Расширяющий блок
Известный языковед Витольд Дорошевский сформулировал основные принципы непростого искусства ведения дискуссии таким образом:
- Дискуссия по какой-либо теме должна быть формой коллективной работы, направленной на разрешение проблемы, а не конфликта…
- Участник дискуссии должен считаться с тем, что если он говорит слишком долго, то лишает возможности высказаться других…
- Следует взвешивать свои слова, произносить их обдуманно, а не в эмоциональном порыве, не забывая о том, что высказывание самых разумных мыслей, но не вовремя и не по адресу может быть просто неразумным…
- Необходимо стремиться правильно понять позицию противной стороны, воспринимая не только их словесное выражение, но и вкладываемое содержание.
- Представлять утверждения противника следует корректно, не искажая их и не привнося никаких чуждых этим утверждениям акцентов.
- Нельзя ссылаться на то, что в своих высказываниях противник руководствуется побочными интересами. Если существует основа для такого допущения, то пропадает сама возможность дискуссии.
- Не следует стремиться к эффективным стилистическим приемам, давать выход полемическому задору, поддаваться инерции потока слов.
- Участник дискуссии не должен стараться досадить противнику, однако стремление не доставить ему неприятностей, объективность и нелицеприятность ведения дискуссии не должны отражаться на четкости, однозначности формулирования своих мыслей.
- Недопустимо высказываться по малознакомым вопросам (можно лишь задать вопрос).
- 10. Выступление должно быть предметным. Нельзя бравировать независимостью своего мышления или руководствоваться желанием угодить кому-либо.
Работа с книгой как метод обучения, основанный на слове, представляет одно из важнейших средств как познания, так и закрепления новых знаний. При обучении по программированным текстам она является также эффективным средством контроля и оценки результатов самообразования. Целью самостоятельной работы с книгой может быть просто чтение, поиски ответов на определенные вопросы, краткое изложение взглядов ее автора, анализ текста с учетом места и времени его создания, стилевых, грамматических и логических особенностей, наконец, заучивание на память.
Как и при проведении дискуссий, школа должна соответствующим образом подготовить учащихся к самостоятельной работе с книгой. Самыми важными элементами такой подготовки являются: умение свободно читать и понимать прочитанное, умение вести записи.
Ученики должны научиться целенаправленному выбору литературы, овладеть техникой правильного чтения, а также такими его этапами, как:
- предварительная ориентация (анализ титула и оглавления);
- беглый просмотр;
- углубленное чтение с тщательным анализом содержания и составлением заметок.
Рекомендуется, чтобы этой работе сопутствовало ознакомление учащихся с методами работы в библиотечных каталогах и с разного рода вспомогательными материалами, т. е. словарями, энциклопедиями, статистическими ежегодниками и т. д. Кроме того, учащихся старших классов неполной средней и средней школы следует приучать к систематическому чтению ежедневной прессы и отдельных периодических изданий. Такое чтение позволяет приобретать информацию, важную для углубления и расширения знаний, полученных в школе, развивать интересы и пробуждает новые интеллектуальные потребности учащихся.