Многие родители, так или иначе, озабочены проблемами питания своих малышей: одних детей всегда очень сложно накормить, другие, наоборот, едят слишком много. Полноценное питание возможно только при наличии хорошего аппетита. Если аппетита нет, ребенок может часто болеть, отставать в физическом развитии. Дети с плохим аппетитом, как правило, бледны, слабы, раздражительны и капризны. Поэтому вполне можно понять родителей, трепетно относящихся к питанию своих детей. Когда ребенок вдруг ни с того ни с сего теряет аппетит, это, безусловно, должно заставить родителей обратить внимание на его здоровье. Однако, если ребенок всегда плохо а и капризничал при попытках насильственного кормления взрослым имеет смысл присмотреться к своим действия. Дети не могут менять образ жизни самостоятельно. Для этого требуются определенные и немалые усилия от родителей.
Часто семейный уклад жизни не требует от ребенка высоких энергетических затрат, в результате и аппетит у малыша довольно низкий. При этом родители, зачастую не обращая внимания собственно на уровень активности ребенка, начинают искать внешние причины того, почему он не хочет есть. Усилия родителей при этом, как правило, прилагаются в трех наиболее популярных направлениях:
- поиск у ребенка болезни,
- попытки накормить ребенка вопреки его желанию,
- апелляция к нормам.
Поиск болезни. Резкое снижение аппетита или полный отказ ребенка от еды возникает лишь при очень тяжелых, длительно текущих и опасных болезнях. И снижение аппетита при этом лишь один из многочисленных симптомов. Ситуация, при которой нет никаких жалоб, врач не видит никакой патологии при осмотре ребенка, нет изменений а стандартных анализах крови и мочи, но где-то таится скрытая болезнь, выраженная настолько, что это приводит к потере аппетита, совершенно нереальна, — авторитетно утверждают специалисты.
Порой родителям очень нелегко допустить, что потерю аппетита у ребенка могут вызвать определенные «воспитан тельные» воздействия. В результате, принуждение к принятию пищи продолжается, а конфликтная ситуация развивается: ребенок не ест, он плачет и скандалит, отстаивая свое право не есть; мама нервничает и переживает, принимает успокоительное до и после каждого приема пищи. Ситуация разрешается родительским умозаключением: не ест — значит, болен!
Что следует принять во внимание родителям, отправляясь на прием к врачу?
- Не всякий врач найдет в себе силы не поддаться на уговоры и не стать союзником родителей в процессе поиска болезней;
Пример: Разговор с врачом…
— Доктор, что делать? Мы всей семьей не можем заставить ребенка поесть!
— Так, может, он не голодный?
— Он у нас никогда не голодный! Если не заставишь, сам не будет есть никогда.
— Он наверняка болен. Очень болен!
- слова врача о том, что надо прислушиваться к потребностям ребенка, могут подтолкнуть родителей к поиску другого врача, а не к действительной коррекции образа жизни;
- при отсутствии реальных жалоб вероятность обнаружения при осмотре ребенка тяжелой скрытой болезни очень мала.
Вместе с тем, найти заболевание при современном уровне развития медицины элементарно. Всегда могут «помочь» анализы и обследования. Вот и появляются на свет диагнозы, с одной стороны, ничего не значащие, с другой — позволяющие расставить точки над «i», обозначить присутствие якобы болезни и предоставить родителям возможность отвлечься от темы аппетита в пользу искоренения обнаруженной хвори.
Кормление любой ценой — самый распространенный способ решения проблемы плохого аппетита ребенка. При этом стратегическая задача — сломить сопротивление Л желающего кушать ребенка — достигается весьма и весьма разнообразными тактическими приемами. Здесь родительская фантазия просто безгранична: превратить процесс еды в игру (ложка — автомобиль, рот — гараж, «у-у-у» — поехали…); отвлечь (еда под чтение книги, пение бабушки, танцы дедушки, параллельный просмотр любимого мультфильма и т. д.); пообещать награду за пустую тарелку (прогулка, покупка игрушки, воскресный поход в цирк и т. д.); пригрозил («Вот не буду тебя любить», «Вот придет папа с работы, ты у него получишь») и прочее.
Родителям, которые действуют подобным образом, важно снова обратить свое внимание на испытываемые чувства. Если взрослый чувствует злость или раздражение, значит, прием пищи — это лишь повод для капризов ребенка.
Беда такого положения вещей в том, что аппетит подразумевает не только желание есть, он отражает саму возможность, готовность организма к перевариванию пищи. Накопились желудочный и кишечный соки, управились с работой печень и поджелудочная железа, освободился от большей части съеденного тонкий кишечник — вот и аппетит появился.
А его-то как раз и нет! Следствие очевидно: значительная часть съеденного без аппетита толком не переваривается и не усваивается. Так формируется замкнутый круг — система пищеварения перегружена лишней едой, а дитя продолжают активно кормить, сетуя при этом на отсутствие у него аппетита.
Апелляция к нормам. Теоретической основой для поиска болезней и стремления во что бы то ни стало накормите ребенка очень часто становится ложная трактовка родителями понятия «нормы», например: «Ребенок бодр и весел, но вот в книге написано, что в годик он должен весить 12 кг, а наш еле до 10 кг дотянул», «Я сама читала, что в таком возрасте дитя должно питаться 5 раз в сутки, а у нас 4 с трудом получается», «На баночке со смесью ведь ясно указано, что объем порции 180 мл, а наш никогда больше 150 не съедал».
Родителям следует знать, что нормы ориентированы все-таки на некоего среднестатистического ребенка. Абстрактную цифру нельзя воспринимать и анализировать изолировано, без учета индивидуальных особенностей именно вашего малыша. Признаки детского здоровья очевидны — физическое и психическое развитие, двигательная активность, настроение, аппетит. Да, аппетит, но обусловленный не книжными нормами, а реальными потребностями ребенка — состоянием здоровья и образом жизни.
Еще один важный аспект — народные представления о нормальности или ненормальности ребенка. С одной стороны, соседи, знакомые, бабушки на лавочке и прохожие на улице имеют собственное мнение о том, как должно выглядеть сытое и здоровое дитя. Это было бы не так печально, если бы не другая сторона вопроса — вышеупомянутые соседи-прохожие сплошь и рядом не держат это мнение при себе, а охотно делятся им с родителями ребенка. Фраза «Какой он у вас худенький» или «Вы что, его не кормите?!» способны не только заронить сомнения у самых здравомыслящих родителей, но и побудить их к незамедлительным действиям по откармливанию «несчастного» младенца.
Избирательный аппетит. Суть явления в том, что ребенок соглашается есть только определенные продукты (их он ест с аппетитом), а от других — отказывается.
На первом году жизни избирательный аппетит очень часто отражает реальную потребность организма в определенных продуктах. Например, многие дети в возрасте 6-10 месяцев категорически отказываются от овощных блюд, предпочитая им молочные. Такой выбор обусловлен повышенной потребностью организма в кальции, который нужен для роста костей и зубов и которого больше всего содержится именно в молочных продуктах. Следовательно, такой избирательный аппетит естественен, нормален и не должен служить поводом для суеты и попыток непременно накормить дитя овощным супом на основании того факта, что соседский ребенок этот суп ест.
Принципиальная особенность человеческой цивилизации, в отличие от животных, состоит еще и в том, что поглощение пищи из биологически необходимого процесса трансформировалось в один из самых популярных способа! получения удовольствия. Именно поэтому ребенок может не захотеть обедать, поскольку у него отсутствует естественная потребность в пище, но охотно согласится съесть что-нибудь сладенькое-вкусненькое. И даже когда аппетита нет вообще, все равно от шоколадки, которая доставляет удовольствие, мало кто отказывается…
Еще один вариант проблемы: ребенок, у которого есть аппетит и возможность выбирать, например, между супом картошкой с колбасой и манной кашей, постоянно отдав предпочтение одному и тому же блюду из данного набора. Родители часто поощряют такое положение вещей: «Пусть ест, что хочет, лишь бы ел», а потом горько сетуют: «Наш, кроме жареной картошки и колбасы, ничего в рот не берете
Если вы, именно вы, как родитель, решили, что ваш ребенок на обед будет есть суп, а он не хочет, то самым мудрые решением будет не ругать, не причитать, а мирно отпустив малыша нагуливать аппетит. Ибо единственное лекарство, которое в 100 % случаев решает проблему избирательно» аппетита, — это чувство голода. Важно только, чтобы через 2-3 часа ребенку был предложен тот же самый суп. Не хочет? Значит, еще не нагулялся. Эффективность этого метода напрямую зависит от моральной стойкости и психического здоровья того, кто кормит. Сплошь и рядом после двух подряд отказов от супа кормящие мамы и бабушки готовы согласиться на требуемую жареную картошку.
Проблема избирательности может заключаться не только в предпочтении конкретных продуктов или блюд, но и в выборе способа поглощения пищи. Например, ребенок не хочет есть кашу ложкой или пить кефир из чашки — только из бутылки с соской; охотно открывает рот, когда бабушка кормит супчиком, но самостоятельно взять в руки ложку отказывается наотрез. В таких случаях чувство голода снопа способно помочь.
Частный случай избирательного аппетита — еда в промежутках между едой. Если в доме легко отыскать сладкое (конфеты, печенье, шоколадки и т. п.), то в интервале между обедом и ужином дети вполне могут обеспечить себе достаточный запас калорий для того, чтобы исчезла потребность не только в ужине, но и в завтраке. С одной стороны, польза такого питания весьма сомнительна. С другой — в этом нет ничего опасного, но при условии, что родители не склонны драматизировать ситуацию и совершать уже упомянутые классические ошибки (заставлять есть, искать болезни и т. д.). Если отсутствие аппетита становится реальной хронической проблемой, следует сделать все, чтобы в промежутках между кормлениями еда ребенком не обнаруживалась.
Как действовать родителям «малоежек». Разовый отказ ребенка от еды ни при каких обстоятельствах не следует воспринимать как трагедию. Не волнуйтесь — человеческий организм биологически приспособлен к тому, чтоб» не принимать пищу в течение нескольких дней.
Самый важный закон, которому нужно неукоснительно следовать, гласит: количество еды обязано быть эквивалентно количеству затраченной энергии. Природа имеет универсальный механизм реализации этого закона — аппетит.
Обмануть природу можно, превратив еду либо в привычку, либо в способ получения удовольствия. Но это путь однозначно ошибочный, неестественный, способный, как это ни печально, провоцировать возникновение болезней.
Совершенно естественно, что каждая мама очень старается приготовить вкусную и полезную пищу для ребенка, и ей обидно, когда малыш отказывается доедать свою порцию или вовсе отказывается от еды. Из лучших побуждений, уверенная, что ребенку необходимо все скушать, мама начинает его уговаривать, потом заставлять, а потом и насильно кормить. Такие действия провоцируют негативную реакцию у малыша, вплоть до рвоты. В конечном итоге, настроение и у мамы, и у малыша будет испорчено, а еда, съеденая ребенком, не усвоится.
Если ребенок отказывается от еды, нужно постараться правильно определить причину его отказа. Если не понравилась предлагаемая еда, «попался» не любимый вид продукта или малыш не хочет есть этот продукт именно сейчас, то в этих случаях не следует заставлять ребенка, нужно уважать его потребности.
Не стоит предлагать плохо кушающему ребенку большое количество блюд на выбор. Такое поведение приводит к тому, что дети становятся очень капризными и часто им все равно невозможно угодить. Поэтому лучше предлагатать малышу одно или максимум два блюда. Остальные блюда лучше отложить до следующего приема пищи.
Когда ребенок чем-то очень увлечен, не стоит резко отрывать его от занятия, можно немного подождать; если же занятие затягивается, постарайтесь мягко переключить его внимание на необходимость подкрепиться.
Дети могут плохо кушать во время болезни, если обижены, расстроены, а иногда и просто без видимой причины им не хочется есть. В такие периоды, когда организм ребенке сам регулирует необходимое поступление пищи, насильном кормление только нарушает естественный процесс. Кроме того, малыш очень хорошо запомнит эти ситуации, и у него на всю жизнь может остаться отрицательное отношение к где, которую его заставляли есть в детстве.
Сложнее обстоят дела, когда ребенок регулярно откалывается от еды. Но и в таких случаях кормление против воли не приведет к благоприятным результатам. Родителям необходимо качественно пересмотреть детский рацион, подобрать необходимые и любимые продукты, выработать определенный ритуал принятия пищи (чтобы у малыша было свое место, любимая ложечка, чашка, тарелка). Во время кормления можно рассказывать о том, какие продукты ребенок кушает, какое все вкусное и полезное, как нужно кормить маму, папу, любимую игрушку и т. п. А вот включать телевизор или устраивать домашние шоу-маскарады во время еды не слишком хорошо. Нели дети отвлекаются на подобные забавы, у них вырабатывается неправильное отношение к принятию пищи.
Естественное желание ребенка помочь вам в увлекательном процессе приготовления пищи нужно всячески поощрять и лелеять. Что бы вы ни готовили, чем бы ни занимались на кухне, для малыша всегда найдется какое-нибудь доступное по возрасту поручение: помыть овощи, почистить вареные яйца и картофель, украсить салат или бутерброды, что-нибудь помешать и даже порезать. И пусть из дырок в нелепом варенике вытекает клубничный сок, часть крема оказывается на одежде, а пол усыпан мукой. Но разно испорченный кусок теста, испачканная одежда или грязный пол стоят детской обиды и разочарования? Конечно, Нет! Поэтому, если вы время от времени будете готовить какие-нибудь интересные блюда вместе с крохой, польза от того будет большая и многогранная.
Привлекая малыша к процессу готовки, кроме цели вырастить себе достойного помощника и подготовить маленького человечка к будущей взрослой жизни, вы «убьете» и множество других полезных «зайцев». Во-первых, помощь на кухне — важный для детей шаг осознания своей нужности и значимости, ведь им доверяют, как взрослым. Во-вторых, малыши приобретают массу новых навыков, учатся самостоятельности и ответственности. В-третьих, юные повара в процессе готовки тренируются считать и логически мыслить (считают количество яиц, ложек сахара, капель лимонного сока, щепоток соли и т. д.), учатся осознавать время. В-четвертых, у привередливых «малоежек» повышается аппетит, ведь приготовленное собственными руками куда вкуснее! В-пятых, кулинария — процесс творческий. Значит, мама, которая готовит совместно с ребенком что-нибудь вкусненькое на ужин, тем самым развивает и творческий потенциал своего малыша.
Перечислять положительные стороны участия детей в приготовлении пищи можно долго, но чтобы совместное кухонное колдовство принесло только радость и удовольствие всем его участникам, не забудьте о нескольких простых правилах.
Правила для тех, кто готовит вместе с ребенком:
- Объясните ребенку правила поведения на кухне и следите за их строгим соблюдением. Кухня — не место для беготни и баловства, здесь слишком много опасных предметов.
- Купите или сшейте для маленького повара персональный фартук (можно клеенчатый). Тогда и стирать придется гораздо меньше.
- Для того чтобы малышу было легче дотянуться до стола, плиты или мойки, подберите для него невысокий устойчивый табурет.
- Сразу приучайте своего помощника к мысли, что после приготовления пищи за собой нужно убрать. Кстати сказать, обычно дети с удовольствием моют посуду, потому что им нравится любая возня в воде и с водой.
- Не ругайте ребенка и не подшучивайте над ним, если у него что-то не получается. И если вам кажется, что слепить аккуратный пирожок совсем просто, попытайтесь вспомнить, каким он впервые получился у вас.
Совместное с ребенком приготовление пищи, безусловно, займет больше времени. Но это время уйдет на приятное и полезное общение с любимым чадом, значит, не пропадет даром. Подумайте прямо сейчас, какое блюдо будет по силам вашему малышу? Может быть волшебный суп…
Зайка и волшебный суп
От всяких вкусностей Зайка никогда не откажется, а вот накормить его супом маме бывало весьма сложно. «Значит, суп нужно приготовить вместе, — решила Зайкина мама. — Да еще и назвать как-нибудь необычно».
— Зайка! — позвала мама с кухни однажды.
— Мама, ты меня звала? — спросил Зайка с порога кухни.
— Да, малыш, я тебя звала. Хочу предложить тебе важное дело. Ты готов?
— А что за дело? — сначала полюбопытствовал Зайка.
— Я хочу приготовить волшебный суп…
— Волшебный суп? — удивился Зайка. — Как это?
— Я тебе расскажу. Приглашаю тебя поколдовать вместе.
— Ура! У меня будет волшебная палочка! — обрадовался Зайка.
— Сначала я дам тебе волшебные овощи.
С этими словами мама достала из красивой волшебной коробочки небольшую луковицу, корешок петрушки, среднюю морковь и пять картофелин.
— Их надо помыть. Они немного запылились.
Зайка с радостью засучил рукава и принялся за работу. Очень быстро волшебные овощи оказались чистыми. Мама тем временем налила в кастрюлю два литра воды и поставила на огонь.
— Как хорошо и быстро у тебя получается! — похвалила мама Зайку.
А Зайка старается еще больше. Мама берет у Зайки вымытую морковку и трет ее на терке. Затем берет луковицу.
— Зайка, зажмурь глазки!
— Я же не смогу тогда мыть картошки, — возмутился Зайка.
— Ты зажмурь глазки на минутку. Я сейчас буду резать волшебный лук.
Зайка послушно закрыл глазки, а когда их открыл, оказалось, что вода уже закипела. Мама стала бросать туда мелко порезанную луковицу, корень петрушки, натертую на крупной терке морковь и порезанный кубиками картофель. Пока суп красиво кружился в кастрюльке, Зайка наблюдал за ним с табуретки. Мама достала фарш, который уже посолила и поперчила, и предложил Зайке скатать фрикадельки. Зайка катал маленькие шарики и бросал их в кастрюльку. Они так забавно ныряли в суп, а потом всплывали. Зайка весело смеялся.
Посолить суп мама тоже доверила Зайке, предварительно отмерив нужное количество соли. Порезанную мамой зелень тоже добавлял Зайка.
— Суп-сказка готов! — сказала мама, вытирая руки о передник.
— И все? — удивился Зайка. — Мы все сготовили?
— Да, суп сготовили. Посмотри, как красиво получилось! Пахнет здорово!
— И вкусно, наверное, — добавил Зайка, облизываясь.
— Помощник ты мой! — мама ласково обняла Зайку. — Конечно, вкусный! Разве волшебный суп может быть невкусным?
Мама и Зайка накрыли на стол. Зайка съел две порции волшебного супа. Папа очень удивлялся и суп волшебный нахваливал.
Методические рекомендации. Такая сказка может быть рассказана про любой продукт питания, который не особенно нравится ребенку. Возможно, на волне интереса, пробужденного сказкой, ребенок захочет ближе познакомиться с Продуктом.
Если ребенок не хочет есть сам, попробуйте его заинтересовать, устраивая семейные обеды. Глядя на самостоятельно кушающих взрослых, малышу захочется им соответствовать. Если семья редко собирается за общим столом, можно провести сравнение с авторитетным для ребенка взрослым (обычно это папа или старший брат): «Ты хоть раз видел, чтобы я папу с ложечки кормила?» или: «Хочешь быть таким же сильным, как братик?».
Многие действия дети начинают совершать, глядя на сверстников. Поэтому, если подросший малыш упорно отказывается брать в руки ложку, сходите в гости или пригласите на обед его друзей, которые уже умеют кушать сами. Обратите внимание своего ребенка на приятеля: «Смотри, Витя сам ложечку держит». Но ни в коем случае не нужно стыдить малыша и сравнивать с другом, достаточно просто вскользь заметить такое полезное умение товарища по играм. А в следующий раз за обедом предложите крохе ложку, вспомнив приятеля.
Еще один эффективный способ обучения навыку обращения с ложкой — игра. Поиграйте с малышом в «экскаватор». Экскаватор-кроха должен собрать ложкой-ковшом все картофельное пюре с тарелки и переправить в рот. От мамы требуется немного фантазии и соответствующие комментарии для игры: «Большой-большой экскаватор зачерпывает ковшом пюре и аккуратно отправляет его в рот! Молодец, а я за тебя буду гудеть, пока ты жуешь!». Можно использовать тарелочку с интересным рисунком на дне и объяснив крохе, что под кашей злой волшебник спрятал, например, маленького поросенка, который сам не может освободиться, и помочь ему может только малыш, если сам возьмет ложечку и скушает всю кашу. Еще лучше, если вы расскажет целую историю…
Как Зайка поросенка спасал
Мама позвала Зайку обедать. Зайка прибежал, вымыл лапки, сел за стол и привычно спрятал лапки за спину. Так Зайка маме сообщал, что сам есть не будет, а мама, если хочет, может сама покормить своего Зайку. Обычно мама расстраивалась и говорила:
— Зайка, ты уже большой! Давай-ка, бери ложку сам!
— Нет-нет-нет, — мотал Зайка головой, — только уши развевались.
Потом мама тяжело вздыхала, брала ложку и кормила Зайку сама. Но сегодня все было по-другому. Мама внимательно посмотрела на Зайку и спросила:
— Не будешь сам есть?
— Нет-нет-нет, — привычно застрекотал Зайка.
— Что же делать? — сокрушенно воскликнула мама. — Кто же спасет бедного поросенка?
— Какого поросенка ? —насторожился Зайка
— Зайка, видишь, суп налит в новую тарелку?
Зайка кивнул.
— Это необычная тарелка. Там под супом — поросенок. Ему ниш грустно и одиноко, его надо спасти. Спасти его можно только, если самому съесть весь суп до капельки. Но ты же сказал, что не будешь сегодня есть сам… Кто же поможет поросенку.» — мама грустно вздохнула.
— А если я сам съем суп, поросенок повеселеет? — осторожно спросил Зайка.
— Да, думаю, он будет тебе улыбаться. Сам увидишь.
— Хорошо, я спасу поросенка, — решительно сказал Зайка.
Мама с удивлением наблюдала, как ее малыш ловко управляется с ложкой. Она даже не знала, что Зайка так хорошо умеет пользоваться ложкой.
Зайка съел суп за две минутки. Со дна миски ему довольно улыбалась поросячья мордочка.
— Мама, я его спас! Смотри, как он мне улыбается!
— Ты молодец, Зайка! Ты помог ему освободиться и развеселиться! Спасибо тебе!
Решение, что малыш будет есть самостоятельно, должно поддерживаться всеми членами семьи. Если мама настаивает на самостоятельности, а бабушка «жалеет маленького» и кормит с ложечки, положительный результат будет не скоро. Также обучение должно быть последовательным, а не завить от ситуации: «Вчера ты кушал сам, а сегодня мы в гости опаздываем, поэтому давай я тебя быстренько накормлю».
Разработайте и следуйте определенным этапам в обучении. Например, по началу пусть ребенок сам ест только творог. Когда с одним продуктом он уже справляется, добавляем более «сложное» но консистенции пюре, далее жидкую кашу, и. наконец, суп. Иногда малыш с аппетитом начинает кушать самостоятельно, но быстро устает. Не настаивайте, докормите его. По мере взросления доля самостоятельно съеденная в любом случае будет увеличиваться. Также можно сделать исключение из правил, если кроха болеет.
Приучая ребенка кушать самостоятельно, одновременно стремитесь выработать у него уважительное отношение приему пищи — кушать аккуратно и соблюдать необходим правила. Даже самым маленьким нужно мыть руки пер едой, а к двум годам малыш сам напомнит вам об этом. Еда -это полезный ритуал, он дает ребенку чувство стабильной и ощущение собственной значимости, ведь малыш точно знает последовательность действий и почти со всем справляется сам! Если вы помогаете малышу, все свои действия сопровождайте словами: «Ручки под краном вымыли, Машиным полотенцем вытерли, теперь идем на кухню. Маша садится за свой столик, а мама наливает в тарелочку половником борщ. Смотри, какой он красный! И, наверное, очень вкусный!».
Правила поведения за столом ребенок усваивает, наблюдая за взрослыми, слушая их инструкции, а также сказка о правилах сервировки стола, очередности блюд, пользовании различными столовыми приборами. Родителям следует также говорить ребенку, что случится, если правильно нарушить…
Про Зайкин животик
Мама заканчивала готовить вкусный обед. Вот-вот уже будет разливать вкусный ароматный суп. Но Зайка так проголодался,, что не мог больше ждать обеда. Поэтому он на цыпочках прокрался в кухню и взял из вазочки конфетку. А конфетка вкусная, большая — теперь и есть Зайке больше не хочется.
— Зайка, лапки мыть и за стол! — зовет мама.
— Я не хочу, мама!
— Зайка, ты же пять минут назад очень-очень хотел есть. Что случилось?
— Ну, я пообедал… конфеткой.
— Зайка, ты съел конфету? Все равно надо поесть супчик. Ты много бегал, играл, тебе понадобятся силы, да и животику мало одной конфетки.
— Все равно я не хочу есть, —упрямился Зайка.
Зайка убежал в комнату и взялся за игрушки. Вдруг он услышал чей-то плач. Зайка огляделся. В комнате никого нет. Прислушался Зайка к себе. А это, оказывается, его животик плачет!
— Что с тобой? — заволновался Зайка. — Тебя кто-то обидел?
— Я очень проголодался, жду, когда же ротик меня накормит, а он ничего мне не дает. Уже обедать пора…
Зайка решил разобраться с ротиком.
— Ротик, ты почему не кормишь животик?
— Так и меня никто не кормит. Что я могу животику дать?
— Я тебя уже покормил конфеткой! Ты почему не поделился с животиком?
— Ой, да когда это было?! — возмутился ротик. — И конфетка такая маленькая — мне самому мало было.
Животик плачет. Стало Зайке жалко свой животик. Побежал Зайка к маме.
— Мама, я буду обедать!
— Садись скорее, супчик остывает!
Взял Зайка ложку и съел весь супчик.
— Ну, как, животик, ты наелся?
— Уже немного лучше стало! Второе давай!
Зайка и капусту на второе съел и,компот выпил. Животик Зайке «спасибо» сказал. A у Зайки много-много сил появилось играть в интересные игры.
Иногда, немного поев, ребенок начинает разбрасывать еду, кидать ложки, выливать на стол содержимое чашек. Если малыш просто устал кушать самостоятельно, докормите его сами. Но попытки шалить за обедом пресекайте сразу же, не стоит надеяться, что, безобразничая за столом ребенок лучше покушает. И строгое родительское «нельзя» здесь обязательно! Попробуйте убедить ребенка, скажите: «Еда — это серьезно, ее можно только кушать, а если ты хочешь что-нибудь побросать, то мы после обеда поиграем с тобой в мячик». Если предостережения не помогают, просто уберите тарелку, вытрите малышу рот салфеткой. Это будет означать, что обед закончен. Можете попробовал обыграть ситуацию: «Картошечка обиделась на Машу за те что она бросил ее на пол. А сладкое яблоко увидело, как ты себя плохо ведешь, и укатилось. Так что десерта сегодня не будет».
После еды ребенок должен говорить «спасибо», не забывайте напоминать ему об этом. Двухлетнего малыша можно уже попросить убрать за собой посуду в раковину. А протереть губкой столик сможет даже полуторагодовалый карапуз. Конечно, качество такой уборки далеко от идеала, но ваша задача сейчас — выработать хорошую привычку и нм учить аккуратности. И помните, что аппетит приходит во время еды. Красиво накрытый стол, симпатичная посуда, позитивный пример и поддержка взрослых — все это поможет ребенку научиться есть самостоятельно.
Сказка может помочь объяснить ребенку, что необходимо есть те или иные продукты, расскажет об их полезности или происхождении, обратит внимание ребенка на какие-либо специфические особенности предлагаемого продукта.
Что рассказал Зайке Мудрый Филин
Зайка ворвался в комнату, как только мама открыла ему дверь.
— Мама, ты знаешь, что на свете есть хлебные деревья? Мне об этом Мудрый Филин рассказал!
— Я тебя слушаю, — откликнулась мама.
— Только не совсем такие деревья, как можно подумать на первый взгляд. То есть пирожки и булки на нем не растут, как яблоки на яблоне. Но давай я лучше тебе все по порядку расскажу. Растет хлебное дерево в жарких тропических странах. Его плоды очень похожи на дыню и раньше заменяли местным жителям хлеб. Кстати, «хлебным» это дерево назвали английские мореплаватели. Плоды этого дерева можно и жарить, и варить, и сушить, как сухари. Пока они еще не созрели, их используют как овощи. А спелые плоды становятся сладкими, точно фрукты. По вкусу спелый плод очень похож на банан, а в жареном виде — на картошку. Вот как получается: один плод — и овощ, и фрукт одновременно! Представляешь, мама!
— Очень интересно! Здорово, что ты так хорошо запомнил рассказ Филина.
— А мой любимый привычный хлебушек делается, представляешь, не из хлебного дерева, а из теста! — продолжал Зайка. — Самое главное в тесте — это мука! Ее делают из пшеницы или ржи: из пшеницы пекут белый хлеб, а из ржи — черный. Пшеница и рожь растут на полях. Сначала осенью поле вспахивают и засеивают зернами пшеницы или ржи. Когда приходит зима, поле покрывается снегом. Снег, как одеяло, греет землю и зернышки. Чем больше снега выпадет, тем богаче будет шубам будущих ростков, тем теплее им зимовать. Весной, когда станет тепло, ростки начинают тянуться к солнышку все выше и выше, так вырастает целое поле пшеницы!
— Красивое, ярко-желтое, золотое! — поддержала Зайку мама.
— Да, ну ты послушай, послушай дальше! Все лето колосья растут, наливаются силой на солнышке. Когда они пожелтеют урожай собирают. Срезают колосья под корень, то есть жнут, а потом молотят и получают зернышки. Их везут на мельницу где специальными жерновами перемалывают в муку. Потом муку просеивают ситом, чтобы отсеять всю шелуху. А уже из муки пекут и хлеб, и булочки, и пирожки — всем на радость!
— Здорово! Испечем пирог с картошкой? Будешь есть?
— Буду! Пирог — это ведь не просто так! Это целая история! Я теперь много про него знаю!
Методические рекомендации. Эта сказка для любителей перебить аппетит чем-нибудь сладким. Такого типа сказки также помогают избавиться от капризов ребенка, не желающего пробовать новое, незнакомое для себя блюдо. Ведь в сказке есть возможность познакомиться с блюдом.
Как и когда знакомить ребенка с новой пищей?
- Не давайте ребенку пробовать новые блюда во время его болезни, особенно если у него понос (больным, каш правило, не хочется кушать даже обычную для них еду а тем более новую).
- Перед тем, как предложить ребенку новое блюдо, позаботьтесь о том, чтобы прошло много времени с прошлого кормления, чтобы он сильно проголодался и был вынужден принять ту пищу, что вы ему дадите.
- Если вы хотите включить новое блюдо в рацион своего ребенка, начинайте с маленькой ложки этого блюда. Не думайте, что малыш, едва только попробует новый вид пищи, сразу же согласится всю ее скушать. Чтобы ребенок привык к разнообразию в еде, ему сначала необходимо только почувствовать вкус различных блюд. Кроме того, предлагая новую еду в небольших количествах, вам будет легче избежать той или иной негативной реакции детского организма, в том числе и аллергии на какой-нибудь продукт.
- Подавайте ребенку еду в том виде, в котором сами ее едите. Избегайте класть сахар во все подряд (эта ошибка часто встречается у матерей). Добавив сахар, например, в бульон с зеленью вы сделаете его невкусным и трудно усваиваемым.
- Если ваш ребенок отказывается от важных и полезных новых продуктов, замените их другими, содержащими аналогичное количество питательных веществ. Например, если малыш отказывается от гороха, попробуйте предложить чечевицу или фасоль — все эти продукты обладают одинаковой пищевой ценностью. Вас не должно волновать, что ребенок не ест тот или иной продукт, важно чтобы его питание было полноценным.
- Остерегайтесь принуждать детей кушать, избегайте сурового обращения — это отрицательно сказывается на их здоровье (все, что съедено против воли, или плохо усвоится, или приведет к рвоте).
- Постарайтесь убедить малыша в пользе новой еды, скажите, что она поможет стать сильным. Можно сказать, что те детки, которые ее не кушают, медленнее растут и взрослеют.
- Одним из способов приобщить ребенка к еде являете собирание нескольких детей за одним столом для совместного приема пищи и подачи всем одного и того же блюда. Усердие, соревнование между детьми за одним столом приносят большую пользу.
Таким образом, соблюдение несложных правил поможет избежать капризов при приеме пищи. Побуждая ребенка есть то или иное блюдо, желательно попробовать поставил себя на его место и увидеть ситуацию с точки зрения ребенка. А также проверить, не происходит ли так, что, например, ребенок ест пшенную кашу, которую мама в детстве сама терпеть не могла, а остальные члены семьи что-то другое, более вкусное, по-мнению ребенка.