Для повышения эффективности процесса повторения нужно помнить о следующих условиях:
- Повторение должно быть активным. Повторение не должно быть простой пассивной проверкой сохранности информации в памяти и простым восстановлением в случае забывания. Каждое повторение должно развивать запоминаемый материал, с каждым разом все больше обогащая его новыми элементами, деталями, особенностями.
- Каждая новая повторяемая часть должна отличаться от предыдущей. При делении запоминаемого материала на составные части постарайтесь, чтобы каждая часть чем-то отличалась от предыдущей и последующей. Для этого даже можно чередовать части из различных разделов запоминаемого материала. Если материал по своему характеру однороден, то отличие частей друг от друга производите на основе выделения в этих частях существенных мыслей. Можно даже выделять в частях что-то субъективное, пусть даже искусственное.
- При повторении нужно использовать структурные схемы. Повторяя основные мысли каждого абзаца, Вы практически повторяете весь материал, ведь все основные мысли предварительно были связаны со второстепенными мыслями.
- Повторения начинайте с самостоятельного припоминания. Даже если Вам покажется, что Вы ничего не помните, то попытайтесь хотя бы ответить на вопросы: «О чем говорится в материале?», «К чему это относится?», «Для чего это нужно?».
- Процесс повторения чередуйте с занятиями другого рода. Например, после 1-2 часов повторения выполните физические упражнения (см. ПРИЛОЖЕНИЕ) или займитесь дыхательной гимнастикой, короткими водными процедурами, послушайте музыку, выполните работу по дому. Очень полезен смех, действующий расслабляющим образом. К примеру, можно просматривать юмористический журнал. Полезно проведение сеанса аутотренинга с установкой на отличное запоминание и уверенность в себе (см. приложение).
Качество проведения повторения может быть неодинаковым в разные дни. Это не должно расстраивать Вас. Общее состояние, утомление, чувство волнения перед событием, к которому Вы готовитесь, — здесь все играет роль.
Очень важно при проведении повторения быть уверенным в себе, разумеется, когда к тому есть основания. Страх, растерянность, паника отнюдь не способствуют необходимой собранности, концентрации внимания, столь нужным для успешного проведения монотонного процесса повторения.
Хорошие результаты при проведении повторения по предложенному методу не появятся от одного лишь ознакомления с этим методом. Даже простое следование советам сразу же не даст резкого эффекта. Нужна тренировка. Нужна привычка проводить повторения таким образом. Нужна уверенность в том, что отработанные приемы рационального повторения дадут свои результаты.
Рекомендуется применять изложенные здесь методы вначале на несложном материале, пока не выработается навык повторений, так как без сноровки можно потерпеть неудачу в любом деле. Когда же соблюдение необходимых условий и правил процесса повторения перестанет требовать от Вас усилий и даже минимального напряжения, когда Вы станете припоминать изученное автоматически, подсознательно, по отработанной системе, тогда использование изученных приемов повторения начнет существенно экономить Ваше время и давать весьма ощутимые результаты: качество запоминания будет высоким в течение всей Вашей жизни!
Для формирования навыка рационального повторения прочитываемых и прослушиваемых текстов выполните упражнения 53-55-
УПРАЖНЕНИЕ 53 Каждую изученную Вами новую тему по изучаемым предметам или каждый новый понравившийся Вам текст из периодики повторяйте в течение одной недели по плану повторений «15-20 минут,
6-10 часов, 20-30 часов и двое суток». Чтобы не запутаться с повторением различных частей различных предметов, желательно повторять части только одного предмета и вести записи подробно расписанного плана повторений.
УПРАЖНЕНИЕ 54 Для старшеклассников и студентов. Повторяйте с использованием плана повторений ранее изученные темы одного какого-нибудь предмета. При этом следует придерживаться следующего принципа: повторить то, что было изучено в течение прошлой недели, затем то, что было изучено 2 недели назад, затем — 3 недели назад и т. д., пока все изученные в течение последнего месяца темы одного предмета не будут повторены.
УПРАЖНЕНИЕ 55 Для старшеклассников и студентов. Перед изучением очередной темы на следующем занятии повторите все другие (ранее изученные) темы из этого предмета. Повторите темы, связанные по смыслу с предстоящей новой темой на занятии. Повторение можно проводить путем простого перечитывания. Также эффективно повторение вспомогательных тем сопровождать формулированием вопросов по текстам.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Как лучше готовиться к урокам и экзаменам
Первый практический совет
Лучше всего к экзаменам готовиться заранее. Заранее — не значит за 3 дня. Заранее — с 1 сентября. Если Вы согласны, то прочитайте остальные советы. Если не согласны, то жизнь покажет, кто был прав. Но все же прочитайте остальные советы.
Второй практический совет
Выучив все части урока или очередные экзаменационные вопросы, перед сном просмотрите их с целью выявления необычных элементов в тексте (красивых выкладок, оригинальных методов изложения, сложных участков в рассуждениях и т. п.). Выявленные необычные части свяжите с какими-либо эмоциями и фантастическими образами. Ложитесь спать и, засыпая, думайте только об этих эмоциях и мысленно представляйте придуманные Вами фантастические образы, вспоминая при этом части урока или названия экзаменационных билетов.
Третий практический совет
Перед подготовкой к урокам или к экзаменам, перед самостоятельным изучением очередной темы предмета как можно чаще перечитывайте еще и еще раз:
- — названия пройденных ранее тем;
- — первые абзацы изученных ранее тем (вступления, в которых очерчиваются проблемы);
- — последние абзацы изученных ранее тем (выводы, заключения).
Четвертый практический совет
Перед изучением новой темы (перед уроком, на котором учитель будет объяснять тему, или перед изучением экзаменационного вопроса, который уже немного подзабыт) просмотрите
тему, хаотично перебрасывая взгляд по тексту, и извлеките из него значимые слова и словосочетания. Эти слова и словосочетания, вероятно, будут основой для построения важных мыслей по теме. Запишите извлеченные слова и словосочетания на листе бумаги, разбросав их там в любом порядке.
Теперь возьмите карандаши или фломастеры разных цветов и соедините слова и словосочетания по смыслам, которые, на Ваш взгляд, можно обнаружить в изучаемой теме. Различные смысловые связи обозначьте разными цветами. Просмотрев полученную картину смысловых связей (понимая, что эта картина может не совпадать с авторской и быть неправильной), постарайтесь запомнить ее. Будем считать, что Вы готовы к восприятию новой темы (к прочтению в учебнике или к прослушиванию речи преподавателя).
Перед началом изучения новой темы (перед прочтением текста в учебнике или перед прослушиванием лекции) еще раз выпишите эти же слова и словосочетания из текста на новый лист бумаги. Читая текст или слушая лекцию (заодно конспектируя), обозначьте линиями разных цветов смысловые связи между словами и словосочетаниями, о которых говорит автор. Получившуюся картину смысловых связей (теперь уже — правильную картину) сравните с картиной, которая имеется у Вас в памяти. Если картина плохо вспоминается, то сравните ее с первой картиной. Сравнивая, выявите Ваши ошибочные рассуждения. Ошибки, тем более свои, хорошо запоминаются! Причем они запоминаются именно как ошибки и запоминаются в связке с правильной информацией!
Кроме этого, предварительная подготовка повышает активность восприятия новой темы.
Пятый практический совет
Слушая лекцию или читая какой-либо текст, выберите из темы какой-нибудь объект и постарайтесь сконцентрировать свое внимание на этом и только этом объекте. Для этого можно даже представить себя этим объектом.
Активизация работы мозга
Процесс повторения — монотонный процесс. Он быстрее, чем чтение или слушание, утомляет мозг. Чтобы время от времени повышать мозговой тонус, Вам предлагается ряд упражнений. Каждое упражнение следует выполнять несколько раз.
Руками «напишите» на воображаемой доске буквы. Воображаемая доска должна располагаться в разных плоскостях: напротив Вас, ребром к Вам и вертикально, ребром к Вам и горизонтально.
Правой рукой на воображаемой доске перед Вами и одновременно левой ногой на полу «напишите» буквы. Поменяйте руги и ноги.
Дышите глубоко, расслабьте плечи
и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.
Возьмитесь за спинку стула. Поставьте вперед правую ногу и немного согните ее в колене. Левая нога сзади вытянута. Одновременно с наклоном вперед и выдохом мягко прижмите находящуюся сзади пятку к полу. Затем приподнимите пятку и сделайте глубокий вдох. Чем больше согнута находящаяся впереди нога в колене, тем большее растяжение чувствуется в икрах сзади. Поменяйте ноги.
Удобно расставьте ноги. Правую ступню разверните вправо. Левая ступня должна быть направлена строго прямо. При выдохе согните правое колено. Вдохните одновременно с напряжением правой ноги. Выполните то же самое левой ногой.
Согните левое колено, «приклейте» голову к левому плечу и вытяните руку, показывая пальцем поперек комнаты. Используя грудную клетку, двигайте верхнюю часть тела так, чтобы рука описывала восьмерку. Смотрите дальше пальцев. Повторите движение другой рукой.
Ухватитесь правой рукой за левое плечо и сожмите его. Поверните голову влево так, чтобы смотреть назад через плечо. Дышите глубоко и разведите плечи назад. Теперь посмотрите через другое плечо, опять разводя плечи. Уроните подбородок на грудь и глубоко дышите, давая мышцам расслабиться. Повторите, держа плечо другой рукой.
Как запоминать стихи
Стихотворные произведения, как и другие тексты, реализуются через содержание и форму. Для того чтобы стихотворения вспоминались легко, нужно основной акцент сделать на его форме. Причем особую роль в стихотворении играет ВНЕШНЯЯ форма текста, которая, в конечном счете, создает его внутреннюю форму.
Ритмический рисунок стихов, отмеченный Иваном Буниным словами «этих строк размеренное пенье», помогает запоминанию. Для того чтобы лучше пользоваться этой помощью, нужно ознакомиться с законами стихосложения. Это позволит Вам во время заучивания стихотворения обращать внимание на слог автора. Если
Вы не имеете природных способностей легко запоминать стихи, то следует хорошо разбираться в ямбах, хореях и т. п.
Так же, как и при запоминании обычных текстов, во время заучивания стихотворения нужно выделять понятия и мысли, фиксируя соответствующие им образы, фиксируя сопровождающие их эмоции. Причем для стихов образы и эмоции играют огромную роль. Ведь быстроту припоминания (а быстрота припоминания следующей строчки стихотворения обязательна при воспроизведении) обеспечивают ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОКРАСКА (каждая часть стихотворения должна за мгновение до его воспро-
изведения уже вызвать соответствующую сильную эмоцию) и ТОЧНОСТЬ каждого образа (если написано «хныкать», то и нужно представить образ хныканья, а не образ плача, рыдания или расстройства).
Развивая навыки запоминания стихов, большое внимание уделите развитию образности мышления (см. конец раздела «Мышление и память»). Кстати, сам процесс заучивания стихов является способом развития образности мышления, а следовательно, и развития памяти вообще. Именно поэтому заучивание стихотворений предлагают как один из способов развития памяти. Но все же следует отметить особенность образного мышления в запоминании стихов — здесь образы должны быть особенно тщательно сформированы в воображении. Непозволительно во время запоминания стихов образы представлять размыто, неконкретно, без выделения в них всех обязательных деталей. Образы всех встречающихся в стихотворении понятий, включая несущественные детали, должны надежно фиксироваться в памяти. Для этого во время каждого повторения строчек стихотворения следует опять и опять вызывать соответствующие образы.
Эмоции при запоминании стихов и при их воспроизведении лучше работают, если Вы применяете эмоционально-ролевой метод заучивания стихов. Суть метода заключается в том, что нужно:
- — обыгрывать роли персонажей стихотворения;
- — или роль слушателя, которому лирически описывают сюжет стихотворения.
Эмоционально-ролевой метод заучивания стихов является профессиональным методом для актеров сцены. И потому применение этого метода требует специальных тренировок прежде, чем он начнет давать плоды.
Технику эмоционально-ролевого метода нужно начинать применять после того, как запомнилась основа стихотворения или его части и Вы легко воспроизводите строчки. В применении к частям стихотворения, в которых даются монологи или диалоги, техника заключается в том, что Вы, декламируя речь одного персонажа, представляете себя в его роли, декламируя от имени другого, — в роли другого. При этом, каждая роль включает в себя 4 конкретных компонента:
- — одежда персонажа (конкретные элементы одежды, цвета и формы) и то, что персонаж может держать в руках;
- — окружающая обстановка (конкретная мебель и конкретные лица, с которыми ведется беседа);
- — цель персонажа в данный момент времени;
- — сопровождающая речь эмоция (на основе конкретного чувства или конкретного ощущения).
В применении к частям стихотворения, в которых дается лирическое описание природы, техника эмоционально-ролевого метода заключается в следующем: в каждый момент воспроизведения конкретного элемента природы ярко представить себе его образ и вызвать ассоциирующееся с этим элементом чувство. Вызванное чувство следует усиливать до тех пор, пока Вы не перейдете к следующему элементу описания природы. Если же в строчках стихотворения дается описание внутренних переживаний человека, то достаточно лишь остро почувствовать описанное автором чувство.
Наряду с содержанием стихотворения, логики его изложения (внутренней формы) и его ритмического рисунка (внешней формы) существует еще одна внешняя форма — звуковая.
При запоминании стихов важную роль играет связное звучание строк. Стихотворения обладают напевностью. Говорят, что одни стихи читаются легко, а другие — трудно. Здесь речь идет о звуковой форме стиха.
Одни люди от рождения запоминают стихи легко. Некоторые взрослые могут вспомнить большие и даже сложные по ритмическому рисунку стихотворения, которые изучали в детстве. Немало и таких, кто после многолетнего перерыва в изучении стихов берется выучить стихотворение и замечает, что оно запоминается легко. В этом нет ничего удивительного, как нет удивительного и в том, что одни люди больше других склонны к игре на музыкальных инструментах.
Школьники и студенты, плохо запоминающие стихи, говорят, что у них плохая память. При этом они могут легко изучать сложные предметы и иметь приличные оценки в учебе. На самом деле это пример отсутствия природной способности СЛЫШАТЬ звуковую форму (напевность, мелодичность) стихов и ЗАПОМИНАТЬ ее. Большинство таких школьников не учатся в музыкальной школе или, если их записали, то учатся нехотя. При этом мы знаем немало случаев среди нашего окружения, когда дети с обычным «музыкальным слухом» вполне сносно играли на музыкальном инструменте после настойчивых занятий.
Взрослый человек, испытывая большие трудности во время запоминания небольшого числа рифмованных строк к предстоящей вечеринке, вспоминает, что в школе учил стихи нормально, и начинает задумываться
об ухудшении своей памяти. На самом деле этот человек просто «запустил» имевшуюся ранее нормальную способность к восприятию звуковых форм. Ведь любые способности (если они не гениальные) нужно поддерживать!
Отсюда можно сделать 2 вывода:
- — если Вы от природы не способны слышать и запоминать звуковую форму стиха, то при желании научиться легко запоминать стихи Вы можете настойчивыми тренировками добиться успеха;
- — если Вы «потеряли» былые свои способности нормально запоминать стихи, то обычным выполнением упражнений можно восстановить их.
В качестве упражнения для развития способности слышать звуковую форму стиха можно предложить Вам… учить стихи. Но не просто учить, а, запоминая, читать их вслух. Старайтесь учить стихи не «про себя» и даже не «бубня себе под нос», а произнося строчки напевно. Распевайте строчку за строчкой, словно песню. И слушайте самого себя.
Если не будет возможности долго учить стихотворение вслух, то, выучив стихотворение до конца, все же найдите возможность и произнесите его вслух несколько раз.
При этом первые воспроизведения стихотворения вслух нужно сопровождать голосовым выделением первых слов каждой строчки, а после надежного запоминания всего стихотворения — выразительной интонацией обыгрывать сюжет для добавления эмоциональной окраски. Последнее действие поможет улучшить воспроизведение стихотворения, так как профессиональные чтецы в основном работают на эмоциях, а не на содержании.
Можно воспользоваться еще одним приемом: наговорите на магнитофон свое хорошее прочтение стихотворения и прослушивайте запись много раз (десятки, а не единицы!). Конечно, лучше всего найти запись с декламированием этого произведения профессиональным чтецом.
Вот еще несколько общих рекомендаций и способов для тех, кто хочет улучшить свои способности запоминать стихи.
1. Одним из самых эффективных способов научиться запоминать стихи является припоминание его содержания. Если Вы плохо запоминаете стихи, но хотите со сцены декламировать стихи другим, то старайтесь как можно чаще вспоминать и мысленно пересказывать любые стихи. Пользуйтесь любым случаем и вспоминайте: едете ли в транспорте, ожидаете ли какого-то времени, просто отдыхаете в одиночестве.
2. Заучивайте стихи путем многократного повторения пар строк или четверостиший по следующему принципу:
2 строки;
следующие 2 строки;
4 строки (2+2);
такое же заучивание второго четверостишия;
1 + 2 четверостишия;
заучивание третьего четверостишия;
1+2 + 3 четверостишия;
и так далее до конца раздела, но не более 7-8 четверостиший за один присест (иначе нужно разбить стихотворение на части по 7-8 четверостиший в каждой).
3. Для тех, кто очень плохо запоминает стихи (но никому об этом не говорит), нужно продолжить закрепление в памяти путем повторения каждого раздела стихотворения (из 7-8 куплетов) в обратном направлении:
последний куплет,
последний + предпоследний
и так далее до начала раздела стиха.
Это нужно делать потому, что при обычном заучивании (как это делают люди, умеющие запоминать стихи без больших усилий) последние куплеты повторяются меньшее количество раз, чем первые куплеты.
Кроме обычных способов запоминания стихов существуют и мнемотехнические. Они нужны в тех случаях, когда в процессе многократного повторения четверостишия нужно быстро вспоминать первые слова каждой строчки. Мнемотехнические способы запоминания стихов помогают и во время запоминания крупных стихотворений, во время повторений целых блоков из многих четверостиший. О мнемотехнических способах заучивания Вы можете прочитать в учебнике Школы рационального чтения (ШРЧ) по мнемотехнике.
В заключение раздела Вам предлагаются выдержки из некоторых книг о запоминании стихов. Обратите внимание, что эти книги изданы в XIX веке и в начале XX века.
Гартенбах Э. Память. Верные средства восстановить потерянную, возрождать новую и сохранять хорошую память до самой глубокой старости. 1872.
Чтобы твердо выучить стихотворение… следует написать начальные буквы каждой строчки. Это одно из лучших средств заучивать наизусть стихи и другие трудно запоминающиеся вещи.
Но еще лучше, хотя это и займет гораздо более времени, учить стихотворение, написавши начальные буквы каждого слова; так, например, чтобы выучить следующее небольшое стихотворение:
Горные вершины Спят во тьме ночной,
Тихие долины Полны свежей мглой,
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
Погоди немного,
Отдохнешь и ты.
нужно сделать эскиз замечательных слов каждой строчки, как то: вершины, тьма, долины, дорога, листы;
или написать только начальные буквы каждой строчки: Г, С, Т,П, Н,Н,П,0; или же, наконец, начальные буквы каждого слова:
Г. в.
С. в.т. н.
Т.д.
П. с. м.
Н.п.д.
Н.д.л.
П.н.
О. и. т.
Эти способы чрезвычайно облегчают учение наизусть.
Слоущ Н.Д. Мнемотехника, или искусство укреплять память. Практическое руководство усваивать легко и быстро и удерживать навсегда в памяти числа, названия, серии слов, стихотворения, иностранные языки, логарифмы, бухгалтерию, даты и пр. 1892.
Для того, чтобы запомнить легко стихотворения, анекдоты, пословицы и т. п., следует не механически их зубрить, а изучать: для этого нужно разложить главные понятия и действия, составлять искусственную связь между бессвязными предложениями. Возьмем, например, следующее стихотворение Пушкина:
ДОН
Блеща среди полей широких,
Вот он льется, здравствуй, Дон!
От сынов твоих далеких Я привез тебе поклон.
Как прославленного брата Реки знают тихий Дои.
От Дуная до Евфрата Я привез тебе поклон.
Отдохнув от злой погони,
Чуя родину свою,
Ждут уже донские кони Арпачийскую струю.
Приготовь же, Дон заветный.
Для наездников лихих,
Сок кипучий искрометный Виноградников твоих!
Каждому известно, что главное затруднение в изучении стихов состоит в там, чтобы помнить начало каждого четверостишия… Поэтому нужно стараться составлять связь между концом одного четверостишия и началом следующего… Для этой цели расположим их следующим образом:
Поклон — как прославленного;
Поклон — отдохнув;
Струя — приготовь же.
Из этих слов мы составим следующие фразы:
- Он удостоился поклона, как прославленный всеми человек.
- После поклона он, отдохнув, ушел.
- Вот течет струя, приготовь нам воду.
Э. Мейман. Экономия и техника памяти. 1913.
Попробуем наблюдать за учеником, когда он заучивает наизусть стихотворение или слова иностранного языка. Несмотря на все особенности способов заучивания, большинство учеников сходятся в одном: они разделяют весь материал (в особенности, если надо заучить какой-нибудь большой заданный урок) на небольшие отделы, которые они потом заучивают каждый отдельно путем многократного повторения, чтобы затем связать их вместе, перечитывая все с начала до конца. Например, какое-либо стихотворение ученик, смотря по содержанию, строению фраз и длин, разделяет на два или на три отрывка и заучивает каждый отрывок отдельно; иностранные слова большинство учеников заучивает каждое отдельно, много раз повторяя его вместе с переводом на родной язык. Лишь очень редко встречаем мы такого ученика, который поступает иначе, повторяет все «заданные» ему стихи и слова с начала до конца и пытается запечатлеть целое, перечитывая весь урок. Между тем как общее психологическое рассуждение, так и эксперименты показывают, что только последний способ правилен психологически и наиболее экономичен, т. е., что при этом методе первое безошибочное воспроизведение наизусть наступает через самое короткое время после наименьшего числа повторений и, что всего важнее, этим достигается более надежное и длительное запоминание заученного…
Путем опроса среди моих знакомых я установил, отдельные лица среди взрослых и детей инстинктивно пришли к заучиванию всего материала целиком. Один знакомый доктор философии с самого детства заучивает по этому методу. Он сообщает в своем исследовании запоминания и забывания, что сербские национальные певцы заучивают все стихи и песни целиком.
Также о многих первобытных народах я слышал, что они не знают иного заучивания, кроме заучивания целиком… Какими же мотивами руководствуются при обычном способе заучивания? Почему большинство людей заучивает таким психологически неправильным и непрактичным способом? Главная причина этого заключается в неравномерной трудности отдельных частей материала. Мы стараемся прежде всего заучить отдельно самые трудные места и, благодаря этому, расчленяем целое. Вторая причина заключается в нашей природной лепи. Мы скорее видим прогресс заучивания, когда мы учим сначала небольшие кусочки, чем при попытке сразу запечатлеть весь материал; самая поразительная особенность заучивания целиком состоит в том, что чувство уверенности в знании наизусть наступает лишь в самом конце…
На чем же основывается преимущество заучивания целиком? Опыты, направленные специально на разрешение этого вопроса, обнаружили следующее преимущество этого метода:
- Когда заучивается стихотворение или отрывок прозы частями, то переход от одной части к другой необходимо запечатлеть отдельно. Повторения, направленные специально на эту цель, при заучивании целиком отпадают.
- При прерывистом заучивании образуются многочисленные ассоциации, которые впоследствии, при произнесении заученного наизусть, должны мешать; когда после окончания каждого отдела переходят к началу его, то конец отдела ассоциируется с началом, вместо того чтобы ассоциироваться с продолжением. Такую ассоциацию, мешающую впоследствии воспроизведению, приходится искусственно уничтожать, заучивая переходы отдельно.
- В заученном материале связаны ассоциативно не только части, непосредственно следующие друг за другом, но даже отдаленные части связываются косвенно, а также мы запечатлеваем отдельные части материала тем, что замечаем место, занимаемое ими в целом стихотворении. Эти оба вспомогательные средства, косвенная ассоциация и «абсолютное место», укрепляются при заучивании целиком каждым перечитыванием, а при прерывистом заучивании такое преимущество или совсем отпадает, или ослабляется, так как в этом случае первые строки не имеют никакой связи с последующими, заученными отдельно, а места, занимаемые отдельными частями, постоянно передвигаются. Например, вначале каждая первая строка отдельно выученной части занимает «первое место», когда же она присоединяется к целому, она получает другое место.
- При заучивании целиком запе-чатлеиие распределяется равномерно на все части материала, следовательно, если материал не представляет собою существенно неравномерного распределения трудности, то целое запечатлевается (ассоциируется) более равномерно. Самый метод предохраняет от слишком малой затраты сил на какое-либо другое…
Выпишите из текста ответы на вопросы «О чем говорится в тексте?» (понятия) и «Что говорится в тексте?» (мысли). Выпишите также все глаголы, связывающие понятия в мыслях.