МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ


В связи с повышенным научным уровнем современной школьной географии, увеличением в ее содержании теоретического, абстрактного материала необходимо при изложении привлекать краеведческие сведения, яркие факты из популярной литературы, а также использовать разнообразные наглядные пособия.

Объяснительно-иллюстративный метод со стороны учителя реализуется в форме рассказа, объяснения и лекции. Карта, схема и другие средства обучения служат подтверждению, иллюстрации того, что учащиеся узнают от учителя или из географического текста, а практические работы с той же картой, схемой способствуют закреплению полученных знаний. Картина, кинофрагмент, диафильм используются не просто для оживления урока, а с целью создания правильных представлений, образов, облегчающих усвоение теории, приближающих ее к жизни, опыту учащихся.

Новым в применении объяснительно-иллюстративного метода на уроках географии является большая роль объяснений учителя, в сравнении с рассказом, описанием объектов, явлений. Объяснение это должно демонстрировать строгую научную логику, быть непротиворечивым, доказательным, давать образец анализа карты, применения приемов систематизации, сравнения и обобщения фактов.

Второй важный момент, ранее почти отсутствовавший в обучении географии, — передача объяснительно-иллюстративным методом не только знаний о природе, населении, хозяйстве Земли (географическое содержание), но и знаний о специфических для географии приемах работы (например, о том, как читать карту, анализировать диаграмму, составлять географические характеристики и т. д.). Такие сообщения должны сопровождаться записями типового плана, таблицей, схемой, которые бы показывали структуру учебного приема.

Частично-поисковый метод позволяет не только дать учащимся географические знания и знания о методах географии, но также учить школьников самостоятельному применению знаний, поиску новых. Следует отметить, что этот метод применяется в обучении географии менее, чем первый. Его применение возможно только при опоре на знания, умения школьников, полученные в предшествующих курсах, темах или по другим предметам. Например, в курсе физической географии V класса этим методом можно изучать изменение равнин под действием внутренних и внешних процессов, так как школьники опираются на знания о выветривании, работе текучих вод, ветра, моря, полученные в процессе изучения природоведения и предшествующей темы «Изменение гор».

В VI классе рассмотрение материков по единому типовому плану создает условия (после изучения 2—3 материков) для организации самостоятельных работ учащихся по определению географического положения материка, характеристики его рельефа, климата, внутренних вод и т. д. После изучения общего обзора частично-поисковым методом целесообразно изучать различия в природе материков.

В курсе экономической географии СССР частично-поисковый метод правомерно использовать в характеристике (оценке) природных ресурсов и условий развития производства, так как учащиеся знают особенности рельефа, климата и т. д. на разных территориях СССР. Картографическая подготовка восьмиклассников дает возможность ставить задания на самостоятельное определение районов размещения отдельных отраслей, выявление внутриотраслевых и межотраслевых связей, а после изучения нескольких тем регионального раздела — на характеристику экономико-географического положения объектов, установление энергопроизводственных циклов и стадий их развития.

Вот примеры распределения «обязанностей» учителя и учащихся. Учащиеся по карте выясняют, что центры медеплавильной промышленности размещаются вблизи крупных месторождений руды, а учитель объясняет эту закономерность. Или учитель перечисляет экологические условия произрастания пшеницы, напоминает почвенно-климатические особенности природных зон СССР, а школьники самостоятельно определяют ведущие зерновые районы страны.

В курсе экономической географии зарубежных стран круг вопросов для изучения частично-поисковым методом расширяется. Знания и умения девятиклассников по географии и другим предметам служат базой для самостоятельного усвоения программных вопросов об особенностях экономико-географического положения стран, основных чертах размещения их населения и хозяйства и многих других.

В практике массовой школы задания учащимся при частично-поисковом методе ограничивают изучением (прочитыванием) фактического содержания карт, таблиц; самостоятельное объяснение географических связей школьникам предлагают редко и совсем не практикуется самостоятельное определение учащимися способа получения того или иного знания.

Очень часто самостоятельная работа учащихся подменяется упражнениями репродуктивного, тренировочного характера, так как ее, как говорилось выше, определяют по признаку

«делай сам», добавляя при этом слова «активно», «творчески», «сознательно», понимаемые крайне субъективно.

Большую роль при частично-поисковом методе играет беседа. Ее содержание и последовательность раскрываемых вопросов должны быть хорошо продуманы. В основе такой беседы могут лежать результаты выполнения практических работ по картам, таблицам, наблюдения за местной природой, хозяйством, предварительное ознакомление с географическим текстом, просмотр кинофрагмента и т. д.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт