Основные причины неврозов у дошкольников


Истерические симптомы

Одним из наиболее наглядных проявлений истерии являются припадки. Истерический припадок у дошкольника, проявляющийся обычно в форме «двигательной бури», может возникнуть либо как реакция протеста (помните припадок Бори из рассказа «Продайте Вовку обратно»), либо как реакций \’на испуг (припадок Юры из рассказа «Мишка-медведь»). Само оформление «двигательной бури», если мы сравним оба случая, в сущности одинаково. Несколько иначе «двигательная буря» как реакция страха и протеста против отца-пьяницы развивалась у Марины («Папа-пяница»), ной в этом случае основные проявления «бури» оказались почти такие же, как у Бори с Юрой.

Несмотря на почти одинаковое начало во всех трех случаях, заболевание в дальнейшем протекало у Марины, Бори и Юры по-разному. У Бори возникли припадки. Двигательная «буря» закрепилась у него по механизму «условной желательности». Что это за механизм? Ученые дают ему такую характеристику: «Реакции или формы поведения, которые в силу тех или иных причин сопровождаются положительной эмоциональной окраской, легко закрепляются, становятся чрезвычайно прочными и склонными к рецидивированию». Теперь вспомним, что произошло с Борей. В семье появился маленький Вовка. Внимание, которое раньше целиком родители уделяли Боре, они переключили па маленького. Вовка ревел, кричал ночами, не давал никому спать и все ему с рук сходило», а стоило Боре вечером сказать что-нибудь или хлопнуть дверью, как на него шикали, говорили, что он «Вовика разбудит». Мальчик тяжело переживал утрату первенства, ревновал родителей к младенцу, пытался различными способами привлечь к себе внимание, но безрезультатно. И вот, когда в результате перенапряжения тормозного процесса произошел срыв высшей нервной деятельности, выразившейся в форме двигательной «бури», родители, наконец, обратили внимание на старшего сына, проявили беспокойство о его здоровье. Боря вновь почувствовал их ласку заботу. Таким образом, мальчик припадком, невротической реакцией добился того, чего не мог достигнуть никакими другими способами.

Естественно, что припадки повторились, сработал механизм «условной Желательности».

У Юры такой «надобности» в повторении припадков не было, однако в результате срыва нервной деятельности объект испуга закрепился у него «а длительное время по механизму — патологически упрочившейся условнорефлекторной связи. Причем, произошла своеобразная генерализация страха. Мальчик стал бояться игрушечного мишки, собак, кошек, всего пушистого, даже меховой воротник вызывал в нем реакцию испуга, даже имя Миша будило болезненные воспоминания. Подобный же механизм сработал а у Марины. Одно только появление отца, даже трезвого, стало приводить ее в состояние страха. Истерический механизм развития невротической реакция можно отметить и у Вовы Матросова («Почемучка»). Только у него испуг вызвал не двигательную «бурю», а общую скованность — «отнялись руки, ноги, пропал голос», появился блефароспазм (не открывал глаз). Помимо «обездвиженности» и отсутствия речи у некоторых детей развиваются и такие истерические симптомы, как мнимая слепота, глухота, иногда «полная потеря чувствительности». В ряде случаев истерические припадки протекают в форме обмороков или вегетативных кризов с повышенной потливостью, покраснением или побледнением кожи, повышенном температуры и т. д.

Есть еще одна форма истерического реагирования. Встречается она, как и в случае с Борей, наиболее часто при появлении в семье второго ребенка. Трех-, четырехлетний малыш в ответ на утрату первенства вдруг теряет все приобретенные им навыки, становится беспомощным, требует, чтобы его брали на руки, кормили с ложечки, начинает тянуть в рот и сосать пальцы, иногда даже утрачивает речь и навыки опрятности, начинает нечленораздельно лепетать и мочиться под себя, причем, и умственные его способности порой «снижаются» до уровня годовалого дитяти.

Истерический механизм обычно является ведущим при развитии таких неврозов, как анорексия, нервный кашель, ночное недержание мочи, прохождение и даже заикание. Но обо всех этих нервных заболеваниях мы поговорим отдельно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт