МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ


Методы передачи учащимся географических знаний правомерно представить в следующем элементарном толковании:

  •    объяснительно-иллюстративный — учитель передает учащимся знания в готовом виде, знакомит их с географическими приемами работы; учащиеся воспринимают новую информацию — слушают, читают, наблюдают, запоминают;
  •     частично-поисковый — часть нового учебного материала темы учащиеся усваивают самостоятельно без непосредственной Помощи учителя. Или отдельный этап познания какого-то вопроса осуществляют сами учащиеся (например, только систематизация фактов или объяснение причины, или обобщение и т. п.);
  •     исследовательский — полное самостоятельное изучение учащимися нового материала, охватывающее все этапы познания (изучение фактов, предположения о причинных связях, проверка и обоснование их правильности и т. д.).

Из сказанного ясно, что при частично-поисковом и исследовательском методах обучения обязательной формой учебной деятельности учащихся является их самостоятельная работа. Главным признаком такой работы мы считаем не самодеятельность (делает сам), а конечный ее результат — получение учеником нового для себя знания, умения в процессе применения своего опыта, ранее усвоенного материала, способов.

Необходимо провести уточнение некоторых терминов (практическая работа, методический прием, пути формирования, обучения, усвоения и др.) для лучшего понимания последующей характеристики методов обучения географии. Уточнение, можно показать схематически: учебная деятельность школьников

виды: теоретическая практическая

форма: самостоятельная работа

Иными словами, любая учебная деятельность учащихся может быть самостоятельной и несамостоятельной.

Термин «пути обучения» в пособиях для учителя, в практике употребляется так широко (и когда речь идет о проведении практических работ, и организации обобщающего повторения, и применении серии наглядных средств и т. д. и т. п.), что утрачивает свой педагогический смысл. Правомернее его вводить для указания логического способа познания: дедукции, индукции, аналогии. Другой распространенный термин — «методический прием». В теории и практике обучения географии его традиционно определяют как часть метода (например, работа с картой при преимущественном устном изложении знаний учителем или при ведущем методе работы с картой — анализ статистических таблиц и т. п.).

В предлагаемой читателю статье методические приемы рассматриваются как разнообразные сочетания: обучающих средств (текст учебника, карта и т. д.), форм устного изложения знаний (рассказ, беседа, объяснение, лекция), логических путей (дедукция, индукция, аналогия) и приемов познания (сравнение, обобщение и т. д.), а также видов и форм учебной деятельности школьников (теоретическая, практическая; самостоятельная). Количество методических приемов необозримо, они являются сферой учительского творчества, мастерства, интуиции.

Продуктивные и репродуктивные методы в реальном процессе обучения реализуются с помощью многообразных методических приемов. Передает ли учитель знания в готовом виде или учащиеся добывают его самостоятельно, важнейший компонент учебного процесса — географическое содержание — всегда выступает в печатном тексте, устном слове, карте, таблице… всегда изучается с помощью логических форм и правил, учащиеся всегда включены в тот или иной вид учебной деятельности. Только сочетается все это на каждом уроке по-разному.

Применение того или иного метода обучения или методического приема следует определять исходя из дидактической цели, особенностей содержания (ведущая мировоззренческая идея, научные понятия и т. д.), подготовки учащихся, а также имеющегося учебного оборудования.

Не меньшее значение имеет обычное чувство меры. Важно единство методов, их соответствие вышеназванным факторам, а не просто обилие и разнообразие методов, которое часто приводит к поверхностному изложению материала, рассеивает внимание учащихся и снижает результаты урока.

Представим сказанное в таблице № 4.

МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ

Но и применение одних и тех же методов, приемов в постоянном привычном сочетании делает уроки географии однообразными, утомительными и неинтересными для учащихся.

Рассмотрим теперь возможности и особенности применения разных методов в процессе обучения географии.

Объяснительно-иллюстративный метод позволяет раскрыть большой объем географических знаний при сравнительно небольших затратах времени. Этот метод обучения очень важен, так как именно с его помощью закладывается основной запас знаний, на базе которых можно самостоятельно добывать новые знания, решать проблемы, исследовать. Особенно необходим он при введении теоретических вопросов, усвоение которых не обеспечено достаточными фактическими знаниями школьников. К числу таких вопросов в курсах физической географии относятся: причинность географических явлений и процессов, характерных для каждой геосферы и для всей географической оболочки в целом; особенности строения, развития и размещения компонентов природных комплексов, их взаимосвязь и взаимозависимость. Этот метод используют при введении общих физико-географических понятий (климатический пояс, солнечная радиация, геосинклиналь и т. д.), при раскрытии закономерностей, сложных картографических вопросов и т. д.

В курсах экономической географии СССР объяснительноиллюстративный метод применяют при формировании экономических понятий (структура народного хозяйства, формы организации производства, урбанизация и т. п.) или изучении какой-то целостной темы обобщающего характера (например, «Экономическое районирование СССР», «Общая характеристика социалистических стран» и т. п.).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт