материала необходимо и в ходе проблемного обучения, в том числе и при запоминании определенного содержания. Однако в этом случае повторение не выступает главным средством закрепления знаний и умений, а играет только вспомогательную роль.

Синтезирующий блок

Какие знания, когда и каким образом нужно закреплять?

  • Закреплять следует не все знания, а только самые важные, т. е. «содержательные центры» передаваемой информации.
  • Тогда, когда учащиеся еще помнят материал, который должен быть закреплен.
  • Используя разные методы закрепления, а также приучая учеников к систематическому контролю и оценке полученных результатов. При этом следует помнить, что конечный результат закрепления прямо пропорционален активности учащихся в процессе учения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт