Рассматриваемый принцип выдвигает необходимость прочного овладения учащимися знаниями, умениями и навыками при оптимальном напряжении всех их познавательных сил и, в частности, воображения (воспроизводящего и творческого), памяти (преимущественно логической), активного логического мышления, а также способности мобилизации знаний, необходимых для выполнения предстоящей работы.
Данный принцип исходит из доказанного в дидактике и психологии обучения положения, что усвоение знаний и развитие познавательных сил учащихся —две взаимосвязанные стороны одного и того же процесса. Усваивая научные знания, выполняя определенные познавательные задачи, учащиеся вместе с тем развивают свои умственные силы.
Усвоение знаний есть процесс их постоянного углубления, уточнения и закрепления. Понятно поэтому, какое большое значение в обучении приобретает рассматриваемый принцип.
Принцип прочности усвоения знаний и всестороннего развития познавательных сил учащихся исходит из общего положения о том, что в обучении мышление должно главенствовать над памятью.
Он конкретизируется следующим образом:
- а) сознательно и прочно усваивается и содействует развитию познавательных сил учащихся материал, взятый в стройном логическом плане, который обусловлен его природой. Следовательно, нужно прежде всего обеспечить учащимся ясную и последовательную логику учебного предмета, место в ней и последовательность раскрытия очередной темы и подтемы и, наконец, место и логику изучения очередной дозы учебного материала, т. е. дидактической единицы;
- б) всякий материал, требующий запоминания, должен быть заключен в короткие ряды; то, что мы должны носить в своем уме, не должно иметь обширных размеров. Из подлежащих запоминанию рядов следует исключать все, что учащийся сам легко может прибавить;
- в) учитель, зная природу процесса усвоения знаний учащимися, на первом этапе обучения дает не весь объем знаний, а лишь основное его содержание, с тем чтобы учащийся основательно понял и усвоил новое. Затем при работе по осознанию и закреплению знаний постепенно расширяется их объем (вводятся новые примеры, уточняющие обобщение или ярко иллюстрирующие его);
- г) основной материал по теме (опорные факты, понятия, законы) вводится для использования в учебной работе и рекомендуется для прочного его запоминания и заучивания. При этом учитель рекомендует те способы работы над материалом, которые приводят к прочному его усвоению путем развития мышления и логической памяти учащихся;
- д) упражнения должны подбираться так, чтобы они имели для учащихся ясный смысл, чтобы в процессе их выполнения непрерывно происходило углубление и закрепление знаний, развитие мышления учащихся и выработка умений и навыков. Каждое упражнение, а тем более задача приносят эффект, если требуют активного размышления, поисков рациональных решений, проверки результатов путем сопоставления с данными условия;
- е) в меру овладения учащимися определенным кругом знаний, умений и навыков необходимо проводить самостоятельные работы школьников, требующие от них творческого подхода к вопросу, использования знаний, умений и навыков;
- ж) для обеспечения прочности знаний школьников необходимо в обучении постоянно возвращаться к ранее усвоенным знаниями рассматривать их под новым углом зрения, с тем чтобы учащиеся в какой-то мере по-новому оперировали ими. При этом очень важно достигнуть такого оперирования знаниями, при котором они обогащались бы и глубже осознавались школьниками. В связи с этим большое значение приобретает работа учащихся по систематизации знаний. Ставя ранее изученные знания в связь со все более и более сложными, новыми знаниями, учащиеся усматривают в них то содержание, те оттенки, которые не улавливались ими ранее;
- з) процесс обучения должен быть построен таким образом, чтобы последовательно усложнялся характер умственной деятельности школьников и вместе с тем происходил процесс непрерывного развития их умственных сил.
Страницы: 1 2
Как Вы думаете, принцип прочности усвоения знаний и всестороннего развития познавательных сил учащихся не звучит формально и высокопарно? Разве могут быть знания прочными, если нет чёткой организации когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности ребёнка?