СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ


Расширяющий блок

Известный языковед Витольд Дорошевский сформулировал основные принципы непростого искусства ведения дискуссии таким образом:

  1. Дискуссия по какой-либо теме должна быть формой коллективной работы, направленной на разрешение проблемы, а не конфликта…
  2. Участник дискуссии должен считаться с тем, что если он говорит слишком долго, то лишает возможности высказаться других…
  3. Следует взвешивать свои слова, произносить их обдуманно, а не в эмоциональном порыве, не забывая о том, что высказывание самых разумных мыслей, но не вовремя и не по адресу может быть просто неразумным…
  4. Необходимо стремиться правильно понять позицию противной стороны, воспринимая не только их словесное выражение, но и вкладываемое содержание.
  5. Представлять утверждения противника следует корректно, не искажая их и не привнося никаких чуждых этим утверждениям акцентов.
  6. Нельзя ссылаться на то, что в своих высказываниях противник руководствуется побочными интересами. Если существует основа для такого допущения, то пропадает сама возможность дискуссии.
  7. Не следует стремиться к эффективным стилистическим приемам, давать выход полемическому задору, поддаваться инерции потока слов.
  8. Участник дискуссии не должен стараться досадить противнику, однако стремление не доставить ему неприятностей, объективность и нелицеприятность ведения дискуссии не должны отражаться на четкости, однозначности формулирования своих мыслей.
  9. Недопустимо высказываться по малознакомым вопросам (можно лишь задать вопрос).
  10. 10. Выступление должно быть предметным. Нельзя бравировать независимостью своего мышления или руководствоваться желанием угодить кому-либо.

Работа с книгой как метод обучения, основанный на слове, представляет одно из важнейших средств как познания, так и закрепления новых знаний. При обучении по программированным текстам она является также эффективным средством контроля и оценки результатов самообразования. Целью самостоятельной работы с книгой может быть просто чтение, поиски ответов на определенные вопросы, краткое изложение взглядов ее автора, анализ текста с учетом места и времени его создания, стилевых, грамматических и логических особенностей, наконец, заучивание на память.

Как и при проведении дискуссий, школа должна соответствующим образом подготовить учащихся к самостоятельной работе с книгой. Самыми важными элементами такой подготовки являются: умение свободно читать и понимать прочитанное, умение вести записи.

Ученики должны научиться целенаправленному выбору литературы, овладеть техникой правильного чтения, а также такими его этапами, как:

  • предварительная ориентация (анализ титула и оглавления);
  • беглый просмотр;
  • углубленное чтение с тщательным анализом содержания и составлением заметок.

Рекомендуется, чтобы этой работе сопутствовало ознакомление учащихся с методами работы в библиотечных каталогах и с разного рода вспомогательными материалами, т. е. словарями, энциклопедиями, статистическими ежегодниками и т. д. Кроме того, учащихся старших классов неполной средней и средней школы следует приучать к систематическому чтению ежедневной прессы и отдельных периодических изданий. Такое чтение позволяет приобретать информацию, важную для углубления и расширения знаний, полученных в школе, развивать интересы и пробуждает новые интеллектуальные потребности учащихся.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт