Принцип прочности усвоения знаний и всестороннего развития познавательных сил учащихся.


Принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся.

Названный принцип выражает необходимость воспитывать класс как учебный коллектив, создавать условия для активной организованной работы всех учащихся и в то же время индивидуально подходить с целью успешного обучения и содействия развития положительных задатков к каждому школьнику. Обоснование этого принципа заключается в том очевидном в нашей стране факте, что обучение молодежи происходит в классных коллективах. В дальнейшей жизни молодым людям предстоит работать в том или ином коллективе, который многими нитями связан с тем огромным коллективом, в который объединен весь наш народ.

Одна из задач обучения заключается в том, чтобы учащиеся научились дружно работать в коллективе. Это означает необходимость ясно понимать задачи, цели коллектива, способность дорожить честью коллектива и бороться за нее. Воспитание привычек работать в коллективе и подчинять свои намерения и действия его интересам — важная задача школы.

В советской школе, особенно в опыте передовых учителей, накоплен ценный опыт в этом отношении. Ученики их классов — деятельные участники коллективной работы на уроке и вне его. Но правильно организованная работа коллектива неотделима от четко организованной индивидуальной работы каждого школьника. А чтобы умело организовать успешную работу школьника, надо знать его индивидуальные особенности и умело осуществлять индивидуальный подход к учащимся в обучении.

Важнейшей чертой организованного коллектива является то, что он создает благоприятные условия для всестороннего развития каждого своего члена. Естественно поэтому, что главное внимание учителя должно быть направлено на организацию работы коллектива класса. При этом условии окажется плодотворным его внимание к отдельным школьникам. А. С. Макаренко доказал это положение теоретически и практически.

Рассматриваемый принцип обучения осуществляется различными путями:

  • а) педагог раскрывает перед учащимися перспективу их учебной работы и сплачивает для этого коллектив учащихся;
  • б) педагог знакомит учащихся с деятельностью различных коллективов взрослых людей и постепенно внедряет в жизнь учащихся правила деятельности коллектива;
  • в) педагог проводит урок как организационную форму учебной работы коллектива, в котором каждый учащийся под руководством учителя должен выполнять определенную работу, приводящую к общему результату. При этом учитель организует индивидуальную и коллективную работу учащихся;
  • г) педагог учит учащихся правильному поведению в коллективной работе.

В тесной связи с руководством коллективной работой педагог осуществляет в обучении индивидуальный подход к отдельным учащимся, учитывает индивидуальные особенности школьника с целью вовлечения его в коллективную работу класса. При этом он стремится предотвратить влияние неблагоприятных особенностей (плохо видящего или плохо слышащего ученика пересаживает на первую парту, ученика, непомерно подвижного, оставляет одного за партой, медленно соображающему ученику при решении задачи подкладывает карточку, на которой четко написаны условия задачи; ученику, склонному отвлекаться, часто задает вопросы и т. п.).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

One thought on “Принцип прочности усвоения знаний и всестороннего развития познавательных сил учащихся.

  1. Зоя Николаевна 21.02.2016 at 11:49

    Как Вы думаете, принцип прочности усвоения знаний и всестороннего развития познавательных сил учащихся не звучит формально и высокопарно? Разве могут быть знания прочными, если нет чёткой организации когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности ребёнка?

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт