Следует заметить, что умение читать не относится к числу требований, которым необходимо «в обязательном порядке» соответствовать, чтобы поступить в школу и попасть в сильный класс. Некоторые педагоги и методисты даже высказывают мнение о том, что ребенок ни в коем случае не должен учиться читать раньше, чем ему исполнится пять-шесть лет, так как это не соответствует естественному развитию малыша. В то же время существует множество научно обоснованных методик, предлагающих начинать обучение чтению с самого раннего возраста.
Мы постараемся придерживаться здравого смысла. Тем более что дети, которым посвящена эта книга, по всем показателям «созрели» для обучения чтению на родном языке — во всяком случае, теоретически. Последняя оговорка сделана нами не из лукавства. Она адресована тем родителям, чей ребенок до сих пор не проявлял интереса к самостоятельному чтению. Малыш может с удовольствием слушать сказки, если их читает взрослый, и разучивать стихи на слух, но не пытается сам взять в руки книгу или прочитать вывеску над магазином. Можно предположить, что в такой ситуации ребенок еще действительно не готов к освоению грамоты. В этом нет ничего ужасного, ведь от первого школьного звонка вас отделяют еще полтора-два года, в течение которых малыш буквально каждое утро будет просыпаться «другим человеком». И если он пока не хочет учиться читать самостоятельно, не заставляйте его делать это «из-под палки», лучше попытайтесь заинтересовать.
Однако многие дети старшего дошкольного возраста проявляют искренний интерес к чтению. И наша задача — грамотно помочь им освоить эту премудрость.
На что же следует обратить внимание, готовясь к занятиям? Прежде чем приступать к освоению грамоты, необходимо заняться формированием у ребенка произвольного внимания и памяти. Малышу придется осваивать буквы: запоминать их облик, учиться соотносить букву и звук, отличать буквы от абстрактных значков (например, от цифр) и друг от друга. Для этого нужна хорошая память, а еще время и силы, которые понадобятся не только малышу, но и вам. Поэтому необходимо набраться терпения и приготовиться к тому, что заниматься придется долго, а уроки проводить часто. В то же время занятия не должны быть изнурительными, однообразными и скучными. Поэтому их нужно проводить с особым радостным настроением. Желательно подбирать к каждому уроку дополнительный иллюстративный материал (красочные изображения предметов, названия которых начинаются на ту или иную букву; сами буквы, изготовленные из разных материалов, и т. п.).
Не забывайте повторять пройденное! В противном случае, благополучно добравшись до буквы «Я», вы обнаружите, что «А» и «Б» превратились в смутное воспоминание и нужно все начинать сначала.
Смело отправляйтесь в путешествие по страницам нашего занимательного букваря и помогите малышу открыть для себя чудесный мир книг.
Обучающие задачи:
- закрепляем представления о буквах и звуках;
- знакомимся с гласными и согласными звуками и буквами;
- знакомимся с печатными и прописными заглавными и строчными буквами;
- учимся (или закрепляем умение) находить нужную букву в начале, середине и на конце слова.
Начать первое занятие желательно не с выполнения практического задания, ас небольшой вводной беседы. Если малыш уже владеет начальными навыками чтения, повторите с ним все, что он знает о буквах и звуках. Если же вы только начинаете осваивать алфавит, напомните ребенку о том, что все слова, которые он слышит, могут жить и на бумаге. Предложите ребенку произнести несколько слов «по буквам», выделяя каждый отдельный звук. Так малыш сможет почувствовать, что слово состоит из множества звуков. Затем объясните, что каждый звук можно обозначить какой-то определенной буквой, — таким образом, благодаря буквам звуки можно не только услышать, но и увидеть.
Обязательно обратите внимание ребенка на то, что одни буквы в книжке изображены красным цветом, а другие синим. Объясните, что
— красные буквы — это гласные; звуки, которые они обозначают, можно пропеть в полный голос;
— синие буквы — это согласные; звуки, которые скрываются за ними, произнести нараспев нельзя.
Предложите ребенку проверить это утверждение «опытным путем» — сначала попробовать пропеть гласный звук («а-а-а», «и-и-и», «о-о-о», «у-у-у», «ы-ы-ы», «э-э-э»), а потом попробовать во весь голос протянуть согласный (например, «б», «д», «к»).
Также расскажите малышу, что его ожидает знакомство с разными обличиями одних и тех же букв.
Люди издавна используют разные способы написания одних и тех же букв для книгопечатания и для письма «от руки». Одна и та же буква в печатном и прописном варианте может выглядеть совершенно по-разному. Более того, совершенно непохожими друг на друга могут быть печатная заглавная («большая») и печатная строчная («маленькая») буквы, прописная заглавная и прописная строчная буквы. И к этому необходимо привыкнуть, чтобы никогда не испытывать трудностей при чтении самых разных книг и рукописных документов.
Все задания, представленные в этом упражнении, одинаковы по сути. Ребенок должен:
— познакомиться с обликом буквы;
— определить, является она гласной или согласной;
— найти на картинках предметы, в названиях которых есть эта буква;
— указать, в какой части слова находится нужная буква (в начале, в середине,
в конце);
— самостоятельно либо с вашей помощью (это зависит от уровня подготовленности ребенка) отыскать «карточки» с соответствующими словами, подчеркнуть или обвести в них нужную букву и стрелкой соединить карточку с предметом, название которого на ней обозначено.
Задание 3
Задание 5
Задание 6
Вы добрались до сложной темы — «твердый знак». Чтобы ребенок мог успешно ее освоить, необходимо в доступной форме объяснить ему, что в алфавите нет бесполезных букв. Каждая обязательно что-то обозначает. Почти все буквы могут звучать не только в словах, но и сами по себе. Но две буквы — твердый знак и мягкий знак — ведут себя по-особенному. Оказавшись вне слова, они «молчат» — их нельзя произнести отдельно от слова. Но многие слова не могут обходиться без этих букв. Убери их со своих мест, и слова потеряют не только свой облик, но и смысл. Например, сравните значение слов в парах «съесть/сесть», «барабань/барабан», «мель/мел», «моль/мол».
При выполнении этого задания могут возникнуть трудности. Объясните ребенку, что «ы» — «хитрая» буква, которая всегда прячется внутри слова, поэтому нет ни одного предмета, название которого начиналось бы на «ы».
Выбирайте примеры с учетом того, что не все слова в русском языке пишутся так же, как слышатся и произносятся. Старайтесь не использовать слова, в которых звук «ы» слышится после шипящих. Вы-то помните, что в сочетаниях «жи/ши» пишется «и», а вот ребенок этого еще не знает! Поэтому лучше заранее приготовить карточки с «безопасными» примерами: бык, дыня, дыра, тыква, пыль, сын, крыло. Ни в коем случае не используйте слова «лыжи» и «мыши», так как они могут по-настоящему сбить ребенка с толку.
Обучающие задачи:
- закрепляем представления о буквах и звуках;
- закрепляем представления о числах и цифрах.
Задание 1
Предложите ребенку внимательно рассмотреть таблицу. В ней изображены буквы и абстрактные значки. Ребенок должен вычеркнуть из таблицы все, что не является буквами. Сделать это нужно так же, как показано на образце в верхней строке таблицы.
Обязательно проверьте, насколько успешно ребенок справился с поставленной задачей. Попросите по порядку назвать буквы — сначала в каждой строке таблицы, затем в каждой колонке, рассказать, какие из них являются гласными, а какие — согласными.
Задание 2
В этом задании ребенку необходимо обвести все буквы зеленым карандашом, а изображения предметов — желтым. Образец представлен в верхней строке таблицы.
После того как вы проверите правильность выполнения задания, попросите ребенка сначала назвать отдельные буквы, а затем (там, где это возможно) попробовать прочитать слитно сочетания букв.
Подсказка для родителей
В этой таблице «спрятались» не только отдельные слоги, но и целые слова.
Задание 3
На этот раз ребенку предстоит «отделить» буквы от цифр — обвести все буквы в таблице красным карандашом, а цифры — синим так же, как показано на образце.
Внимательно проверьте, все ли малыш сделал правильно. Затем попросите ребенка:
- назвать по порядку все буквы — сначала в строчках, а затем в колонках;
- найти в таблице строчки и колонки, где оказались только гласные буквы;
- по порядку назвать все цифры — сначала в строчках, а затем в колонках;
- сказать, какая цифра не попала в эту таблицу.