Для надежного запоминания нужно заранее в памяти создать тезаурус, содержащий смысловые блоки. Под смысловыми блоками будем понимать:
- — названия разделов в предметной области, в которой Вы хотите научиться надежно запоминать тексты (например, в математике такие названия, как «натуральные числа» или «уравнения второй степени»);
- — названия конкретных теорий, методов, способов и пр. (например, «теория решения числового уравнения», «правила уличного движения», «способ передачи эффекта перспективы в изобразительном искусстве» или «метод кормления аквариумных рыб» и т. п.);
- — часто встречающиеся в предмете объединения слов — словесные «штампы» (например, в текстах по истории — «образование государства», «распад государства», «изготовлять орудия труда», «захват территории» и т. п.; в текстах по физике — «молекула состоит из …», «атомы притягиваются с силой …», в текстах по математике — «решение уравнения», «система уравнений с двумя неизвестными» и т. п.);
- — специальные сложные термины (например, «зрительный тест на сообразительность», или «бисквитная основа торта», или «дискриминанта квадратного уравнения»).
Все эти смысловые блоки, как и слова, имеют свои образные представления, т. е. каждый смысловой блок можно представить образно в виде сложной картины со множеством элементов или деталей.
Все эти смысловые блоки вместе с их образами, как и отдельные понятия, были заранее оговорены при создании ПРЕДМЕТНОГО языка (например, при целенаправленном создании научного языка математики или экономики; при спонтанном появлении профессионального языка спорта или языка бытового хозяйствования и т. п.).
Поскольку в воспринимаемой Вами информации, как правило, смысловые блоки предлагаются КАК ЗАРАНЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ для того, кто воспринимает информацию, можно поставить еще одну задачу — перед тем, как приступить к запоминанию информации, нужно ОЗНАКОМИТЬСЯ со СМЫСЛОВЫМИ БЛОКАМИ. При этом Вы либо будете разбираться с каждым смысловым блоком, который будет встречаться в воспринимаемой Вами информации (изучать, как доказываются или выводятся смысловые блоки, каково предназначение каждого элемента или части смыслового блока и т. п.), либо Вы должны будете принимать эти смысловые блоки «на веру» (иначе, зазубрить).
Знакомство со смысловыми блоками и создание в памяти активного запаса знаний смысловых блоков по предметной области, в которой Вы хотите научиться запоминать хорошо, следует проводить как и формирование тезауруса. Поэтому в настоящем разделе Вы ознакомитесь лишь с особенностями создания запаса смысловых блоков.
Искусственный способ создания запаса смысловых блоков: извлекаете парами слова и словосочетания из Вашего тезауруса и пытаетесь соединять их по смыслу друг с другом.
Естественный способ создания запаса смысловых блоков: во время чтения или слушания текстов по Вашей предметной области выписываете или просто мысленно выделяете использованные автором смысловые блоки.
Полученные искусственным способом смысловые объединения слов и словосочетаний или извлеченные естественным способом запоминайте, повторяя их или записывая, а затем повторяя либо пытаясь находить их еще раз в других прочитываемых Вами текстах или прослушиваемых речах.
При каждом столкновении со смысловым блоком следует как можно подробнее вызывать соответствующий ему образ, как можно тщательнее осмысливать предназначение смыслового блока и по возможности продумывать его составные части, свойства, характеристики, признаки, качества и т. п.
Следует отметить, что не только знакомство с понятиями и со смысловыми блоками обеспечивает повышение продуктивности памяти, но и наличие знаний в предметной области также помогает новым знаниям запоминаться лучше. Причем, чем более прочными являются прежние знания (а они тем прочнее, чем чаще Вы их повторяли и больше применяли их), тем в большей степени они способствуют запоминанию новых знаний. Пояснить это можно двумя способами:
- Усваиваемые Вами новые знания, как правило, опираются на предыдущие какие-либо знания (основываются на ранее усвоенных теориях, ссылаются на предыдущие доказательства и т. п.). Предыдущие знания частично или полностью приводятся в новых текстах для напоминания. Читатель, слушатель или наблюдатель, запоминающий новую информацию, вынужден повторно воспринимать вроде бы уже известную старую информацию. Так, если старая информация была усвоена слабо, то теперь, усваивая новую информацию, человек вынужден нагружать мозг и осмыслением старой информации. А это значит, что мозг не может все усилия направить на запоминание новой информации. Таким образом, уменьшается качество запоминания нового материала.
- Усваиваемые Вами новые знания, как сказано выше, опираются на какие-либо предыдущие знания. Иначе говоря, новые знания по смыслу связываются со старыми. Как правило, в подаваемой для запоминания информации в готовом виде описываются смысловые связи между отдельными пунктами новой и старой информации. Как мы с Вами рассматривали, в нейрофизиологической модели процесса запоминания смысловыми связями являются нервные волокна, соединяющие отдельные информационные единицы (в данном случае — отдельные мысли старых знаний и новых знаний). Если к моменту начала запоминания новой информации (новых знаний) в памяти УЖЕ имелись нервные образования, соответствующие старым знаниям, то напоминание о старых знаниях будет активизировать эти уже имеющиеся в памяти нервные образования (мозгу уже не требуется их создавать). К тому же мозгу практически не нужно и придумывать смысловые связи (они даются в воспринимаемой информации). В этом благоприятном для запоминания новой информации случае мозг всецело направит свои усилия на формирование новых нервных образований и на надежное соединение нервными волокнами старых и новых нервных образований. Качество запоминания новой информации в этом случае окажется выше, чем если бы пришлось одновременно восстанавливать в памяти ранее плохо усвоенные старые знания.