Основные причины неврозов у дошкольников


Заикание

Вначале приведем научное определение заболевания: «Логоневроз или заикание — это, вызванное судорогами мышц речевого аппарата, нарушение речи, при котором ее плавное течение прерывается независящими от воли больного остановками, повторениями отдельных букв, слогов или целых слов».

Теперь вспомним, что случилось с Мариком из рассказа «Не надо, папочка». После испуга мальчик стал как-то странно говорить ма-ма-ма-мамочка, и-и-и-игрушка, затем появились длительные остановки при произнесении слов: н-…е, н…а-а-а-адо. При этому мальчика краснело лицо, весь он напрягался, мышцы шеи судорожно сокращались. У Марика развились типичные симптомы заикания.

Имеется два вида заикания: клоническое и тоническое. При клоническом заикании ребенок повторяет по несколько раз один и тот же звук или слог (ма-ма-ма-мамочка). При тоническом заикании возникают длительные остановки при произнесении слова (н…е). Но чаще всего наблюдается смешанный вид: клоникотоническое заикание (н…а-а-адо).

Как и при других неврозах причиной заикания может стать острый испуг или же длительное перенапряжение. Но наряду с общими есть и свои специфические причины, ведущие к логоневрозу.

Наибольший процент начала заболевания падает на возраст от двух до пяти лет, т. е. на период формирования речи. Этот период (при незрелости речевого аппарата и его корковой корреляции) характерен повышенным влечением детей к слову. Учеными подсчитано, что дети в этом возрасте за день произносят около 15 тысяч слов.

Нередко родители начинают хвастаться друг перед другом, заставляют детей выступать перед гостями. И дети, подбадриваемые взрослыми-, взахлеб, на полной отдаче читают стихи и сказки. При этом неизбежно возникает перенапряжение нервных процессов, и случайная запинка, задержка при чтении, может оказаться роковой, привести к срыву коркового контроля над речевым аппаратом, а следовательно, к поломке этого аппарата и развитию заикания.

При формировании речи у детей обычно бывает две тенденции: стремление к быстроговорению и растягивание гласных, иногда с повторением отдельных слогов при произношении «трудных» слов. По возможности надо отучать детей от привычки говорить быстро, захлебываясь, но ни в коем случае нельзя фиксировать их внимание на недостатках, требовать повторения без запинки «трудных» слов. Надо дать детям время выговориться. И тогда физиологическое заикание исчезнет само собой, в противном случае может сработать механизм патологически упрочившейся условной связи,

Иногда причиной развития заикания служит такая возрастная особенность дошкольников, как стремление к подражанию. Поэтому нужно стараться изолировать детей от родственников и взрослых, страдающих логоневрозами.

Дети, по неразумению своему, часто смеются над заикающимися сверстниками, а иногда и дразнят их. Помимо того, что передразнивание душевно ранит детей-заик, оно иногда жестоко наказывает и самих обидчиков. Дети, еще недавно дразнившие своих товарищей, под влиянием психической травмы вдруг начинают заикаться сами и заикание у них, как правило, более тяжелое, чем у тех, кого они дразнили. Здесь опять действует механизм патологически упрочившейся условной связи. Поэтому надо безоговорочно и в корне пресекать любые попытки передразнивания.

В 10% случаев (по данным М. Е. Шуберт) заикание возникает в результате тяжелых инфекционных заболеваний — таких, например, как корь, скарлатина, дифтерия, коклюш. Известный советский психиатр В. А. Гиляровский объяснил это тем, что под влиянием высокой температуры у детей может наблюдаться кратковременная утрата приобретенных навыков, в том числе и затруднение в речи, что является для ребенка значительной психической травмой и обусловливает в ряде случаев возникновение логоневрозов.

Еще одна немаловажная деталь: заикание у мальчиков встречается в три-четыре раза чаще, чем у девочек. Ученые объясняют это тем, что общая моторика, в том числе и речевая, у девочек обычно лучше развита, чем у мальчиков. Кроме того, мальчики в силу своих особенностей чаще попадают в психотравмирующие ситуации.

У детей с неблагоприятным течением логоневроза нередко развиваются вторичные невротические черты: раздражительность, взрывчатость, агрессивность — в одних случаях, и мнительность, ранимость, плаксивость — в других. Очень часто дети-заики становятся замкнутыми, малообщительными, неразговорчивыми, у них развивается страх перед речью.

Один наш пациент, бесстрашно катавшийся на лыжах и прыгавший с трамплина, боялся выйти на улицу, ни с кем из ребят не общался, хотя ему очень хотелось найти друга. Только вечером с родителями он решался погулять во дворе. Днем же часами сидел у окна и в бинокль наблюдал, как играют его сверстники.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт