X

ДЛИТЕЛЬНОЕ ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ПАМЯТИ

  • Организация повторения и Условия повторения
  • Приложение

Как лучше готовиться к урокам и экзаменам Активизация работы мозга Как запоминать стихи и Практика

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВТОРЕНИЯ

Со школьной скамьи нам известно: чтобы запомнить текст хорошо, нужно его повторять. И не случайно народная мудрость гласит: «Повторение — мать учения».

Что-то нужно повторять чаще, чтобы лучше запомнить, что-то реже. Повторять усвоенную информацию можно разными способами: пересказывая информацию кому-ни-будь, перечитывая ее или прослушивая повторно, припоминая информацию во время применения на практике или просто припоминая для переосмысления. Одни повторяют все подряд, не отделяя существенное от подробностей, деталей, уточнений. Другие фиксируют свое внимание лишь на основных мыслях. Большинство людей проводят целенаправленные повторения через одинаковые промежутки времени: экзаменационный материалежедневно, стихи — сразу же несколько раз подряд.

Давайте этот раздел тренировки памяти начнем с того, что примем утверждение, согласно которому Вас в дальнейшем будет интересовать не «сохранение информации в памяти», что, казалось бы, больше всего должно интересовать Вас, а «повышение вероятности припоминания». Иначе говоря, если Вы однажды осмыслили содержание прочитанного или услышанного Вами текста и проговорили его, то можете с уверенностью утверждать, что информация осталась в памяти. Со временем нервные образования, в которых хранится содержание мыслей, не исчезают и не уменьшаются. Но пропускная способность нервных волокон, по которым проходит электрический сигнал

во время припоминания, ухудшается с течением времени. Это приводит к тому, что сигналы по ним начинают проходить все с большим трудом. А это значит, что со временем Вы все с меньшей вероятностью будете извлекать информацию из нервных образований. Следовательно, хорошо было бы научиться не позволять нервным волокнам ухудшать свою работу.

Повышать вероятность припоминания можно двумя путями:

  • —    путем регулярного восстановления нервных волокон между нервными образованиями, т. е. путем повторения содержания текста;
  • —    путем создания новых нервных волокон между старыми нервными образованиями, т. е. путем нового осмысления взаимосвязей между отдельными мыслями и фактами текста.

Для того чтобы путем повторения научиться осознанно сохранять нервные волокна между нервными образованиями, Вам следует ознакомиться с некоторыми законами, согласно которым функционирует мозг. Вот простое их описание.

Первый закон

Чем больше времени проходит с момента окончания чтения (или с момента последнего повторения), тем в меньшем объеме припоминается имеющаяся в памяти информация (кривая 1). Причем наиболее активно память теряет информацию в первые минуты после усвоения материала (на самом деле нужно говортъ не о ПОТЕРЕ информации, а Об УМЕНЬШЕНИИ ВЕРОЯТНОСТИ ПРИПОМИНАНИЯ информации). Затем этот процесс замедляется (угол наклона кривой, показывающей потерю информации из памяти, меняется).

Кривые изменения вероятности припоминания информации с течением времени.

Обратите внимание на то, что легкая, интересная или очень нужная информация (кривая 2) «забывается» медленнее сложной, неинтересной или практически ненужной информации (кривая 3).

Второй закон

После каждого очередного повторения информация забывается все медленнее и медленнее (на рисунке — кривая идет более полого).

Кривые снижения вероятности припоминания информации после различного числа повторений.

Третий закон

Чем легче информация поддается усвоению (если эта информация интересная, очень нужная или несложная), тем меньше времени и усилий требуется для очередного повторения, чтобы восстановить информацию в памяти.

Четвертый закон

С каждым последующим повторением нужно все меньше усилий и времени для восстановления в памяти ранее усвоенной информации.

Кривые восстановления в памяти ранее усвоенной информации.

Пятый закон

С каждым очередным повторением информация откладывается в памяти все в больших и больших объемах и все с более крепкими, глубокими связями.

Кривая накопления информации с каждым очередным повторением.

Шестой закон

Чем меньше времени проходит после предыдущего повторения, тем меньше времени и усилий требуется для восстановления информации в памяти.

Учитывая эти законы природы, можно сделать несколько выводов:

  • —    так как в первые минуты после прочтения или прослушивания текста вероятность его припоминания начинает быстро снижаться, то первое повторение следует проводить как можно скорее;
  • —    так как после первого повторения текста вероятность его припоминания уменьшается медленнее, чем после прочтения текста, то второе повторение можно проводить через больший промежуток времени;
  • —    так как увеличение времени между повторениями текста приводит к необходимости затрачивать больше времени и сил на восстановление информации в памяти, то выгоднее не делать перерывы слишком большими.

Эксперименты по оптимизации перерывов между повторениями показали, что повторения следует организовать так:

первое повторение — через 15-20 минут после завершения усвоения запоминаемого материала (причем если материал слишком легкий или очень интересный, то повторять можно и через 25-30 минут, но если, наоборот, материал труден или неинтересен, то нужно повторять через 10-12 минут после его усвоения);

второе повторение — через 6-10 часов после окончания предыдущего

повторения (сложный и неинтересный — через 4-5 часов, а легкий и интересный — через 11-14 часов);

третье повторение — через 20-30 часов после окончания второго повторения (сложный и неинтересный — через 16-18 часов, а легкий и интересный — через 36 часов).

Для организации повторения по такому графику необходимо предварительно подготовить запоминаемый текст. Весь запоминаемый материал следует разделить на части таким образом, чтобы на усвоение каждой части при первом прочтении затрачивать минут по 15. Понятно, что при повторении изученной части текста Вы будете затрачивать минут по 5 вместо 15 при его первом прочтении. Для удобства в работе пронумеруйте части текста: № 1, № 2, № 3 и т. д. После этого можно приступить к повторению:

  • 15 мин.изучение части № 1;
  • 15 мин.изучение части № 2;
  • 5 мин.первое повторение части 1;
  • 15 мин.изучение части № 3;
  • 5 мин.первое повторение части 2;
  • 15 мин. — изучение части № 4;
  • 5 мин. — первое повторение части М3;
  • 15 мин. — изучение части № 5;
  • 5 мин.первое повторение части №4 и так далее до последней части текста.

Далее после изучения и первого повторения каждой части график последующих повторений выглядит тик:

Если же у Вас имеется возможность уделить повторению много дней, то следующее повторение проведите в конце пятого дня с перерывом в двое суток, следующее повторение — в конце девятого дня с перерывом в четверо суток и т. д. Перерывы с каждым повторением удваиваются.

Все вышесказанное относится к тем случаям, когда требующий запоминания материал содержит около 30-40 частей. Если же .материал небольшой, например, две-три страницы доклада или стихотворение в 1-2 страницы, то для повторения по тому же принципу требуется меньшее количество дней.

Напротив, если материал для запоминания большой (от 50 до 100 частей), то в зависимости от Ваших ресурсов времени нужно разделить весь материал на два неравных раздела (первый раздел должен быть несколько больше второго, примерно 60 и 40 частей в каждом). Работу с каждым разделом следует проводить отдельно, выбрав один из вариантов повторений:

Вариант первый: в течение двух дней

Первый день — изучение и повторение всех частей первого раздела;

второй день — изучение и повторение второго раздела материала.

Вариант второй: в течение трех дней

Первый день — изучение и повторение первого раздела всего материала;

второй день — изучение и повторение второго раздела материала;

третий день — одно повторение всего материала.

Вариант третий: в течение пяти дней (предпочтительный)

Первый день — изучение и повторение первого раздела всего материала;

второй день — одно повторение первого раздела;

третий день — изучение и повторение второго раздела материала;

четвертый день — одно повторение второго раздела;

пятый день — одно повторение всего материала.

Особо нужно отметить запоминание маленькой по объему информации, которая может часто встречаться внутри текста. К такой информации могут относиться числовые величины, термины, короткие фразы, названия, формулы, имена и т. п.

Чтобы запомнить подобную информацию в процессе чтения или слушания, нужно повторять ее в течение 10-20 секунд после усвоения. Для этого можно произнести ее про себя несколько раз или записать на бумаге, сосредоточив на ней внимание. Правда, маленькая информация может встретиться в читаемом или воспринимаемом на слух тексте несколько раз. В этом случае она будет повторяться сама собой, если Вы эту информацию по смыслу свяжете с содержанием прочитываемой части текста.

Давайте убедимся в том, что такое планирование повторения действительно приведет к качественному запоминанию текста. Для этого Вам предстоит проработать текст, содержащий большое количество фактов. Текст заранее разбит на части.

Вы можете первоначально усвоить текст большими частями. В этом случае текст разбивается на 2 части (слева от колонки текста стоят большие точки, указывающие начало и конец каждой части). Постарайтесь за

10-20 минут внимательно прочитать содержание первой части и запомнить все факты и мысли. Затем также проработайте вторую часть текста в течение 10-20 минут. Так как уже пришло время для повторения первой части, то за минут пять закрепите в памяти все факты и мысли первой части, убедившись в 100%-ном запоминании. Затем подождите, пока не наступит время для повторения второй части. Повторите все факты второй части и убедитесь, что запомнили их на 100%.

Если Вы за 20 минут не успеваете запомнить все мысли и факты большой части текста, то можете усваивать текст меньшими частями. В этом случае частей оказывается три (справа от колонки текста стоят ромбы, указывающие начало и конец каждой части). Постарайтесь за 10-15 минут внимательно прочитать содержание первой части и запомнить все факты и мысли. Затем также проработайте вторую часть текста в течение 10-15 минут. Так как уже пришло время для повторения первой части, то за пять минут закрепите в памяти все факты и мысли первой части и, убедившись в 100%-ном запоминании, начните чтение третьей части. После этого повторите содержание второй части и ожидайте, пока не наступит время для повторения третьей части. Повторите все факты третьей части и убедитесь, что запомнили их на 100%.

Готовы? Начинайте!

  • В истории зафиксировано много случаев проявления великолепной профессиональной памяти. 
  • Сергею Рахманинову достаточно было один раз услышать фортепьянный концерт, чтобы сыграть его так, как будто бы он тщательно готовился к исполнению. Говорили, что в этом Рахманинов походил на итальянского композитора и профессора Московской консерватории Ф. Бузони. Музыку, которую слышал Бузони, он мог в точности воспроизвести.

Музыкальная память юного Моцарта — предмет удивления для всех его биографов. Взрослый Моцарт записывал многоголосное произведение, прослушав его один или два раза.

Композитор А. К. Глазунов по памяти восстанавливал партитуру крупных музыкальных произведений.

Французскому художнику Гюставу Доре был заказан рисунок альпийской природы, который он должен был скопировать с фотографии. Доре ушел, забыв фотографию. И все-таки на другой день он принес готовый рисунок, совершенно точную копию, сделанную по памяти.

Чемпион мира по шахматам Александр Алехин мог играть «вслепую» с 30-40 партнерами одновременно, удерживая «в голове» все партии и осуществляя в них самые неожиданные комбинации, рассчитанные за много ходов вперед. Алехин помнил практически все свои сыгранные партии и еще много партий других шахматистов.

О юношеских годах Энрико Ферми, одного из самых крупных физиков XX века, так писал друг его родителей, итальянский инженер Амидей: «Я уже убедился в том, что Энрико достаточно прочесть книгу один раз, чтобы знать ее в совершенстве. Помню, например, как однажды он возвратил мне прочитанную книгу по дифференциальному исчислению. Я предложил ему оставить ее у себя еще на один год с тем, чтобы он смог еще воспользоваться ею. Ответ Ферми был поразительным. «Благодарю вас, — сказал он. — В этом нет необходимости, поскольку я уверен, что запомнил все необходимое. Несколько лет спустя идеи предстают передо мною с еще большей отчетливостью, и если мне понадобится формула, я смогу легко вывести ее». Кроме поразительной способности к наукам, Ферми обладал еще исключительной памятью».

Альберт Эйнштейн, по его собственным словам, уже «в возрасте от 12 до 16 лет овладел основами математики, включая принцип дифференциального и интегрального исчисления». 

• «Овладел»… «усвоил»… «вобрал в себя»… И во всех этих случаях именно память — единственное вместилище теорий, курсов и идей. Память — условие обязательное для расцвета ума и таланта.

Но история также помнит и об отрицательном проявлении памяти, помнит обладателей оригинальной памяти.

В последние годы жизни «король ботаников», великий шведский натуралист Карл Линней утратил все специальные знания. Линней находил удовольствие в перечитывании собственных сочинений. Забыв, что он и есть автор этих книг, Линней восклицал: «Как это прекрасно! Если бы я написал это!» Старость есть старость, и в эти годы он уже больше ничего не создал, может быть, именно вследствие потери памяти.

Вальтер Скотт был в старости столь же забывчив. Однажды он присутствовал при чтении поэмы, которая ему чрезвычайно понравилась. Он спросил имя автора. Оказалось, что автор поэмы «Пират» — он сам.

Жена Достоевского Анна Григорьевна вспоминает, что, когда она работала стенографисткой у Федора Михайловича, она заговорила с ним о его романе «Униженные и оскорбленные». Только пять лет прошло с того дня, когда Достоевский завершил «Униженных и оскорбленных». И тут, к изумлению Анны Григорьевны, Достоевский признался в том, что смутно помнит содержание романа, и обещал на досуге прочесть его, чтобы вспомнить. Психолог бы сказал, что это типичный случай вытеснения, или конкуренции, ведь в этот период Достоевский был занят своим новым романом, тем самым, который он диктовал стенографистке. Новые замыслы, новые образы, новые сильные чувства — старое отодвинулось на второй план, затянулось «дымкой». А там, под этой «дымкой», наверняка хранятся подробнейшие воспоминания.

Но память, связанная с овладением знаниями, далеко не единственный вид памяти, который нужен для творческой деятельности. Попробуйте умножить в уме 12 на 14 — и вы убедитесь, что промежуточное решение 12 х 4 = 48, нужно удержать в памяти, чтобы затем прибавить этот результат к 120 (12 х 10). Такая память нужна, чтобы проводить мысленные операции над числами, понятиями. У некоторых людей она была очень впечатляющей. В конце XIX века был знаменитый «счетчик» Жак Иноди, который прославился исключительной памятью на числа и способностью молниеносно производить вычисления. При этом Иноди, в прошлом пастух, не умел ни читать, ни писать, кругозор его был сжат до предела. Все вычисления он производил устно, откладывая промежуточные результаты в памяти, подобно тому как это делает ЭВМ. Он мог прервать подсчет и заниматься другими делами с тем, чтобы по первому требованию продолжить вычисления с того самого места, на котором он остановился. Совершенно очевидно, что Иноди обладал той самой памятью, которую использует любой исследователь, продвигаясь к решению задачи через джунгли промежуточных результатов и выводов.

Известна история швейцарского крестьянина, который в любую минуту дня и ночи мог ответить на вопрос, который час. Внутренне, про себя, он отсчитывал секунды и минуты и каждые отсчитанные пять минут прибавлял к тому, что уже хранилось в его памяти. Эту работу, подсознательно, он не прекращал даже ночью, откладывая в памяти секунду за секундой, минуту за минутой, час за часом… 

Человечество не знало «беспамятных» талантов и гениев, но человечество помнит и людей с феноменальной памятью, которые не обогатили, однако, мир своими творениями. Подобно титанам живописи, литературы и науки высятся над общим уровнем человечества эти титаны памяти, и люди всегда с обостренным вниманием и интересом присматривались к ним.

Так, выходивший в Санкт-Петербурге журнал «Наука и жизнь» в № 41 за 1891 год известил своих подписчиков: «В Англезео живет человек, имеющий доступ к местным метрическим книгам, прилежно изучающий их интересное содержание. В результате, он теперь в состоянии без малейшего замешательства сказать с точностью не только возраст каждого рожденного в 5 приходах за последние 35 лет, но даже и день, в который появился на свет божий каждый обыватель». Но никакого полезного дела он не сделал. И нельзя сказать, что он был счастлив тем, что обладал такой вот ненужной памятью.

Среди всемирно известных полиглотов выделялся хранитель Ватиканской библиотеки кардинал Джузеппе Меццофанти, который владел 57 языками.

К титанам памяти примкнул и наш соотечественник — репортер Шер-шевский. Известный советский нейропсихолог А. Р. Лурия посвятил Шершевскому одну из своих лекций в МГУ им. М. В. Ломоносова. Притихшая аудитория услышала, как еще в 1926 году в лабораторию А. Р. Лурии пришел молодой человек С. В. Шер-шевский — ему было около 30 лет — и сообщил, что он репортер вечерней газеты и что редактор направил его в лабораторию, чтобы исследовали его память. Лурия спросил, какими мотивами руководствовался редактор, и получил ответ: один раз редактор вызвал Шершевского и дал ему ряд поручений. Тот все это выслушал и отправился их выполнять. Тогда редактор вернул его и спросил, почему он ничего не записал. «Я и так запомню», — ответил репортер. Удивленный редактор попросил повторить задание, и когда тот безошибочно сделал это, редактор направил его в психологическую лабораторию.

Когда Лурия попытался исследовать объем и прочность памяти Шер-шевского, он убедился, что практически нет способов установить «границы памяти» репортера. Ему предлагали

30, 40, 100 слов, цифр или картин, он слушал или смотрел один раз, затем повторял с начала к концу, с конца к началу. Он без труда мог сказать, какое слово идет вслед за другим, причем никаких специальных приемов для запоминания у него не было. Можно было без предупреждения проверить, удерживает ли память Шершев-ского все это через неделю, месяц, год, два года, 15-20 лет, — и всегда получить от него совершенно точные ответы. Никакого «забывания» у испытуемого не было.

Шершевский одинаково легко мог запомнить формулы, цифры, слова на русском или на любом иностранном языке, бессмысленные слоги или звукосочетания. Все это воспроизводилось с абсолютной точностью.

«Маленькую книжку о большой памяти» А. Р. Лурия посвятил феноменальной памяти Шершевского, его уму. Исполненный уважения к дару природы, которым владел этот человек, дару, который так много дал психологам, Лурия заканчивает свой рассказ о нем с некоторой грустью: «Так он и оставался неустроенным человеком, человеком, менявшим десятки профессий, из которых все были «временными». Он выполнял поручения редактора, он поступал в музыкальную школу, он играл на эстраде, был рационализатором, затем мнемонистом, вспомнил, что он знает древнееврейский и арамейский языки, и стал лечить людей травами, пользуясь этими древними источниками… И трудно было сказать, что было реальнее — мир воображения, в котором он жил, или мир реальности, в котором он оставался временным гостем…»

Многие психологи считают, что человек запоминает практически все, с чем сталкивается в жизни, но не все потом воспроизводится его памятью, хотя в исключительных случаях эти забытые воспоминания вдруг обнаруживают себя.

Существует история одной простой служанки, которая, заболев, заговорила на каких-то древних языках. Специалисты разобрали, что больная изъяснялась фразами на древнегреческом, латинском и древнееврейском языках. Позже выяснилось, что задолго до болезни девушка работала у пастора, любителя древних языков, и, совершенно не понимая смысла, запомнила длиннейшие тексты, которые пастор читал вслух. Болезнь «включила» таинственный «магнитофон» ее памяти, выздоровление вновь «выключило» тот отрезок ленты, на котором запечатлелись следы лингвистической страсти пастора. 

Где же хранятся все эти сведения? Как записаны в памяти формулы и строки стихов, нормы поведения и героические традиции, хронологические таблицы и нежный запах сирени?

Усвоили текст и затем повторили его?

Теперь попробуйте вспомнить содержание текста через день, и Вы убедитесь в надежности системы повторения. Припоминание текста проведите путем пересказа всех фактов своим знакомым и близким. Заодно Вы доставите им удовольствие!

Мы рассмотрели вопрос о том, как проводить процесс повторения во времени. А теперь поговорим о том, в каких формах можно проводить повторение.

Процесс повторения можно проводить в следующих формах:

  • а) мысленное припоминание усвоенной информации;
  • б) повторное усвоение с последующим пересказом;
  • в) повторное усвоение с пересказом про себя;
  • г) повторное усвоение с последующим письменным изложением основных пунктов материала;
  • д) выборочное усвоение некоторых частей текста;
  • е) поверхностный просмотр всего материала;
  • ж) детальное и углубленное изучение материала;
  • з) применение на практике.
admin: