По мере своего развития ребенок постепенно совершает переход от совместных поступков к самостоятельным. За взрослым сохраняются контроль и оценка выполняемого ребенком действия, они и составляют содержание общения ребенка и взрослого. В этот период ребенку очень важно, чтобы мама разделила его восторг от того, например, что брызги в ванной разлетаются во все стороны, или что руки, перепачканные краской, оставляют необыкновенно красивые следы на обоях. То есть действия с предметами интересны не только сами по себе, но и как способ привлечения внимания взрослого.
В этом возрасте малыш уже может проводить параллели между собой и сказочным героем, корректировать действия персонажей, вносить свои дополнения в развитие сюжетной линии. Поэтому сказка, сочиненная совместными усилиями, служит для поддержания контакта между сказочником и ребенком, выполняет развивающую, воспитательную, обучающую функции.
В процессе подготовки к сочинению сказки можно выделить несколько этапов.
1. Выбор сложной ситуации. Предположим, это вынужденное отсутствие одного из родителей (командировка, поездка к родственникам, пребывание в больнице и т. д.). Малыш может очень сильно переживать и беспокоиться из-за предстоящей разлуки: плакать, капризничать, отказываться от еды и сна.
2. Выбор героев сказки. Как слушают дети искусного рассказчика? Они буквально «входят» в сказку, следуя в ней за ее героями, переживая вместе с ними радость, горе, страх и триумф победы. Во время рассказа перед их глазами проходят на внутреннем экране образы и картины сюжетной линии, и они физически и эмоционально «проживают» все сюжетные перипетии. Поэтому выбор героев сказки — очень ответственный этап. Ребенок должен ассоциировать себя с главным героем, и в то же время иметь возможность дистанцироваться от него при желании, сказав себе: «Это ведь не со мной происходит, а с ним…».
Желательно, чтобы для мамы и других значимых людей из окружения ребенка тоже нашлись роли в сказке. Это важно в том случае, если есть желание регулярно использовать сказку в качестве терапевтического приема. Оптимально в такой ситуации подходит семья каких-либо существ: зайчиков, колобков, грузовичков — выбор зависит исключительно от пристрастий ребенка.
Сказка про командировку
Жили-были в лесу в маленьком домике папа-заяц, мама-зайчиха и сынишка-зайчишка. Папа-заяц и мама-зайчиха очень любили своего сынишку: они много с ним играли, гуляли, ездили в зоопарк, купаться на море (Этот список можно пополнять своими любимыми способами проводить время с ребенком.)
К сожалению, не всегда зайчики могли проводить время так, как им хотелось бы. У каждого из них была своя работа.
Папа-заяц работал каждый день на работе, а иногда даже приносил работу домой и подолгу сидел за компьютером. Мама-зайчиха и сынишка-зайчишка в такие вечера уходили на долгие прогулки, а если оставались дома, то вели себя тихо-тихо, как мышки, чтобы не мешать папе.
Зайчишка-сынишка работал в садике мальчишкой. Это очень интересная работа: иногда легкая и веселая, иногда сложная и трудная. Очень непросто бывает слепить филимоновскую игрушку и красиво раскрасить ее или научиться танцевать польку, и скольких трудов стоит выучить стихи ко всем утренникам… Зато потому у него было много друзей: мальчиков-зайчиков, девочек-белочек — с ними можно играть, меняться игрушками, рассказывать им интересные истории!
Мама-зайчиха обычно сначала заводила сынишку-зайчишку на его работу, а потом убегала на свою. Но так было не всегда, иногда маме-зайчихе приходилось работать очень далеко от дома, и тог-1 да зайчишку на работу отводил папа-заяц.
За день до того, как уехать работать далеко, мама-зайчиха обычно забирала зайчишку из садика пораньше, чтобы провести с ним побольше времени. Они гуляли или заходили в кафе…
— Мама, ты сегодня грустная, — обычно зайчишка замечал мамино настроение.
— Да, мальчишка-зайчишка, я сегодня грустная, потому что завтра мне придется уехать на несколько дней. До пятницы вы с папой будете вдвоем, а я буду очень-очень скучать по своим мальчишкам, — печально сказала мама-зайчиха.
Зайчишка опечалился. Он хотел завтра показать маме ежика, которого он слепил сегодня, но до завтра ежик должен был сохнуть в садике… Еще зайчишка подумал, что завтра им с папой, чтобы проснуться, придется слушать будильник, а не ласковые мамины слова: «Мальчишки-кочерыжки, просыпайтесь! Солнышко и завтрак давно уже встали!». Зайчишка посмотрел на маму, она сидела совсем грустная. Зайчишка решил ее утешить.
— Мама, мы будем скучать без тебя, но ведь ты совсем ненадолго!
— Да, сынок, ненадолго!
— А давай, мама, мы с папой тебе здесь какой-нибудь сюрприз приготовим, а ты нам с работы тоже сюрприз привезешь?
Мама засмеялась, нежно прижала к себе зайчишку, поцеловала его в макушку и сказала:
— Договорились, солнышко!
Мама-зайчиха и сынишка-зайчишка посидели еще минутку, обнявшись, а потом пошли домой, держась за руки и улыбаясь. Они больше не были грустными.
Сказку можно наполнить узнаваемыми деталями, используя для этого любимые способы проведения свободно го времени в вашей семье, особенности, касающиеся работы родителей и пребывания ребенка в детском саду, слова, сопровождающие утреннее пробуждение.
После окончания сказки ее необходимо обсудить с ребенком, например, задать такие вопросы: «Почему мама-зайчика была грустная, когда забирала из садика зайчишку?», «Что зайчишку огорчило?», «Что интересного придумал зайчишка?», «Почему мама-зайчиха и сынишка-зайчишка перестали грустить?». Можно провести параллели между сказочными событиями и событиями, которые предстоят ребенку в жизни. Однако можно этого и не делать, потому что ребенок бессознательно воспримет сказочную ситуацию как свою.
Еще одна сложная для родителей и ребенка ситуация — поход в поликлинику на прививку. Ребенок знает о предстоящей процедуре, беспокоится, переживает, говорит, что останется дома. (Речь идет о детях 2—4 лет.) Вам хотелось бы, во-первых, избежать предварительных капризов, во-вторых, спокойно пережить саму процедуру прививки, в-третьих, иметь возможность сказать ребенку правду: «Будет больно» и сохранить при этом хорошие взаимоотношения.
Сказка про прививку
Жили-были в лесу в маленьком домике зайчишка-сынишка, мама-зайчиха и папа-заяц. Папа-заяц много работал, поэтому не мог проводить с зайчишкой столько времени, сколько хотел, уж больно редко бывал он дома. Мама-зайчиха и сынишка-зайчишка часто занимались своими заячьими делами вдвоем: весело играли, читали интересные книжки, ходили в магазин и подолгу гуляли по лесу.
Однажды вечером мама-зайчиха сказала зайчишке-сынишке:
— Завтра утром нас с тобой ждет важное дело.
— Какое? — заинтересовался зайчишка.
— Нам нужно пойти к доктору, показать ему твою лапку и уколоть пальчик.
— Мама, а можно я не пойду? — шепотом спросил зайчишка. Он так испугался, что стал говорить тихо-тихо.
Мама увидела, что зайчишке очень страшно, посадила его на колени, обняла и сказала:
—Ты испугался того, что будет больно колоть пальчик?
(Здесь можно попробовать вовлечь в сказку ребенка, задав ему вопрос: «Как ты думаешь, что ответил маме-зайчихе зайчишка-сынишка?».)
— Да…
— Ты знаешь, будет немного больно, но совсем недолго. Потом доктор будет доставать разные интересные трубочки и прикладывать к твоему пальчику. Тебе интересно будет посмотреть на разные трубочки? Или даже поговорить с доктором о них, он про них, наверное, много знает…
Когда зайчишка серьезно задумался, мама предложила ему:
— А давай, когда доктор будет колоть пальчик, я тебя крепко-крепко обниму и скомандую: «Глазки закрывай!». А ты после этого громко скажешь: «Ой!» и сразу откроешь глазки, чтобы смотреть на трубочки. Договорились?
(На этом этапе также можно вовлечь ребенка в Вашу сказку: «Что ответил маме-зайчихе зайчишка-сынишка?».)
Зайчишка молчал и пробовал представить, как это будет выглядеть. А мама тогда предложила:
— Давай потренируемся!
Зайка задумчиво кивнул маме-зайчихе. Мама-зайчиха крепко крепко обняла своего зайчонка и скомандовала: «Закрывай глазки!». Зайка закрыл глазки и громко сказал: «Ой!». (Этот момент можно сделать интерактивным — проиграть его с ребенком.)
Тут и сказочки конец, а кто слушал — молодец!
После окончания сказки ее необходимо обсудить с ребенком, например, спросить его: «Ты помнишь, чего испугался Зайка в сказке?», «Почему он этого испугался?», «Как ты думаешь, в конце сказки Зайка стал бояться меньше?». Затем можно провести параллель между сказкой о зайке и реальным посещением врача, предстоящем ребенку завтра. Этого можно и не делать, так как для ребенка, ассоциировавшего Себя с зайкой, такая связь в любом случае будут присутствовать.
Аналогичным образом можно обыграть любое событие, которое необходимо принять ребенку: от укладывания спать до вынужденного отъезда мамы.
Конечно, сказка — не волшебная палочка, по мановению которой исчезают любые беды и вся боль реально существующего мира, но они позволяют детям узнать о себе и своих проблемах то, что их утешит, придаст силы, и от чего они начинают чувствовать поддержку и понимание.