9. ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ. Сущность проблемного обучения и необходимость его внедрения в школу.

В последние годы в педагогической печати оживленно обсуждается направление, которое получило название проблемного обучения. Сущность его в том, что учащиеся систематически включаются учителем в процесс поиска доказательного решения новых для них проблем, благодаря чему они научаются самостоятельно добывать знания, применять ранее усвоенные и овладевают опытом творческой деятельности.

Сама идея проблемного обучения в педагогической теории не нова и в несистематической форме встречалась и встречается в практике обучения нередко. Но все дело в том, что применение, даже частое, в учебном процессе метода постановки проблем учителем не может обеспечить выполнение проблемным обучением его функций. Читать далее «9. ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ. Сущность проблемного обучения и необходимость его внедрения в школу.»

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Methodos — по-гречески «путь», «способ поведения». Под методом обучения мы будем понимать «систематически применяемый способ работы учителя с учащимися, позволяющий ученикам развивать свои умственные способности и интересы», овладевать знаниями и умениями, а также использовать их на практике [Okon W. 1970. S. 194].Методы работы с учащимися учитель должен подбирать с учетом возраста учеников, характерных особенностей предмета обучения, а также учебных целей и задач, которые нужно достичь в ходе данного урока или данной методической единицы. Например, было бы ошибкой использование лекционного метода в работе с учениками начальных классов. Так же ошибочно изучение физики и химии в средней школе главным образом с помощью этого метода или его применение на уроках по любому предмету при проведении контроля и оценке результатов работы учащихся. Читать далее «МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ»

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

При случайном обучении, которое, как мы помним, опережало с точки зрения истории обучение институциональное, организуемое в школе, преобладали методы, основывавшиеся на подражании. Наблюдая и повторяя за взрослыми определенные действия, например трудовые, ученики овладевали ими в ходе непосредственного участия в жизни социальной группы, членами которой они были. С момента организации школ появились методы словесные, которые особенно заметно доминировали в средние века. Слово, сначала устное, затем письменное и, наконец, печатное, становится главным носителем информации, а обучение по книгам — одной из главных задач образования. Читать далее «ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК»

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

В настоящее время среди дидактов нет единого мнения относительно классификации методов обучения. Так, К. Сосницкий (1948) считает, что существуют два метода учения, а именно искусственное (школьное) и естественное, которым соответствуют два метода обучения: преподносящее и поисковое. Б. Наврочинский делит «формы обучения», соответствующие определенным нами ранее методам дидактической работы, на преподносящие, поисковые и лабораторные. Легко заметить, что выделение этих методов производится по разным основаниям. Например, основанием для выделения преподносящего метода является работа учителя, точнее, изложение ученикам нового материала. Поисковый метод выделяется исходя из работы учащихся, «ищущих знания», а лабораторный — исходя из места, где проводится эта работа. Читать далее «КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ»

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Благодаря «живому созерцанию» человек познает внешние характеристики окружающих его предметов, событий и процессов. Такое познание становится возможным прежде всего благодаря соответствующим образом ориентированному созерцанию, т. е. наблюдению, а также различного рода оценкам. Совокупность действий учителя, которая состоит в показе учащимся самих предметов или их моделей, а также в представлении им определенных явлений, событий или процессов с соответствующим объяснением их существенных признаков, мы и называем демонстрацией. Под оценкой (измерением) мы будем понимать действия, выполняемые учителем или самими учащимися, работающими под его руководством, которые позволяют оценить количественную сторону исследуемых предметов, явлений и процессов с помощью соответствующих единиц измерения. Следовательно, демонстрация и измерение относятся к группе наглядных методов, имеющих большую ценность для учебного процесса. Читать далее «НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ»

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

В процессе познания большую роль играет слово; только благодаря слову мы можем выражать наши знания о мире. Однако для того, чтобы слово могло выполнять функцию своеобразного «сигнала сигналов», важность которой подчеркивал И. П. Павлов (1849—1936), чтобы с его помощью можно было адекватно отражать действительность, им следует правильно пользоваться. Особенно важно это положение для учебно-воспитательной работы в школе, где слово — как устное, так и письменное — является важным средством воздействия на учащихся. Поэтому отдавая себе отчет в отрицательных последствиях одностороннего вербального обучения, о чем уже говорилось, не следует забывать и о том, что методы обучения, основанные на слове, являются одним из главных средств работы учителя. Читать далее «СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ»

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

О необходимости применения учениками методов, основанных на практической деятельности, писал еще Я. А. Коменский. Он различал в обучении мышление, речь и деятельность, подчеркивая целесообразность правильного соединения знаний с практическими действиями. Воплощению этой идеи служили также основывавшиеся в XVIII столетии в Германии реальные школы, программы которых включали как теоретические, так и практические предметы (строительство, горное дело, бухгалтерия, животноводство и т. п.). Однако насколько целью такой «прагматизации обучения» была подготовка детей и молодежи к профессиональной деятельности, настолько реформа, разработанная в XIX в. И. Г. Песталоцци и преследовавшая цели воспитания, рассматривала практическую деятельность в качестве области воспитания. В этой концепции интересы воспитания доминировали над интересами производственного характера, что позднее нашло отражение, в частности, в предпринятой прогрессивистами, особенно Дьюи, перестройке работы школы. Лозунг Дьюи «учить через деятельность», который отводил практической деятельности учащихся роль важного средства, обеспечивающего их интеллектуальное и нравственное развитие, содействовал росту значимости практических методов в образовании разных типов и уровней. Читать далее «ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ»

МЕТОДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

С середины 60-х годов нашего века все большей популярностью в образовании, особенно в среднем и высшем, стали пользоваться методы дидактических игр. К их числу относятся симуляционные и ситуативные методы, а также метод инсценизации [см.: J. S. Coleman]; некоторые авторы дополняют этот перечень методом, который можно назвать методом генерации идей [см.: Kruszewski К.]. Как подчеркивает К. Крушевский, в пользу выделения метода дидактических игр в особую группу говорит, во-первых, то, что они выходят за пределы наглядных, словесных и практических, вбирая в себя их элементы, а во-вторых, то, что они имеют особенности, присущие только им и выделяющие их из наиболее близких к ним задач проблемного характера. Читать далее «МЕТОДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

Как мы уже отмечали, основными видами дидактических задач, которые ставятся на всех уровнях обучения, по всем предметам и в разных типах школ, являются: ознакомление учащихся с новым материалом, закрепление проработанного материала, контроль и оценка результатов обучения. Читать далее «МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ»

КРИТЕРИИ ВЫБОРА МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ

В современной дидактической системе выбор метода обучения зависит, как мы помним, от целей, содержания и задач обучения, а также от возрастных особенностей учащихся. Это, однако, не означает, что отдельные группы методов следует жестко увязывать, например, с определенными фазами психофизического развития учащихся. Как говорилось выше, считается неверным сначала обучать учеников на конкретном материале и только позднее — как, бы на другом этапе обучения — на абстрактном. В действительности каждому уровню конкретного, наглядно-действенного мышления соответствует определенный уровень мышления абстрактного, и даже маленький ребенок уже способен оперировать обобщениями, сформулированными на основе собственного, еще скромного опыта. Читать далее «КРИТЕРИИ ВЫБОРА МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ»