X

Упражнение 5.8

Обучающие задачи:

  • учимся правильно держать карандаш (шариковую ручку);
  • учимся обводить по контуру рисунок, состоящий из прямых, ; ломаных и волнистых линий, дуг и петель.

Напомните малышу, что ему необходимо постараться:

  • —  обвести контур сплошной (непрерывной) линией, не отрывая карандаш от бумаги, от начала до конца каждой линии;
  • —  вести карандаш в одном направлении (не вести линию с двух сторон);
  • —  не отступать от контура (пунктира или сплошной линии).

Кроме того, вам нужно проследить за тем, чтобы во время выполнения упражнения ребенок не поворачивал картинку и сам не перемещался вокруг нее.

Задание 1

Предложите ребенку завершить рисунок «Лето в лесу».

Прежде чем малыш возьмется за выполнение практической части задания, попросите его рассказать, что изображено на картинке. (Приступая к работе, ребенок должен видеть перед собой не набор пунктирных линий, а целостный рисунок!) Уточните, какие детали картинки указывают на то, что перед вами именно летний сюжет (яркое солнце, небо без облаков, бабочки, птицы, грибы, непоникшая трава).

Когда малыш справится с практической частью упражнения, задайте ему дополнительный вопрос — предложите пофантазировать и рассказать, что заставило зайчика спрятаться под елкой. Помогите составить интересный рассказ при помощи наводящих вопросов:

Может быть, зайчишка спрятался, потому что где-то поблизости бродит волк? Или осторожного зверька напугали люди, собирающие в лесу грибы? А может быть, он пришел в гости к знакомой белке, которая живет как раз на этой елке? Или просто укрылся в тени ветвей от полуденной жары?

Задание 2

Основное задание

Предложите малышу завершить рисунок «Цветы».

Дополнительное задание

Выясните, знает ли малыш названия цветов, изображенных на рисунке. Спросите, какие еще цветы ему известны. Попросите перечислить отдельно полевые и садовые цветы (ромашка, незабудка, одуванчик и т. д. — роза, лилия, пион, гладиолус, бархатцы, анютины глазки и т. д.), а затем рассказать, какие из них имеют травянистые стебли, а какие — растут на кустарнике (например, роза, шиповник, сирень, черемуха, жасмин).

Обучающие задачи:

  • закрепляем умение правильно держать карандаш;
  • учимся рисовать геометрические фигуры по контуру.

Предложите ребенку обвести по контуру все, что изображено в рамках, соблюдая направление, указанное стрелками, и стараясь не отрывать карандаш от бумаги.

Обучающие задачи:

  • закрепляем умение правильно держать карандаш (шариковую ручку);
  • учимся ориентироваться в пространстве листа;
  • учимся рисовать симметричные предметы по образцу ! (при помощи контура).

Предложите ребенку внимательно рассмотреть иллюстрации. Узнал ли он, что на них изображено? (Вероятнее всего, узнать знакомые предметы будет не трудно.) Спросите, что в иллюстрации показалось странным. (Каждая картинка разделена на две равные половины — одна нарисована ярко и хорошо видна, а другая лишь обозначена бледным контуром.)

Предложите малышу обвести незаконченные половинки картинок по контуру.

Когда ребенок закончит обводить контур, предложите ему еще раз внимательно рассмотреть каждую картинку и сравнить детали, из которых состоят их левые и правые половинки (их форму, количество, расположение относительно друг друга, направление линий). Малыш должен прийти к выводу, что левая и правая части каждой картинки состоят из одинаковых деталей, но расположены они зеркально («наоборот»): то, что на одной половинке находится слева, на второй половинке располагается справа.

Обучающие задачи:

  • закрепляем умение правильно держать карандаш (шариковую ручку);
  • учимся ориентироваться в пространстве листа;
  • учимся рисовать симметричные предметы по образцу (без помощи контура).

Задание 1

Дайте малышу рассмотреть иллюстрацию и выясните, узнает ли он предметы и живые существа, которые на ней изображены. Попросите рассказать, какие детали помогли ему прийти к правильному выводу. Затем предложите ребенку закончить рисунки так, чтобы правая половина каждой картинки стала точно такой же, как левая.

Обратите внимание ребенка на то, что необходимо постараться как можно точнее воспроизвести не только крупные, но и мелкие детали рисунка — передать их форму, правильно расположить, не ошибиться в их количестве.

Задание 2

Предложите ребенку рассмотреть рисунки, рассказать, что на них изображено, а затем закончить начатую художником работу так, чтобы левая половина каждой картинки стала точно такой же, как правая.

Обучающие задачи:

  • закрепляем умение правильно держать карандаш;
  • знакомимся с бумагой в клетку;
  • учимся ориентироваться в пространстве листа;
  • учимся рисовать по клеткам линии и простые фигуры.

Для выполнения следующих четырех упражнений ребенку понадобится тетрадь в клетку.

Начните цикл занятий, объединенных темой «Рисуем по клеточкам», с рассказа о тетради в клетку. Малыш должен узнать, что ни один школьник не может без нее обойтись. Предложите малышу внимательно рассмотреть тетрадный лист и попробовать описать его своими словами. Хорошо, если ребенок самостоятельно скажет, что вся бумага покрыта «маленькими квадратиками». Объясните, что эти квадраты называются клетками, у каждой есть четыре ребра и столько же углов. Покажите, как в клеточки ровными рядами вписывают цифры и буквы.

Затем предложите ребенку внимательно рассмотреть иллюстрацию и рассказать, что он видит. Убедившись в том, что малыш понимает, как нарисованы линии/ фигуры на образце (в каком направлении проведены, сколько клеточек при этом задействовано), предложите нарисовать точно такие же в тетрадке.

На следующих занятиях малышу следует потренироваться — обвести фигуры в рамках по контуру и только после этого приступать к самостоятельному копированию в тетрадь.

Обучающие задачи:

  • закрепляем умение правильно держать карандаш;
  • закрепляем умение работать на клетчатой бумаге;
  • учимся ориентироваться в пространстве листа;
  • учимся рисовать по клеткам простые и сложные узоры (по образцу).

Предложите ребенку внимательно рассмотреть и описать узор, представленный на иллюстрации. Малыш должен самостоятельно определить: откуда начат узор (из левой части листа!); в каком направлении проведена каждая линия; через сколько клеток проходит каждая линия;

какие линии проходят по ребру клетки, а какие — описывают дугу (петлю) внутри клетки.

Выполнять это задание удобнее всего с указкой в руках.

Затем приступайте к практической части урока, во время которой ребенок должен нарисовать в своей тетради такой же узор, как на рассмотренном образце.

Обучающие задачи:

  • закрепляем умение правильно держать карандаш;
  • учимся ориентироваться в пространстве листа;
  • учимся рисовать по клеткам простые и сложные узоры (писать графический диктант).

Занятие 1

В начале занятия вы должны объяснить ребенку, что ему предстоит выполнить совершенно новое задание — написать графический диктант, поэтому необходимо быть очень содранным: внимательно слушать, запоминать и точно следовать каждому указанию.

Суть задания состоит в том, что ребенок должен под вашу диктовку выстроить по клеточкам узор или рисунок: вы называете направление и количество клеток — малыш проводит соответствующую линию. Начинать каждый графический диктант следует с указания точки, от которой ребенок будет вести свой рисунок.

В начале каждого занятия желательно проводить простую короткую разминку, которая поможет сосредоточиться и настроиться на рабочий лад и вам и малышу. Например:

Отступи на 2 клеточки вправо от левого края листа и на 3 клеточки вниз от верхней кромки. Поставь точку. Приготовься к диктанту. Начинаем: одна клеточка вверх — одна клеточка вправо — одна клеточка вниз — одна клеточка вправо — две клеточки вверх — одна клеточка вправо — две клеточки вниз — одна клеточка вправо — одна клеточка вверх — одна клеточка вправо — одна клеточка вниз — одна клеточка вправо и т. д.

Готовый рисунок должен выглядеть так:

Убедившись в том, что малыш успешно справился с заданием разминки, можно приступать к основному упражнению.

Занятие 2

Задание 1

Отступи на 3 клеточки от левого края листа и на 3 клеточки от его верхней кромки. Поставь точку. Приготовься рисовать под диктовку. Начинаем: одна клеточка вправо — одна клеточка вверх — одна клеточка вправо — одна клеточка вверх — одна клеточка вправо — одна клеточка вниз — одна клеточка вправо — одна клеточка вниз — одна клеточка вправо — одна клеточка вверх — одна клеточка вправо — одна клеточка вверх — одна клеточка вправо — одна клеточка вниз — одна клеточка вправо — одна клеточка вниз — одна клеточка вправо — одна клеточка вверх — одна клеточка вправо — одна клеточка вверх — одна клеточка вправо — одна клеточка вниз — одна клеточка вправо — одна клеточка вниз — одна клеточка вправо.

Отступи на 6 клеточек вниз от начальной точки первого узора. Поставь карандаш на угол клетки и приготовься рисовать. Начинаем: одна клеточка вправо — одна клеточка вверх — одна клеточка влево — одна клеточка вверх — три клеточки вправо — одна клеточка вниз — одна клеточка влево — одна клеточка вниз — три клеточки вправо — одна клеточка вверх — одна клеточка влево — одна клеточка вверх — три клеточки вправо — одна клеточка вниз — одна клеточка влево — одна клеточка вниз — три клеточки вправо — одна клеточка вверх — одна клеточка влево — одна клеточка вверх — три клеточки вправо — одна клеточка вниз — одна клеточка влево — одна клеточка вниз — одна клеточка вправо.

Задание 3

Отступи на 6 клеточек вниз от точки, с которой начинался предыдущий узор. Поставь карандаш. Приготовься рисовать. Начинаем: две клеточки вверх — две клеточки вправо — одна клеточка вниз — одна клеточка влево — одна клеточка вниз — две клеточки вправо — две клеточки вверх — две клеточки вправо — одна клеточка вниз — одна клеточка влево — одна клеточка вниз — две клеточки вправо — две клеточки вверх — две клеточки вправо — одна клеточка вниз — одна клеточка влево — одна клеточка вниз — две клеточки вправо — две клеточки вверх.

Правильность выполнения диктанта проверьте по образцам, представленным на иллюстрации.

Занятие 3

Отступи на 3 клеточки вправо от левого края листа и на 5 клеточек вниз от верхней кромки. Поставь точку и приготовься рисовать. Начинаем: две клеточки вправо — одна клеточка вверх — одна клеточка вправо — две клеточки вверх — две клеточки вправо — две клеточки вниз — одна клеточка вправо — одна клеточка вниз — две клеточки вправо — две клеточки вниз — две клеточки влево — одна клеточка вниз — одна клеточка влево — две клеточки вниз — две клеточки влево — две клеточки вверх — одна клеточка влево — одна клеточка вверх — две клеточки влево — две клеточки вверх.

Задание 2

Отступи на 3 клеточки от крайней правой границы предыдущего рисунка и на 5 клеточек от верхней кромки листа. Поставь точку. Приготовься рисовать. Начинаем: две клеточки вверх — одна клеточка вправо — одна клеточка вверх — две клеточки вправо — две клеточки вниз — одна клеточка вправо — одна клеточка вниз — одна клеточка вправо — одна клеточка вверх — одна клеточка вправо — две клеточки вверх — две клеточки вправо — одна клеточка вниз — одна клеточка вправо — две клеточки вниз — две клеточки влево — одна клеточка вниз — одна клеточка влево — одна клеточка вниз — одна клеточка вправо — одна клеточка вниз — две клеточки вправо — две клеточки вниз — одна клеточка влево — одна клеточка вниз две клеточки влево две клеточки вверх одна клеточка влево — одна Kлеточка вверх — одна клеточка влево — одна клеточка вниз — одна клеточка влево — две клеточки вниз — две клеточки влево — одна клеточка вверх — одна клеточка влево — две клеточки вверх — две клеточки вправо — одна клеточка вверх — одна клеточка вправо — одна клеточка вверх — одна клеточка влево — одна клеточка вверх — две клеточки влево. Дополнительно предложите малышу обвести квадратик в самом центре получившейся фигуры.

Проверьте по образцу, правильно ли выполнено задание.

Отступи на 3 клеточки вправо от левого края листа и на 10 клеточек вниз от верхней кромки и поставь точку. Приготовься к диктанту. Начинаем: одна клеточка вверх — одна клеточка вправо — одна клеточка вверх — одна клеточка вправо — одна клеточка вверх — две клеточки влево — одна клеточка вверх — три клеточки вправо — одна клеточка вверх — одна клеточка влево — одна клеточка вверх — одна клеточка влево — одна клеточка вверх — одна клеточка вправо — одна клеточка вверх — три клеточки вправо — одна клеточка вниз — одна клеточка вправо — одна клеточка вниз — одна клеточка влево — одна клеточка вниз — одна клеточка влево — одна клеточка вниз — три клеточки вправо — одна клеточка вниз — две клеточки влево — одна клеточка вниз — одна клеточка вправо — одна клеточка вниз — одна клеточка вправо — одна клеточка вниз — гри клеточки влево — две клеточки вверх — одна клеточка влево — две клеточки вниз — три клеточки влево.

Задание 2

Отступи на 5 клеточек вправо от верхней правой точки первого рисунка и на 2 клеточки вниз от верхней кромки листа. Поставь точку и приготовься к диктанту. Начинаем: пять клеточек вправо — две клеточки вниз — одна клеточка влево — одна клеточка вниз — одна клеточка влево — пять клеточек вниз — три клеточки вправо — одна клеточка вниз — две клеточки влево — одна клеточка вниз — одна клеточка вправо — одна клеточка вниз — две клеточки влево — одна клеточка вниз — одна клеточка влево — девять клеточек вверх — одна клеточка влево — одна клеточка вверх — одна клеточка влево — две клеточки вверх.

У малыша должны получиться такие рисунки:

Обучающие задачи:

  • закрепляем умение правильно держать карандаш;
  • учимся ориентироваться в пространстве листа;
  • учимся рисовать предметы и узоры по клеткам и точкам.

Занятие 1 (1—2)

Обратите внимание ребенка на то, что этот рисунок не простой, потому что состоит из прямых линий, каждая из которых соединяет две точки. Сами же точки расставлены «по клеточкам» — то есть каждая из них занимает на листе свое строго определенное место. Объясните, что благодаря этому рисунок можно в точности повторить — нужно только правильно определить, где должна стоять каждая точка.

Прежде чем приступать к выполнению практической части, предложите малышу определить местоположение каждой точки на готовом рисунке. Чтобы справиться с этой задачей, необходимо выбрать точку, от которой вы начнете счет. В данном случае удобнее всего начать счет от носовой части корабля.

Координаты первой точки — девять клеток вверх от нижней кромки листа и шесть клеток вправо от его левого края. Определив местоположение этой точки, продолжайте «строить» корпус судна. Координаты второй точки — четыре клетки вправо и три клетки вниз от носа корабля. Следующая точка находится на расстоянии двух клеток вправо и двух клеток вниз от второй точки. И т. д.

Завершив «расчеты» корпуса, переходите к мачте и флагу.

Когда вы убедитесь в том, что малышу понятен принцип построения рисунка по клеткам и точкам, предложите ему определить, какие точки и линии пропущены на второй иллюстрации, и завершить рисунок.

Когда ребенок закончит рисовать парусник, дайте ему немного отдохнуть (проведите разминку для рук), а затем предложите обвести по контуру и дорисовать другие части картинки: солнце, чаек, море.

Занятие 2(3)

Предложите ребенку вспомнить, чем он занимался на предыдущем занятии, и попытаться самостоятельно определить положение точек, являющихся основой для этого рисунка.

Внимательно слушайте объяснения малыша, помогайте ему вовремя замечать и исправлять ошибки. Затем ребенок должен будет нарисовать точно такую же картинку в своей тетради, постоянно сверяясь с образцом. (Чтобы малышу было легче работать, заранее начертите в его тетради рамку, размер которой соответствует величине иллюстрации.)

Обучающие задачи:

  • закрепляем умение правильно держать пишущий предмет;
  • знакомимся с бумагой в линейку и учимся ориентироваться ; в пространстве линованного листа;
  • учимся вписывать в линейку палочки, крючки, петли, дуги, овалы.

Начните первое занятие с вступительной беседы, посвященной тетради в линейку. Малыш должен узнать, что ни один школьник не может без нее обойтись. Попросите своего юного ученика внимательно рассмотреть тетрадный лист и постараться описать его своими словами. Малыш должен заметить, что на листе чередуются широкие и узкие линии. Будет очень хорошо, если он сам захочет узнать, для чего нужна такая разметка. Объясните, что узкая линейка помогает научиться писать аккуратные, одинаковые по размеру буквы и ровно вести строку, а широкая линейка позволяет регулировать величину промежутков между написанными строчками.

После такого вступления можно переходить к практической части упражнения.

Предложите ребенку внимательно рассмотреть образец, обвести линии по пунктирному контуру, а затем нарисовать точно такие же в своей тетради.

Занятия 1—3

Обязательно напоминайте ребенку, что все «узоры» необходимо вести от начала строки — слева направо. Кроме того, обращайте внимание на то, что все линии и фигуры следует изображать, делая легкий наклон относительно строки. (Если в купленной вами тетради в узкую линейку нет вертикальной косой разметки, которая помогает ребенку следить за наклоном знаков при письме, сделайте ее сами, используя иллюстрацию из книги в качестве образца.)

Занятия 4—8

Обучающие задачи:

  • закрепляем умение правильно держать карандаш (шариковую ручку);
  • закрепляем умение ориентироваться в пространстве листа; закрепляем умение копировать геометрические фигуры по образцу (без помощи контура).

Предложите ребенку рассмотреть изображенные на рисунке фигуры и нарисовать точно такие же на отдельном листе. Образец должен все время находиться у ребенка перед глазами. Пользоваться линейкой, циркулем и трафаретами нельзя.

В конце каждого занятия необходимо проверить, насколько хорошо ребенок справился с выполнением задания. Вот что нужно при этом учесть:

  • —    Не следует требовать от ребенка абсолютной точности копирования.
  • —    Обратите внимание на то, как ребенок расположил фигуры на листе: сделан ли отступ от верхнего и нижнего края, размещаются фигуры равномерно по всему листу или «теснятся» на одной половине и др.
  • —    Проверьте, совпадает ли последовательность фигур на рисунке малыша с порядком расположения их на картинке-образце.
  • —    Размер нарисованных ребенком фигур также имеет значение — они не должны быть намного крупнее или мельче, чем на образце.
  • —    Количество деталей в сложных фигурах («мельница», «соты», «круги внутри круга» и др.) должно быть таким же, как на образце. Кроме того, должны быть соблюдены пропорции и правильно передано расположение деталей относительно друг друга.
  • —    При хорошем умении ребенка ориентироваться на пространстве листа и соответствующем возрастной норме развитии координации руки прямые линии на рисунке не должны отклоняться от заданного образцом направления более чем на 30 градусов.

Обучающие задачи:

  • закрепляем умение правильно держать карандаш (шариковую ручку);
  • закрепляем умение ориентироваться в пространстве листа;
  • закрепляем умение копировать рисунок по образцу (без помощи контура).

Для выполнения заданий понадобится лист белой нелинованной бумаги. Упражнение рассчитано на два занятия. Суть заданий одинакова.

Предложите ребенку внимательно рассмотреть рисунок, рассказать, что на нем изображено, а затем нарисовать точно такой же на листе нелинованной бумаги. Во время работы образец будет постоянно находиться у ребенка перед глазами. Пользоваться линейкой или какими-либо трафаретами нельзя.

Занятие 1

На что необходимо обратить внимание, проверяя качество выполнения задания:

  • —    Сумел ли ребенок точно повторить композицию картинки: всели основные детали поместились на листе и расположились на своих местах; не сместилась ли композиция в целом к краю листа.
  • —    Совпадает ли размер нарисованных ребенком предметов с величиной предметов на картинке-образце.
  • —    Всели мелкие детали перенесены в нужные места.
  • —    Совпадает ли количество цветов в вазе и яблок в тарелке на рисунке малыша с их количеством на образце.
  • —    Сколько складок на занавеске.
  • —    Есть ли кайма у скатерти (если есть, как она нарисована).
  • —    Насколько точно выполнена штриховка (совпадает ли форма и направление линий с образцом).

На что необходимо обратить внимание, проверяя качество выполнения задания:

—    Сумел ли ребенок точно повторить композицию картинки: все ли основные детали поместились на листе и находятся на своих местах.

  • —    Совпадает ли размер нарисованных ребенком предметов с величиной предметов на картинке-образце.
  • —    Насколько точно малышу удалось выдержать направление горизонтальных и вертикальных линий (не «заваливаются» ли в сторону дом и забор, не «сползает» ли с домика крыша).
  • —    Всели мелкие детали были перенесены в нужные места.
  • —    С какой стороны крыши нарисована труба.
  • —    Совпадает ли количество досок в заборе на рисунке малыша с количеством досок на картинке-образце.
  • —    Так ли, как на образце, изогнута струйка дыма, поднимающегося из трубы.
  • —    Из скольких кругов состоит солнечный диск. Изображены ли лучи прерывистыми линиями, как на образце.
  • —    Верно ли выполнена штриховка (особое внимание обратите на крышу, фундамент, газон, облако и дождик).

Обучающие задачи:

  • закрепляем умение правильно держать карандаш;
  • закрепляем умение ориентироваться в пространстве листа;
  • закрепляем умение копировать рисунок по клеткам и точкам.

Малыш должен внимательно рассмотреть иллюстрацию, рассказать, что на ней изображено, а затем нарисовать точно такой же рисунок в своей тетради. (Вам необходимо заранее начертить в ней рамку, размеры которой точно соответствуют размерам образца.)

Проверяя задание, обратите внимание, сумел ли ребенок точно определить положение всех основных точек и все ли мелкие детали перенесены на свои места.

Обучающие задачи:

  • закрепляем умение правильно держать карандаш;
  • закрепляем умение ориентироваться в пространстве листа;
  • закрепляем умение выстраивать композицию;
  • закрепляем умение копировать рисунок по образцу.

Предложите ребенку внимательно рассмотреть рисунок и рассказать, что на нем изображено:

  • —    перечислить, из каких элементов состоит узор;
  • —    объяснить, в каком порядке расположены эти элементы;
  • —    назвать и показать все цвета, которыми раскрашен узор.

Затем малыш должен нарисовать «точно такой же» узор на листе белой бумаги, сверяясь с образцом.

Помните, что от малыша нельзя требовать абсолютно точного копирования узора. Чтобы оценить, насколько успешно он справился с заданием, нужно обратить внимание на следующие моменты:

  • —    Расположен рисунок по центру листа или заметно смещен к какому-либо краю.
  • —    Верно или неверно воспроизведена композиция: всели основные детали в ней присутствуют, соблюдена ли симметрия.
  • —    Соответствует ли размер рисунка образцу или существенно от него отличается.
  • —    Все ли детали ориентированы в нужном направлении (например: куда повернуты основания треугольников и т. п.).
  • —    Правильно ли выбраны цвета для различных деталей узора.
  • —    Насколько аккуратно выполнена штриховка (покрывает ли детали рисунка равномерно, часто ли выходит за пределы контура рисунка).
admin:
Related Post