X

Основные причины неврозов у дошкольников

Мы уже говорили в первой главе о причинах и путях развития невротических реакций, сейчас же остановимся на тех Жизненных ситуациях и коллизиях, которые вызывают у детей-дошкольников перенапряжение раздражительного или тормозного процессов или их ошибку. Несмотря на разнообразное проявление невротических реакций, есть немало типичных коллизий и психотравмирующих ситуаций, которые предшествуют возникновению нервных заболеваний. Ученые выделяют две основные категории психических травм: острый неожиданный испуг и длительная неблагоприятная обстановка в семье.

Испуг могут вызвать совершенно непредвиденные обстоятельства, которые родители не в силах предупредить. Например, нападение собаки, стихийное бедствие — пожар, гроза, автомобильная авария, агрессивное поведение пьяного незнакомца. Однако чаще всего испуг бывает обусловлен неправильной тактикой воспитания, возникает как результат различного рода запугиваний. Например: «будешь плохо себя вести, тетя врач сделает укол» или «отдам дяде милиционеру» пли «не будешь слушаться, — утащит собака» и т. д.

И вот безобидный, виляющий хвостом Шарик, подбежавший к малышу, становится сверхсильным раздражителем, а врач, пришедший к больному ребенку, вызывает у него ужас. «Бука», которым пугали родители, является к малышу ночью во сне, и тот в страхе просыпается, кричит, долго не может успокоиться. Испуг в результате запугивания— причина невротической реакции у Вовы Матросова из рассказа «Почемучка». Иногда причина испуга — неправильное поведение родителей: внезапная драка, агрессия пьяного отца. Вспомним Марину из рассказа «Папа-пьяница». У неподготовленных впечатлительных детей испуг может вызывать даже появление ряженых» на детских утренниках, «агрессивная реакция дикого зверя в зоопарке, сильное переживание при выступлении воздушных гимнастов в цирке.

К длительно действующим психотравмирующим факторам относится прежде всего неблагополучная обстановка в семье: частые скандалы, ссоры. Они вызывают у ребенка перенапряжение тормозного процесса и срыв высшей нервной деятельности. Различные взгляды родителей на воспитание также нередко ведут к развитию невроза у детей. Например, отец чрезмерно строг, наказывает по пустякам, мать, наоборот, во всем уступает ребенку. Мало этого, родители в присутствии малыша спорят о методах воспитания, ссорятся, бранятся. Отец отменяет решение матери, а мать втайне от отца разрешает ребенку не выполнять его указаний и распоряжений. Еще хуже, когда один родитель настраивает ребенка против другого, например, при распаде семьи. В результате — у ребенка происходит ошибка нервных процессов.

Тяжелые переживания вызывает почти у всех детей появление в семье второго ребенка. В тех случаях, когда родители не подготавливают старшего к появлению нового члена семьи, резко изменяют к нему Отношение, охладевают, а все внимание устремляют на маленького, старший ребенок начинает ревновать к младенцу, иногда даже проявляет по отношению к нему агрессию, бьет, кусает, требует у родителей выбросить маленького, отдать кому-нибудь. При отсутствии должного такта и внимания к старшему ребенку, у него как реакция «протеста» развивается невроз.

Одной из причин реакций протеста служит также повторный брак. Ребенок отказывается признать отчима или мачеху, выгоняет их, ревнует к ним.

Смерть близких родственников, разлука с родителями, особенно с матерью, также довольно часто становятся для ребенка сверхсильными раздражителями.

Невротическая реакция может возникнуть как следствие подавления родителями тяги малыша к самостоятельности, независимости, при сковывании строгими запретами его активности и подвижности.

Чрезмерное внимание родителей к кормлению, безапелляционный диктат при этом или излишние уговоры нередко приводят к потере аппетита, нервности и капризности. Психической травмой может стать также неизбежный перелом жизненного стереотипа при поступлении ребенка в детские дошкольные учреждения. Это особенно касается чрезмерно балованных и изнеженных детей, а также детей со слабым типом нервной системы. Само по себе изнеживающее воспитание, когда ребенок становится кумиром семьи, очень часто приводит к нервности, становится причиной невроза, иногда «отсроченного» по времени.

Предрасполагающей «почвой» для развития невротических реакций служат длительные

заболевания внутренних органов (ревматизм, туберкулез, хроническая пневмония, частые ангины, порок сердца), инфекционные болезни, черепно-мозговые травмы. Они истощают центральную нервную систему, снижают компенсаторные свойства организма, в связи с чем даже обыденные жизненные коллизии порой становятся для ослабленных детей сверхсильными раздражителями, ведут к неврозу.


«Типичные» неврозы

В этом разделе мы расскажем о различных формах нервных заболеваний, встречающихся в дошкольном возрасте. Оговоримся сразу: все эти заболевания могут возникать и в более поздние возрастные периоды, но все-таки чаще всего они развиваются у дошкольников. Детские неврозы имеют ряд характерных признаков, отличающих их от неврозов у взрослых. И самый главный при-4J знак: в клинической картине заболевания доминирует, как правило, какой-то один ведущий симптом, например, расстройство речи, мочевыделительной функции, аппетита, сна и т. д. В научной литературе эти неврозы так и назвали моносимптоматическими, т. е. односимптомными.

Конечно, наряду с основным ведущим симптомом имеются и другие болезненные проявления (раздражительность, вспыльчивость, капризность, плаксивость, повышенная утомляемость), но все эти побочные симптомы играют, как правило, второстепенную роль, служат как бы фоном основного невротического расстройства.

Очень часто неврозы у детей сопровождаются вегетативными нарушениями. Дети бледнеют или краснеют, обливаются потом, их бросает в жар или в холод, тело пронизывает мелкая дрожь, иногда встают «дыбом» волосы, появляется «гусинная» кожа, дети непроизвольно мочатся или испражняются под себя, нередко наблюдается повышение температуры порой до высоких цифр (38—39°). Происходит это вследствие функциональной незрелости высших отделов центральной нервной системы и недостаточной корковой корреляции деятельности вегетативных центров. В результате срыва высшей нервной деятельности вегетативные механизмы у детей легко высвобождаются из-под контроля коры больших полушарий мозга, что и определяет в значительной мере клиническую картину детских нервных заболеваний.

«Взрослых» неврозов, таких, как неврастения, психастения, истерия, у детей-дошкольников не встречается, однако механизмы развития и отдельные проявления невротических реакций очень часто бывают сходными. Повышенная впечатлительность, ранимость, мнительность, внушаемость, характерные для психастеников, нередко служат толчком для развития неврозов у детей двух—семи лет.

Переутомление, истощение центральной нервной системы, которые у взрослых вызывают неврастению, у дошкольников также способствуют возникновению невроза, но уже моносимптоматического. Однако наиболее часто невротические реакции у детей развиваются по истерическому механизму «условной желательности» или же по механизму патологически упрочившейся условной связи.

Павловская школа связывает развитие истерических неврозов со слабостью второй сигнальной системы. У детей двух—семи лет ввиду их физиологических и возрастных особенностей как раз слаба и неразвита вторая сигнальная система, поэтому и не удивительно, что механизмы развития у них невротических реакций чаще всего истерические.


Истерические симптомы

Одним из наиболее наглядных проявлений истерии являются припадки. Истерический припадок у дошкольника, проявляющийся обычно в форме «двигательной бури», может возникнуть либо как реакция протеста (помните припадок Бори из рассказа «Продайте Вовку обратно»), либо как реакций \’на испуг (припадок Юры из рассказа «Мишка-медведь»). Само оформление «двигательной бури», если мы сравним оба случая, в сущности одинаково. Несколько иначе «двигательная буря» как реакция страха и протеста против отца-пьяницы развивалась у Марины («Папа-пяница»), ной в этом случае основные проявления «бури» оказались почти такие же, как у Бори с Юрой.

Несмотря на почти одинаковое начало во всех трех случаях, заболевание в дальнейшем протекало у Марины, Бори и Юры по-разному. У Бори возникли припадки. Двигательная «буря» закрепилась у него по механизму «условной желательности». Что это за механизм? Ученые дают ему такую характеристику: «Реакции или формы поведения, которые в силу тех или иных причин сопровождаются положительной эмоциональной окраской, легко закрепляются, становятся чрезвычайно прочными и склонными к рецидивированию». Теперь вспомним, что произошло с Борей. В семье появился маленький Вовка. Внимание, которое раньше целиком родители уделяли Боре, они переключили па маленького. Вовка ревел, кричал ночами, не давал никому спать и все ему с рук сходило», а стоило Боре вечером сказать что-нибудь или хлопнуть дверью, как на него шикали, говорили, что он «Вовика разбудит». Мальчик тяжело переживал утрату первенства, ревновал родителей к младенцу, пытался различными способами привлечь к себе внимание, но безрезультатно. И вот, когда в результате перенапряжения тормозного процесса произошел срыв высшей нервной деятельности, выразившейся в форме двигательной «бури», родители, наконец, обратили внимание на старшего сына, проявили беспокойство о его здоровье. Боря вновь почувствовал их ласку заботу. Таким образом, мальчик припадком, невротической реакцией добился того, чего не мог достигнуть никакими другими способами.

Естественно, что припадки повторились, сработал механизм «условной Желательности».

У Юры такой «надобности» в повторении припадков не было, однако в результате срыва нервной деятельности объект испуга закрепился у него «а длительное время по механизму — патологически упрочившейся условнорефлекторной связи. Причем, произошла своеобразная генерализация страха. Мальчик стал бояться игрушечного мишки, собак, кошек, всего пушистого, даже меховой воротник вызывал в нем реакцию испуга, даже имя Миша будило болезненные воспоминания. Подобный же механизм сработал а у Марины. Одно только появление отца, даже трезвого, стало приводить ее в состояние страха. Истерический механизм развития невротической реакция можно отметить и у Вовы Матросова («Почемучка»). Только у него испуг вызвал не двигательную «бурю», а общую скованность — «отнялись руки, ноги, пропал голос», появился блефароспазм (не открывал глаз). Помимо «обездвиженности» и отсутствия речи у некоторых детей развиваются и такие истерические симптомы, как мнимая слепота, глухота, иногда «полная потеря чувствительности». В ряде случаев истерические припадки протекают в форме обмороков или вегетативных кризов с повышенной потливостью, покраснением или побледнением кожи, повышенном температуры и т. д.

Есть еще одна форма истерического реагирования. Встречается она, как и в случае с Борей, наиболее часто при появлении в семье второго ребенка. Трех-, четырехлетний малыш в ответ на утрату первенства вдруг теряет все приобретенные им навыки, становится беспомощным, требует, чтобы его брали на руки, кормили с ложечки, начинает тянуть в рот и сосать пальцы, иногда даже утрачивает речь и навыки опрятности, начинает нечленораздельно лепетать и мочиться под себя, причем, и умственные его способности порой «снижаются» до уровня годовалого дитяти.

Истерический механизм обычно является ведущим при развитии таких неврозов, как анорексия, нервный кашель, ночное недержание мочи, прохождение и даже заикание. Но обо всех этих нервных заболеваниях мы поговорим отдельно.


Анорексия

Анорексия в переводе означает отсутствие аппетита. Снижение аппетита или даже его отсутствие — одно из наиболее частых невротических симптомов у дошкольников. Не всегда можно говорить об истинной анорексии. Помните, как Боря решил ничего не есть, чтобы родители, наконец, обратили на него внимание. В данном случае анорексия возникла как реакция протеста на потерю первенства в семье. Снизиться аппетит также может в ответ на подавление самостоятельности, активности ребенка. В этом случае потеря аппетита становится средством (порой единственным) утверждения своего «Я».

Однако чаще всего анорексия возникает в результате чрезмерного и неуемного внимания родителей к вопросам питания и к самому процессу приема пищи. Чрезвычайное беспокойство взрослых об аппетите — уговаривание и упрашивание съесть еще одну ложечку «за папу, за маму, за бабушку, за тетю», попробовать кашку, попить компотик и т. п. — превращается для ребенка в своего рода игру.

Бывает, что перед малышом разыгрываются целые родительские спектакли, в которых различные буки и чудовища угрожают утащить ребенка в лес, если он не будет есть. Иные родители читают «для аппетита» интересные сказки, поют песни, пляшут, обещают различные покупки. Такого рода уговоры и сцены приводят к тому, что дети начинают использовать пониженный аппетит для достижения привилегированного положения в семье, для исполнения своих прихотей и капризов. Некоторые дети порой даже бравируют отсутствием аппетита, хвастаются перед посторонними людьми:

— Смотрите, а я ничего не ем!

Не менее опасно и насильственное кормление, когда родители, де считаясь ни с желанием, ни с наклонностями и вкусами ребенка, заставляют его есть — есть во что бы то ни стало, угрожают ремнем или другим наказанием. Еда у таких родителей превращается для детей в пытку. Вспомним, хотя бы рассказ «Дайте мне справку». Иногда насильственное кормление приводит к привычной рвоте, как случилось с Вовкой. Рвота — одно из\’ наиболее тяжелых осложнений анорексии, так как вызывает похудание и резкое истощение организма.

Анорексия развивается почти всегда, как результат неправильного воспитания, однако ошибки, приведшие к ней, порой не так-то легко выявить и распознать, они корнями уходят в младенческие годы. Особенно часто такие ошибки допускаются при введении в рацион питания прикорма. Ожоги при кормлении неостуженной пищей, раздражение твердыми комочками слизистой рта и глотки, например, при стоматите или ангине и любые другие неприятные ощущения грудного ребенка во время приема пищи закрепляются и становятся тормозом для развития аппетита в более позднем возрасте. Особенно это касается детей со слабым типом высшей нервной деятельности.

В научной литературе описан случай, когда девочка, лизнув по ошибке разведенную в чашке известь, долгое время отказывалась от пищи, имеющей белый цвет. Причем, когда мать подкрашивала белую пищу питательным кофе, девочка с удовольствием ее съедала. Временное снижение аппетита возникает, как правило, при различных заболеваниях, особенно инфекционных. Это не должно пугать. Важно другое: при неправильной тактике родителей «естественная» анорексия может перерасти в невротическую.

Нервный кашель

Появляется этот невроз приступами неукротимого кашля. Ребенок захлебывается, закатывается в кашле, его душат спазмы, вены на шее вздуваются, лицо и тело синеют, изо рта вываливается язык. Иногда приступ заканчивается кратковременной потерей сознания. По своему оформлению приступы эти напоминают коклюш. Они и возникают у детей, перенесших коклюш или видевших кашлевые приступы при коклюше у других детей.

В некоторых случаях приступы нервного кашля напоминают приступы бронхиальной астмы. Это бывает в тех случаях, когда в семье кто-нибудь из родственников страдает астмой и ребенок наблюдал астматические приступы.

Нервный кашель — одна из форм истерических неврозов, возникает он либо у чрезмерно избалованных, либо у «забитых», ограниченных строгими запретами, детей. Невроз развивается, как неосознанная реакция протеста, как защитная реакция попранного достоинства личности маленького человека.

Ночной энурез и энкопрез

Вначале объясним понятия. Энурез — это недержание мочи, энкопрез — недержание кала. На некоторых причинах возникновения данного невроза мы останавливались во второй главе, когда говорили о необходимой осторожности и последовательности при воспитании навыков опрятности. Возможен и истерический механизм возникновения невроза при неблагоприятной семейно-бытовой обстановке, распаде семьи, появлении второго ребенка и т. д. Иногда причиной энуреза является испуг, особенно в ночное время (гроза, пожар, агрессивное поведение пьяного отца).

В дошкольном возрасте бывают и единичные случаи ночного недержания мочи. Это случается при резком нарушении привычного для ребенка режима дня: после обильного питья вечером или рассказанной на ночь страшной истории. Недержание мочи и кала наблюдается при тяжелых инфекционных заболеваниях на фоне высокой температуры. Иногда причиной энуреза и энкопреза служат различные органические моменты: недоразвитие сфинктеров мочевого пузыря и прямой кишки, заболевания позвоночника и спинного мозга. В некоторых случаях ночное недержание мочи является первым симптомом эпилептической болезни, шизофрении, эндокринопатии (чаще при поражении гипофиза). Поэтому ни в коем случае нельзя заниматься самолечением энуреза, что, к сожалению, еще бытует, необходимо немедленно обратиться за помощью к врачу. Только врач может выявить истинные причины болезни, назначить правильное лечение и наметить правильную тактику воспитания и режима дня,

Заикание

Вначале приведем научное определение заболевания: «Логоневроз или заикание — это, вызванное судорогами мышц речевого аппарата, нарушение речи, при котором ее плавное течение прерывается независящими от воли больного остановками, повторениями отдельных букв, слогов или целых слов».

Теперь вспомним, что случилось с Мариком из рассказа «Не надо, папочка». После испуга мальчик стал как-то странно говорить ма-ма-ма-мамочка, и-и-и-игрушка, затем появились длительные остановки при произнесении слов: н-…е, н…а-а-а-адо. При этому мальчика краснело лицо, весь он напрягался, мышцы шеи судорожно сокращались. У Марика развились типичные симптомы заикания.

Имеется два вида заикания: клоническое и тоническое. При клоническом заикании ребенок повторяет по несколько раз один и тот же звук или слог (ма-ма-ма-мамочка). При тоническом заикании возникают длительные остановки при произнесении слова (н…е). Но чаще всего наблюдается смешанный вид: клоникотоническое заикание (н…а-а-адо).

Как и при других неврозах причиной заикания может стать острый испуг или же длительное перенапряжение. Но наряду с общими есть и свои специфические причины, ведущие к логоневрозу.

Наибольший процент начала заболевания падает на возраст от двух до пяти лет, т. е. на период формирования речи. Этот период (при незрелости речевого аппарата и его корковой корреляции) характерен повышенным влечением детей к слову. Учеными подсчитано, что дети в этом возрасте за день произносят около 15 тысяч слов.

Нередко родители начинают хвастаться друг перед другом, заставляют детей выступать перед гостями. И дети, подбадриваемые взрослыми-, взахлеб, на полной отдаче читают стихи и сказки. При этом неизбежно возникает перенапряжение нервных процессов, и случайная запинка, задержка при чтении, может оказаться роковой, привести к срыву коркового контроля над речевым аппаратом, а следовательно, к поломке этого аппарата и развитию заикания.

При формировании речи у детей обычно бывает две тенденции: стремление к быстроговорению и растягивание гласных, иногда с повторением отдельных слогов при произношении «трудных» слов. По возможности надо отучать детей от привычки говорить быстро, захлебываясь, но ни в коем случае нельзя фиксировать их внимание на недостатках, требовать повторения без запинки «трудных» слов. Надо дать детям время выговориться. И тогда физиологическое заикание исчезнет само собой, в противном случае может сработать механизм патологически упрочившейся условной связи,

Иногда причиной развития заикания служит такая возрастная особенность дошкольников, как стремление к подражанию. Поэтому нужно стараться изолировать детей от родственников и взрослых, страдающих логоневрозами.

Дети, по неразумению своему, часто смеются над заикающимися сверстниками, а иногда и дразнят их. Помимо того, что передразнивание душевно ранит детей-заик, оно иногда жестоко наказывает и самих обидчиков. Дети, еще недавно дразнившие своих товарищей, под влиянием психической травмы вдруг начинают заикаться сами и заикание у них, как правило, более тяжелое, чем у тех, кого они дразнили. Здесь опять действует механизм патологически упрочившейся условной связи. Поэтому надо безоговорочно и в корне пресекать любые попытки передразнивания.

В 10% случаев (по данным М. Е. Шуберт) заикание возникает в результате тяжелых инфекционных заболеваний — таких, например, как корь, скарлатина, дифтерия, коклюш. Известный советский психиатр В. А. Гиляровский объяснил это тем, что под влиянием высокой температуры у детей может наблюдаться кратковременная утрата приобретенных навыков, в том числе и затруднение в речи, что является для ребенка значительной психической травмой и обусловливает в ряде случаев возникновение логоневрозов.

Еще одна немаловажная деталь: заикание у мальчиков встречается в три-четыре раза чаще, чем у девочек. Ученые объясняют это тем, что общая моторика, в том числе и речевая, у девочек обычно лучше развита, чем у мальчиков. Кроме того, мальчики в силу своих особенностей чаще попадают в психотравмирующие ситуации.

У детей с неблагоприятным течением логоневроза нередко развиваются вторичные невротические черты: раздражительность, взрывчатость, агрессивность — в одних случаях, и мнительность, ранимость, плаксивость — в других. Очень часто дети-заики становятся замкнутыми, малообщительными, неразговорчивыми, у них развивается страх перед речью.

Один наш пациент, бесстрашно катавшийся на лыжах и прыгавший с трамплина, боялся выйти на улицу, ни с кем из ребят не общался, хотя ему очень хотелось найти друга. Только вечером с родителями он решался погулять во дворе. Днем же часами сидел у окна и в бинокль наблюдал, как играют его сверстники.

Нервные тики

Нервными тиками называют непроизвольные автоматизированные сокращения отдельных

мышечных групп: моргание, шмыгание носом, своеобразное движение губ, встряхивание головы, подергивание плечами или верхней частью тела, наконец, однообразное покашливание, придыхание, кряхтение.

Природа тиков еще не раскрыта полностью. Нередко они развиваются по механизму патологически упрочившейся условной связи. Очень часто тикозные движения первоначально носят защитный характер, например мигание при попадании в глаз соринки, вращательные движения шеей при тесном, воротнике, поддерживающее движение при ношении брюк без ремня.

Есть теория, объясняющая нервные тики как реакцию организма ребенка на ограничение активности, па вынужденную скованность и малоактивность. Жажда движения, подавленная строгостями и запретами, находит выход в непроизвольном сокращении отдельных мышечных групп.

Сторонники этой теории приводят в качестве примера поведение животных в зоопарке. Звери, запертые в тесных клетках, часами ходят из угла в угол, стереотипно встряхивая головой и оскаливаясь. Бесспорно, эти движения очень похожи па тикозные. Поэтому несмотря на некоторую ограниченность и условность данной теории, нельзя полностью сбрасывать ее со счетов.

Мы уже говорили, что подавление самостоятельности и активности ребенка неизбежно ведет к нервности. По-видимому, в ряде случаев это подавление обусловливает и нервные тики. Ведь чаще всего они возникают в период физиологического криза, когда дети особенно остро реагируют на ограничение самостоятельности, причем усиливаются тикозные движения обычно с приходом в школу, когда сам школьный уклад заставляет детей ограничивать свою двигательную активность,

Ночные страхи, снохождения Этот невроз чаще всего возникает в результате испуга, или после каких-либо неожиданных нервных переживаний у впечатлительных, ранимых детей. Иногда причиной ночных страхов служат запугивания взрослых «буками», «милиционерами», «уколами».

Проявляется этот невроз обычно так: ребенок неожиданно просыпается среди ночи, чаще с криком, глаза его полны ужаса, тело покрыто потом, он дико поводит глазами, иногда встает с постели, бегает или ходит по комнате, родственников -не узнает, не откликается на их обращение, вырывается, если его пытаются удержать. Иногда дети просыпаются, иногда успокаиваются, не просыпаясь, ложатся в постель и продолжают спать. Утром дети ничего о своем состоянии не помнят или отрывочно вспоминают, как о страшном сне.

Иногда -ночные страхи и снохождения являются предвестником эпилептической болезни, поэтому при возникновения этого невроза необходимо немедленное, тщательное врачебное обследование.

Другие симптомы детской нервности

Многие из детских невротических реакций сопровождаются головными болями. Иногда головные боли выступают как самостоятельный симптом, причиной которого является переутомление или повышение внутричерепного давления.

Много неприятностей доставляют родителям страхи детей. Такие дети боятся остаться дома одни, даже в дневное время. Часто у впечатлительных, нервных детей -наблюдается страх темноты. И крайне мучительным бывает у детей, возникающий под влиянием неосторожных разговоров взрослых, страх смерти!

Нервность детей может проявляться также крайней жестокостью и агрессивностью. Такие дети порой без всяких причин нападают на своих сверстников или младших по возрасту, жестоко бьют, щипают, кусают их. Эта жестокость не объяснима только на первый взгляд. Обычно она возникает как реакция имитации (т. е. подражания) на жестокое отношение взрослых, несправедливые наказания и чрезмерные строгости.

Итак, почти во всех случаях, не считая некоторых врожденных заболеваний, детская нервность — результат неправильного воспитания, неправильного отношения родителей к детям.

«Черный таракан»

Лечение и воспитание нервных детей чрезвычайно трудное дело. И не потому, что у медиков нет достаточно сильных лекарств, не потому, что наша педагогическая наука не разработала эффективных методов воспитания. Как раз наоборот, медики располагают широким диапазоном лекарственных препаратов, ученые-педагоги разработали немало оригинальных схем и эффективных методик, базирующихся на принципах индивидуального подхода к каждому ребенку.

Главная трудность воспитания нервных детей в том, что в первую очередь воспитанию и перевоспитанию подлежат не дети, а их родители.

Мы уже не раз говорили, что основной причиной детских нервных заболеваний являются ошибки воспитания,- Если те или иные ошибки, те или иные неправильные методы привели к неврозу, то вполне понятно, что для ликвидации невротической реакции необходимо устранить породившие ее ошибки, т. е. в корне изменить подход к ребенку, перестроить весь жизненный уклад семьи. И самое важное осознать свою ошибку, свою неправоту. А это — очень нелегко!

К тому же, перестройка должна проходить постепенно, незаметно для маленького пациента, она не должна превращаться в метание из крайности в крайность — от чрезмерных строгостей к неуемной ласке и наоборот. Такие перепады только усугубляют невроз.

Иногда необходимость «перестройки» сталкивается с непреодолимыми трудностями. Что делать, если причиной нервного заболевания послужило пьянство отца или распад семьи? Что делать, если нервная ошибка произошла в результате различных взглядов на воспитание, а следовательно, и различных подходов к ребенку со стороны родителей. В последнем случае никто из родителей конкретно не виноват и в то же время виноваты оба и обоим необходимо искать единственно правильный и согласованный подход, обоим необходимо перестраивать себя. От того, хватит ли у родителей терпения и мужества для такой «перестройки», хватит ли у них необходимого такта для коренного изменения семейного уклада, зависит и течение неврозов.

Родители одного\’ нашего пациента, страдавшего выраженной анорексией, рассказали, как тетка мальчика, у которой они отдыхали летом, «легко и просто» восстановила казалось бы совершенно пропавший аппетит сына.

Во время обеда, когда малыш уже хотел было по привычке отодвинуть тарелку с супом, тетка подсела к нему и доверительным тоном рассказала, что у нее в доме появился черный таракан, который поедает все подряд — и суп, и кашу, и даже компот. «Надо быть осторожным, — предупредила тетка, — черный таракан очень хитрый». Она подняла ложку с супом с таким расчетом, чтобы малыш мог до нее дотянуться, и начала оглядываться по сторонам: нет ли где черного таракана. Пока она оглядывалась, мальчик слизнул с ложки суп. Увидев пустую ложку, тетка всплеснула руками: «Какая же я разиня, смотрела, смотрела, а все-таки проглядела!» Таким же образом «таракан» съел и вторую ложку и всю тарелку, а потом и кашу и компот. Игра настолько захватила малыша, что он с нетерпением ждал ужина, чтобы снова ловить черного таракана.

Тетка не только сама создавала игровую ситуацию во время еды, но и подключала, использовала творческую фантазию самого ребенка. Например, подходит время обеда, а мальчик играет в шофера, бегает по комнате с обручем-рулем, надсаживается «в-в-в-в-в-в». Тетка не перебивает игру, включается в нее, говорит малышу: «У тебя бензин кончился, надо заправиться». Мальчик принимает ее предложение. Затем тетка говорит, что пока машина заправляется, шофер должен поесть. И логика игры заставляет ребенка зайти в «чайную», перекусить, как это бы сделал настоящий шофер. Он ест все, что подают, потому что в этот момент он не кто-нибудь, а шофер, взрослый человек, он торопится снова в рейс.

Мы привели этот пример не в качестве догмы или рецепта на все случаи жизни. По-видимому, не каждый ребенок откликнется на «черного таракана», кого-то он может даже испугать. Дело в другом. Тетка, о которой шла речь, интуитивно уловила индивидуальные особенности мальчика и, используя их, создала конкретную игровую ситуацию. Она не стыдила, не просила, не заставляла малыша, а превратила нудный и неприятный ранее процесс приема пищи в интересное, увлекательное и приятное занятие.

Мы уже говорили об огромном значении игры в жизни маленького человека. Игра должна стать и становится, как мы только что убедились, мощным средством купирования невротических симптомов. И здесь мы должны сказать несколько слов об искусстве игры с ребенком, именно — искусстве. Дети очень тонко и точно улавливают разницу: когда с «ими играют в игру, сюсюкают и подстраиваются и когда с ними играют по-настоящему, увлеченно.

Если вы вступаете в игру с ребенком, вы должны полностью «входить в роль», отдаваться игре целиком, выкладываться до конца, играть самозабвенно и вдохновенно, только в этом случае вы можете рассчитывать на эмоциональный и духовный контакт, только в этом случае вы сможете эффективно оказывать на ребенка то моральное и нравственное, и воспитательное, и лечебное влияние, которого вы не добьетесь никакими другими способами.

С помощью игры, а не игры в игру, вы сможете помочь ребенку преодолеть болезненные невротические симптомы. Допустим, ребенок испугался собаки. Сколько бы вы ни убеждали его, что собака—друг человека, что не нужно бояться собак, что они добрые и хорошие — вы ничего не добьетесь. Но увлеките ребенка игрой в пограничника (а ведь пограничники не обходятся без собак) и постепенно, не навязчиво, в процессе игры вы сумеете перестроить отношение ребенка к этим преданным человеку животным, привить к ним доброе отношение и изжить страх.

Ребенок боится оставаться один в доме. Затейте с ним игру в сторожа, оставьте ребенка охранять игрушечный уголок, а сами отправьтесь проверять соседние посты — и вы уже сможете выйти развесить на улице белье, позднее сходить в ближайший магазин за покупками, а в дальнейшем и вообще отучите малыша от страха одиночества.

Ваш сын или дочь боятся темноты. Придумайте такую игру, чтобы она проходила в темной комнате. Постепенно в игровой ситуации ребенок научится преодолевать страх темноты.

Игра — сильнее любых нотаций и наказаний. Самые изощренные и искусные словесные нравоучения вследствие физиологической недоразвитости у детей-дошкольников второй сигнальной системы, по сути дела, бессмысленны и бесполезны. Игра же, которая- вся держится на интересе, на удовольствии, в основе которой лежат положительные эмоции, намного быстрее и надежнее позволит достигнуть необходимой цели. Даже при таком тяжелом неврозе, как онанизм, посредством интересной захватывающей игры можно отвлечь ребенка от онанирования, поглотить игрою все его внимание, заполнить ею все свободное время.

Нужно взять на вооружение еще одно важное правило при воспитании нервных детей: научиться «не замечать» невротических симптомов, не фиксировать внимание детей на болезненных недостатках. И не только внешне не показывать вида, но и внутренне приучить себя не реагировать, к примеру, на тики или заикание, или отсутствие аппетита.

Кстати, еще несколько замечаний по поводу пониженного аппетита. Мы согласны с рекомендациями многих авторов: не реагировать болезненно на отказ ребенка от еды, спокойно и дружелюбно выпустить его из-за стола. И подождать до обеда. Если он и от обеда откажется, то ничего страшного не произойдет, если вы снова, ни чем его не укорив, отложите прием пищи до ужина. В конце концов здоровый пищевой инстинкт возобладает

— и к ужину в 99,9% аппетит восстановится. Нужно только придерживаться одного правила: никаких укоров, никаких разговоров в присутствии ребенка о его плохом аппетите, никакого внешнего беспокойства, наоборот, спокойное, ровное отношение, будто бы ничего и не случилось. И еще — ни в коем случае не подкармливать в промежутках, даже если ребенок сам попросит. В этом случае нужно ласково объяснить, что принимать пищу полагается только в отведенные для этого часы и попросить малыша потерпеть немного: до обеда или до ужина.

И еще один совет. Мы считаем, что ребенок должен принимать участие в общесемейных обедах или ужинах. Это создаст у него дополнительный интерес к приему пиши. Но здесь следует учитывать одно важное обстоятельство: маленький член семьи ест значительно медленнее старших, поэтому он неизбежно отстанет от всех — и тогда у него сразу же пропадет интерес, а вместе с интересом и аппетит. Поэтому мы рекомендуем кормление ребенка начинать немного раньше, чем за стол сядут взрослые, чтобы к тому времени, когда взрослые начнут обедать, ребенок уже успел съесть первое. Тогда ему не нужно будет торопиться, он закончит обед одновременно со всеми или даже чуть быстрее. В таком «соревновании» опять-таки кроется элемент игры, что, как мы убедились, далеко не второстепенный фактор.

При развитии у ребенка логоневроза очень важно своевременное обращение к врачу и логопеду. Лечение и занятия, которые они назначат, необходимо неукоснительно выполнять. Поэтому мы позволим себе сказать только несколько слов по поводу тактики родителей при воспитании детей-заик.

С первого же дня должна соблюдаться, как выражаются педагоги, строгая эмоциональная диета. Необходимо до минимума ограничить контакты ребенка, особенно с незнакомыми людьми. Если есть возможность, нужно вывезти ребенка за город на природу. Не фиксировать его внимание на заболевании. Построить режим дня так, чтобы маленький человек как можно больше спал, вплоть до использования снотворных. Меньше шумных подвижных игр, побольше «молчаливых» и спокойных. Никаких новых стихов, книг, тем более телевизионных передач и кинокартин. Хорошо помогает в этом случае пение и ряд специальных игр, в ходе которых ребенок не торопясь и не напрягаясь, непринужденно объясняет взрослому партнеру свои действия. Например, «Я беру мяч», я бросаю мяч, я ловлю мяч». Или: «Я беру ножницы, режу бумагу, беру клей» и т. п.

При ночном энурезе рекомендуется специальная водно-солевая диета, разработанная советским ученым Н. И. Красногорским. Основной ее принцип: резкое снижение потребления воды, особенно после 17 часов, отсутствие в рационе продуктов, способных усилить жажду или образование мочи. Непосредственно перед сном рекомендуется дать ребенку маленький кусочек селедки или кусочек хлеба с солью. Принятая на ночь соль будет способствовать задержке, воды в организме, в результате чего значительно уменьшится образование мочи. Не рекомендуется будить ребенка ночью, так как это не приведет к желаемому эффекту. Все мероприятия должны быть направлены на то, чтоб малыш приучился просыпаться сам.

По назначению врача в домашних условиях иногда проводят хлорэтиловые блокады пояснично-крестцовой области. Блокады благоприятно воздействуют на центры мочеиспускания и дефекации, которые находятся в спинном мозгу. По свидетельству латышских медикоз, разработавших данный метод лечения, блокады весьма эффективны. Еще одно важное правило при лечении энуреза: ребенок должен ложиться в теплую постель и не должен мерзнуть во время сна.

Очень осторожная и последовательная тактика должна проводиться родителями при смене жизненного или семейного стереотипа (поступление в детсад или ясли, рождение второго ребенка, приход в семью отчима или мачехи). В каждом отдельном случае смене стереотипа должна предшествовать длительная подготовка, многократные разъяснения и беседы, которые следует проводить в исключительно ласковом тоне, в обстановке уважительного отношения к ребенку, к его упрямству и «непонятливости».

Несколько слов о телевидений. Последнее время много спорят о вреде и пользе телевизионных передач на психику и развитие ребенка. Опыт говорит, что при разумном и дозированном просмотре передач (5—7 часов в неделю) никаких вредных последствий не наступает. Наоборот, время, которое ребенок проводит у телевизора, можно использовать в воспитательных целях, общаясь с малышом, направляя и управляя его вниманием. Дошкольный период сменяется школьным. Поэтому постепенно, исподволь необходимо готовить детей к школе. В игровой ситуации нужно научить ребенка простому арифметическому счету и элементарной грамоте. Эта подготовка необходима ему, чтобы школа не застала врасплох. Иначе гораздо труднее будет протекать школьный период, начало которого совпадает по времени с началом второго физиологического криза.

admin: