Спросите у малыша, чем, по его мнению, отличаются друг от друга чемодан, чемоданчик и чемоданище. Предложите показать их на картинке.
Ребенок должен прийти к выводу, что чемоданчик — это чемодан маленького размера, а чемоданище — очень большого.
Предложите малышу поиграть в речевую игру: вы предлагаете слово, а он образует от него два новых — одно с уменьшительно-ласкательным значением, другое с оттенком преувеличения. Например: кот — котик — котище; хвост — хвостик — хвостище; усы — усики — усищи; руки — ручки — ручищи; дом — домик — домище; сапоги — сапожки — сапожищи; дождь — дождик — дождище.
Предложите ребенку выполнить просьбу, содержащуюся в тексте чистого-ворки, — сосчитать, из какого количества предметов состоит багаж.
Занятие 2
Основное задание
Предложите ребенку прослушать и разучить чистоговорку:
— Эй, стряпуха! Из чего тесто на пироги?
— Из молока с дрожжами да из пшеничной муки.
— А что, пироги-то с начинкою?
— Да не без того:
с грибами да с картошкой, с черникой да с морошкой…
— А с чем у тебя пряники?
— С корицей да со сладкой патокой.
Сначала прочитайте ее вслух — медленно, четко произнося каждое слово, выразительно. Спросите, все ли было понятно. Обязательно объясните значение слов, которые могут оказаться для ребенка новыми: стряпуха, дрожжи, морошка, корица, патока.
Дополнительное задание
В тексте чистоговорки упоминаются лесные ягоды — черника и морошка. Спросите ребенка:
Какие еще ягоды можно собирать в лесу?
(Земляника, брусника, малина, ежевика.) Какие ягоды люди выращивают в садах?
(Смородина, клубника, вишня, черешня.) Какие ягоды растут и в лесу, и в саду?
(Малина, земляника.)
Что, кроме ягод, можно собирать в лесу?
(Грибы, орехи.)
В качестве подсказки используйте картинки.
Занятия 3, 4, 5
Разучите с ребенком приведенные ниже чистоговорки. Объясните ему значение всех непонятных слов (торжок, нажну, плясать русского). Проследите за тем, как малыш произносит согласные звуки. Проверьте, верно ли он запоминает текст, не сбивается лис ритма.
1
Пошел котик на торжок, Купил котик пирожок. Пошел котик на улочку, Купил сладку булочку.
— Самому ли съесть Иль Аришке снесть?
Я и сам укушу И Аришеньке снесу.
2
Уж как я ль мою коровушку люблю, Уж как я ль-то ей крапивушки нажну. Кушай вволюшку, коровушка моя, Ешь ты досыта, буренушка моя.
Уж как я ль мою коровушку люблю, Сытна пойла я коровушке налью, Чтоб сыта была коровушка моя, Чтобы сливочек буренушка дала.
3
Баба сеяла горох. Прыг-скок,
Прыг-скок,
Обвалился потолок. Прыг-скок,
Прыг-скок.
Баба шла, шла, шла, Пирожок нашла,
Села, поела,
Опять пошла.
Баба стала на носок,
А потом на пятку,
Стала русского плясать, А затем вприсядку.
Составьте дополнительные вопросы, подобные тем, что представлены в первом и втором задании:
— поговорите о том, как образуются слова с уменьшительно-ласкательным значением (улочка, булочка, Аришенька, коровушка);
— обсудите жанровые особенности каждой скороговорки (первая — потешка, вторая — народная крестьянская песня, третья — потешка-небылица);
— проведите беседу на тему «Что мы знаем о жизни в деревне», «Как жили в старину»;
— прочитайте и инсценируйте вместе с малышом народные сказки, в которых есть такие же персонажи, как и в чистоговорках, — разумный кот, коровушка, глупая баба («Кот и лиса», «Кот, петух и лиса», «Хаврошечка», «Бритострижено» и др.).
В роли чистоговорок могут выступать не только народные песенки и потешки, но и многие произведения классической и современной поэзии. В качестве примера приведем несколько стихотворений и фрагментов из поэтических текстов.
А. С. Пушкин
***
Царь увидел пред собою Столик с шахматной доскою.
Вот на шахматную доску Рать солдатиков из воску Он расставил в стройный ряд.
Грозно куколки сидят,
Подбоченясь на лошадках,
В коленкоровых перчатках,
В оперенных шишачках,
С палашами на плечах.
К. Д. Бальмонт Ручеек
Ручеек, ручеек,
Ты, как ниточка, идешь.
Под тобой блестит песок.
Весел ты, хоть неглубок.
Ручеек, ручеек,
Ты уходишь и поешь.
Вьются пчелки меж стеблей, Прогудит мохнатый шмель.
Ты бежишь скорей, скорей.
Вдруг неволя средь камней — Вспенясьзвонче, веселей, Зажурчишь ты: «Мель, мель, мель!» Неширок ты, ручеек,
Неглубок ты, ну так что ж!
Ручеек, ручеек,
Ты бежишь и ты поёшь.
А. А. Блок
Ворона
Вот ворона на крыше покатой Так с зимы и осталась лохматой…
А уж в воздухе — вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны…
Вдруг запрыгала вбок глупым скоком, Вниз на землю глядит она боком:
Что белеет под нежною травкой?
Вот желтеют под серою лавкой
Прошлогодние мокрые стружки…
Это всё у вороны — игрушки,
И уж так-то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей привольно!..
В. В. Маяковский
Эта книжечка моя про моря и про маяк
(Отрывок)
Разрезая носом воды, ходят в море пароходы.
Дуют ветры яростные, гонят лодки парусные.
Вечером, а также к ночи, плавать в море трудно очень.
Все покрыто скалами, скалами немалыми.
Капитан берет бинокль, но бинокль помочь не мог.
Капитану так обидно — даже берега не видно.
Закружит волна кружение, вот и кораблекрушение.
Вдруг — обрадован моряк: загорается маяк.
В самой темени как раз показался красный глаз.
Поморгал — и снова нет, и опять зажегся свет.
Здесь, мол, тихо — все суда
заплывайте вот сюда.
Обучающие задачи:
- учимся чисто произносить звуки «с», «ч», «ш», «ж», «р»;
- учимся произносить и запоминать скороговорки.
Как работать со скороговорками
Скороговорками называют очень короткие (1—2 предложения), но не всегда простые для разучивания тексты, максимально насыщенные «проблемными» согласными звуками и звуковыми сочетаниями: «р», «с», «ш», «ж», «ч», «щ», «к-т», «п-т», «в-л-р» и т. д.
Разучивая скороговорки, необходимо следить за тем, чтобы ребенок старался внятно произносить все согласные звуки, а также не путал и не переставлял местами гласные. Помните, что текст скороговорки не должен быть для ребенка чем-то бессодержательным. В противном случае он вряд ли когда-нибудь сумеет произнести ее без ошибок. Чем лучше малыш понимает содержание текста, тем проще ему этот текст запомнить.
Никогда не просите быстро повторить скороговорку с первого раза. Пусть ребенок освоит все сложности в спокойном темпе, а его язык постепенно привыкнет к необычным звуковым сочетаниям. Только после этого можно переходить к настоящему «скороговореник», увеличивая темп прочтения скороговорки от раза к разу.
Работая со скороговорками, не ограничивайтесь двумя-тремя наиболее известными образцами этого жанра («Ехал грека», «Шла Саша по шоссе», «На дворе трава»). Сегодня несложно найти сборники, в которых широко представлены фольклорные скороговорки. Если же вас по каким-либо причинам эти скороговорки не удовлетворяют, вы можете составить собственные — это не так трудно, как может показаться на первый взгляд. Главное — соблюдайте несколько правил:
- скороговорка должна быть короткой;
- скороговорка должна иметь понятное ребенку содержание;
- в скороговорке недопустимы грамматические ошибки (неправильное употребление грамматических форм);
- скороговорка должна быть насыщена повторяющимися сложными звуковыми сочетаниями (особенно это касается сочетаний согласных звуков).
Стоит заметить, что среди скороговорок, представленных в данном упражнении, есть как традиционные (фольклорные), так и те, что были составлены специально для этой книги.
Скороговорки для разучивания:
- Несет мишка в шапке шишки, а зайчишка в лукошке — чуток горошка.
- Ласточка-лапушка, далеко ли летала? Ласточка-лапушка, много ли видала?
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Наловил Фроллиней, а Валерий — карасей и форелей.
- На колокольне колокола, а у калитки колокольчики.
- На попоне для пони — помпоны.
- Шарф из шерсти, шаровары из шелка.
- Построили трассу километров в триста.
- Подралась жаба с жабой из-за жбана желудей.
- Чудак черепаху прячет в чулане на дне чемодана.