ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОГО И АКТИВНОГО УЧАСТИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ


Хотя принцип сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения не имеет такой долгой истории, как, например, принципы наглядности или доступности, тем не менее он относится к важнейшим нормам дидактической деятельности учителя. Правильная реализация этого принципа зависит от той роли, которая отводится учителю в учебно-воспитательной работе. Так, если учитель рассматривается, как, например, в традиционной школе, в качестве «центральной фигуры» учебного процесса, а от учеников главным образом требуется, чтобы они были внимательными, «сидели тихо» на уроке и заучивали дома на память заданный материал, то при этом по логике вещей не создается условий, содействующих реализации принципа сознательного и активного овладевания знаниями со стороны учащихся. Прогрессивистский же постулат максимального ограничения активности учителя на уроке в пользу инициативы и самостоятельности учеников при выполнении ими различных заданий, проектов и так далее лишает его руководящей роли в процессе обучения, что также не может не затруднять осуществление рассматриваемого принципа на практике.

Поэтому можно утверждать, что ни гербартизм, ни прогрессивизм не создали условий, содействующих правильной реализации принципа сознательного и активного участия учеников в процессе обучения. Первая их этих систем лишала учеников инициативы, заставляя их мыслить «вслед за учителем», навязывая им уже готовые образцы и способы деятельности и тормозя тем самым их активность и самостоятельность в работе. Другая же действительно обеспечивала учащимся большую свободу и самостоятельность с точки зрения отбора как учебного материала, так и способов выполнения отдельных заданий, но выводила их из-под профессионального руководства и слишком часто заставляла учиться методом проб и ошибок, что впоследствии затрудняло овладение основами систематизированных знаний о природе, обществе, технике и культуре.

Гораздо более благоприятные условия для осуществления рассматриваемого принципа создает современная дидактическая система. Признавая необходимость активного и сознательного участия учащихся в учебном процессе, она делает акцент на соответствующей направленности этой активности, на ее использовании для достижения поставленных целей и задач обучения, учитывающих как потребности общества, так и индивидуальные потребности каждого ученика. Однако извлечь пользу из такой активности учащихся сможет только такой учитель, который умело руководит познавательной деятельностью своих учеников. При этом учителю следует помнить, что познавательная деятельность учеников пробуждает их активность только тогда, когда они на самом деле выполняют ее самостоятельно, когда эта деятельность принципиально нова для ученика, когда она организуется сознательно и целенаправленно, а не просто связана с приобретением навыков механического характера [см: Sosnicki К. 1963. S. 81—84].

Из принципа сознательного и активного участия учащихся в учебном процессе также вытекает много частных дидактических правил, среди которых особого внимания заслуживают следующие:

  • Учитель должен знать индивидуальные интересы учащихся и развивать их таким образом, чтобы во все большей мере учитывались объективные потребности общества.
    Следование этому правилу позволяет прежде всего добиться осознания самими учениками как общих, так и частных целей и задач обучения. В ходе работы учителя в этом направлении у учащихся формируются ценностные мотивы к учебе, выступающие необходимым условием его успешности. Только на основе возможно более полного учета текущих интересов учащихся к учебе учитель может приступить к работе по формированию этих интересов в соответствии с целями воспитания и обучения. В результате программные цели становятся для учащихся как бы своими собственными, что содействует их достижению.
    Следует подчеркнуть, что в младших классах большое влияние на формирование у учеников интереса к учебе оказывает разнообразие приемов, используемых по ходу урока, учебных пособий, желание получить поощрение и т. п. В старших классах начинают преобладать факторы перспективные и социальные, а именно: возможность использования приобретаемых знаний для планируемой в будущем профессиональной деятельности, углубление приобретаемых в школе знаний и т. д. Кроме того, с развитием абстрактного мышления старшеклассники все больше начинают интересоваться философскими, моральными и эстетическими проблемами. Младшие же школьники, у которых преобладает конкретно-образное мышление, больше интересуются описательным и повествовательным материалом, относящимся к миру доступных им — с помощью непосредственного познания — предметов, явлений, процессов и событий.
  • Учитель должен ставить учеников в ситуации, требующие от них обнаружения и объяснения расхождений между наблюдающимися фактами и имеющимся знанием.
    Научить учеников чему-нибудь можно только тогда, когда создаются ситуации, заставляющие их мыслить. Поэтому особенно важно обеспечить учащимся возможность постановки доступных им проблем, их самостоятельного разрешения. Именно благодаря такой проверке собственных возможностей ученики учатся преодолевать трудности, переживают удовлетворение от успехов и в итоге приобретают богатые, прочные и оперативные знания.
  • Учитель должен создавать условия, содействующие приобщению учеников к коллективным формам работы.

Приобщение учащихся к сотрудничеству в области решения различных задач теоретического и практического характера составляет одну из главных воспитательных целей социалистической школы. Поэтому уже в младших классах школы нужно привлекать детей к работе, выполнение которой требует коллективных усилий, распределения заданий между отдельными членами группы (коллектива), координации индивидуальных действий, умения руководить и подчиняться распоряженниям других.

Принцип сознательного и активного участия учеников в процессе обучения требует от учителя ни в коем случае не подменять работу учащихся собственной работой и одновременно — в соответствии с принципом доступности — умело управлять, регулировать уровень трудности предлагаемых им заданий. При этом речь идет о том, чтобы область предлагаемых заданий была как можно шире, охватывала не только учебные задания, обеспечивающие интеллектуальное развитие учащихся, но и воспитательные, содействующие формированию у них определенных нравственных позиций и норм общественной жизни.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт