Основные причины неврозов у дошкольников


«Типичные» неврозы

В этом разделе мы расскажем о различных формах нервных заболеваний, встречающихся в дошкольном возрасте. Оговоримся сразу: все эти заболевания могут возникать и в более поздние возрастные периоды, но все-таки чаще всего они развиваются у дошкольников. Детские неврозы имеют ряд характерных признаков, отличающих их от неврозов у взрослых. И самый главный при-4J знак: в клинической картине заболевания доминирует, как правило, какой-то один ведущий симптом, например, расстройство речи, мочевыделительной функции, аппетита, сна и т. д. В научной литературе эти неврозы так и назвали моносимптоматическими, т. е. односимптомными.

Конечно, наряду с основным ведущим симптомом имеются и другие болезненные проявления (раздражительность, вспыльчивость, капризность, плаксивость, повышенная утомляемость), но все эти побочные симптомы играют, как правило, второстепенную роль, служат как бы фоном основного невротического расстройства.

Очень часто неврозы у детей сопровождаются вегетативными нарушениями. Дети бледнеют или краснеют, обливаются потом, их бросает в жар или в холод, тело пронизывает мелкая дрожь, иногда встают «дыбом» волосы, появляется «гусинная» кожа, дети непроизвольно мочатся или испражняются под себя, нередко наблюдается повышение температуры порой до высоких цифр (38—39°). Происходит это вследствие функциональной незрелости высших отделов центральной нервной системы и недостаточной корковой корреляции деятельности вегетативных центров. В результате срыва высшей нервной деятельности вегетативные механизмы у детей легко высвобождаются из-под контроля коры больших полушарий мозга, что и определяет в значительной мере клиническую картину детских нервных заболеваний.

«Взрослых» неврозов, таких, как неврастения, психастения, истерия, у детей-дошкольников не встречается, однако механизмы развития и отдельные проявления невротических реакций очень часто бывают сходными. Повышенная впечатлительность, ранимость, мнительность, внушаемость, характерные для психастеников, нередко служат толчком для развития неврозов у детей двух—семи лет.

Переутомление, истощение центральной нервной системы, которые у взрослых вызывают неврастению, у дошкольников также способствуют возникновению невроза, но уже моносимптоматического. Однако наиболее часто невротические реакции у детей развиваются по истерическому механизму «условной желательности» или же по механизму патологически упрочившейся условной связи.

Павловская школа связывает развитие истерических неврозов со слабостью второй сигнальной системы. У детей двух—семи лет ввиду их физиологических и возрастных особенностей как раз слаба и неразвита вторая сигнальная система, поэтому и не удивительно, что механизмы развития у них невротических реакций чаще всего истерические.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт