Представьте себе, что Вы читаете (или слушаете) текст по какой-либо Вашей предметной области. Согласитесь, что если бы мозг научился быстрее извлекать из памяти значения всех встречающихся в тексте слов, словосочетаний, формул и т. п. (т. е. мог бы мгновенно узнавать все, о чем говорится в тексте) и научился быстрее представлять образы всех понятий, то запоминание текстов стало бы очень простым делом! Научиться этому можно. Для этого нужно провести следующую работу:
- В память предварительно необходимо заложить запас объяснений значений всех понятий, которые встретятся в тексте (толкования понятий), и запас образных представлений всех понятий.
- Научить мозг во время чтения или слушания текстов мгновенно извлекать соответствующие толкования и образы.
Как добиться этого и каким должен быть состав запаса понятий по каждой предметной области? Об этом и пойдет речь в данном разделе учебника. Если Вы выполните все упражнения и рекомендации этого раздела, Вы сможете профессионально готовиться к восприятию и запоминанию информации. Первый шаг к совершенствованию памяти будет Вами сделан.
Давайте называть ТЕЗАУРУСОМ по какой-либо одной конкретной предметной области достаточный набор слов и словосочетаний (за исключением служебных слов), с помощью которого можно полностью понимать тексты, написанные для людей Вашего уровня. В конечном счете тезаурус должен быть переведен в память.
В тезаурус, который хранится в памяти, кроме самих слов и словосочетаний, следует ввести и толкования всех этих слов и словосочетаний, и образные представления, соответствующие понятиям и их толкованиям. Желательно формирование тезауруса в памяти проводить постепенно.
Чтобы Вы почувствовали, как реально влияет слабый тезаурус на Ухудшение понимания и запоминания, проведем опыт.
В начале попробуйте запомнить список хорошо известных Вам понятий. Запоминайте в данной последовательности! Все слова запомнятся хорошо. Да и образы данных понятий будут быстро всплывать из Вашей памяти. На запоминание затратьте 2 минуты. Запоминайте в данной последовательности.
Готовы? Начинайте:
1. Стол |
11. Луна |
2. Нитки |
12. Гостиница |
3. Телевизор |
13. Муха |
4. Букет |
14. Фонтан |
5. Кошка |
15- Чай |
6. Река |
16. Ножницы |
7. Книга |
17. Кольцо |
8. Собака |
18. Камень |
9. Очки |
19. Палатка |
10. Лампа |
20. Овраг |
Теперь закройте слова и напишите их по памяти:
Оцените результат, присвоив каждому слову, поставленному на место 5%, а слову, написанному правильно, но стоящему не на своем месте, 3%. Итого:_%.
А теперь за те же 2 минуты запомните другие понятия, многие из которых Вам, возможно, знакомы, но плохо, или Вы плохо представляете себе их образы. В итоге Вы сможете оценить, что запоминание этих слов пройдет хуже, чем запоминание предыдущего списка слов.
Готовы? Начинайте!
1. Планшет |
11. Сателлит |
2. Мездра |
12. Острога |
3. Пастораль |
13. Цикада |
4. Вязанка |
14- Обелиск |
5. Рефрен |
15- Шафран |
6. Фарватер |
16. Сучкорез |
7. Лакуна |
17. Амулет |
8. Росомаха |
18. Швеллер |
9. Теодолит |
19. Бивуак |
10. Петарда |
20. Каньон |
Если не произошло каких-либо случайностей, результат запоминания второго списка должен оказаться ниже результата запоминания первого списка. Это легко объяснимо: воспринимая слова второго списка, Вы должны были из памяти извлекать толкования малознакомых слов (ведь для запоминания Вам нужно было узнавать значения понятий) и извлекать образы слабо представляемых понятий. Если они находились в памяти, то из-за того, что были малоупотребляемы, эти понятия извлекались медленно. Если же в Вашей памяти не оказывалось толкования некоторых слов, то приходилось придумывать толкование неизвестного слова. А этот процесс протекает еще медленнее и может не дать устойчивых результатов. То же самое происходило с образами, отсутствующими в памяти.
Выполните второй тест «Запоминание текстов», чтобы оценить влияние тезауруса на запоминание текстов. Вам будут предложены 2 текста. Тексты содержат факты и мысли. Первый текст написан с использованием хорошо знакомых Вам понятий. Вы легко сможете представить все образы, легко представите в Вашем воображении все детали (цвета, габариты, формы). Чтение будут сопровождать хорошо знакомые Вам эмоции. Все это будет способствовать тому, что ТЕКСТ ЛЕГКО ЗАПОМНИТСЯ. Но ЭТО не значит, что Вам знакомо СОДЕРЖАНИЕ текста.
Готовы? Зафиксируйте время_
мин._сек.
Начинайте!
ДЕРЕВЯННАЯ ИГРУШКА
С незапамятных времен бытует у русского народа деревянная резная посуда, резные затейливые игрушки, шкатулки и другие вещи.
Сергиев Посад и особенно близлежащая деревня Богородское славились издавна резной деревянной игрушкой. Здесь делали игрушки на продажу и по заказам для царских детей. Деревянные игрушки в России начали делать в XV веке. История появления игрушки связана с художественной обработкой дерева в школе резчиков Троицкого монастыря. Не случайно среди сергиев-посадских жителей существовало предание о том, что первые деревянные игрушки делал основатель монастыря Сергий и одаривал ими детей.
Современные мастера бережно относятся к традициям. Игрушки вырезают из мягких пород дерева: липы, ясеня, ольхи. Закончив скульптуру, резчик покрывает ее поверхность резьбой, изображая различных животных и птиц, обитающих в России: медведя и волка, лису и зайца, соловья и жаворонка.
Богородские изделия интересны не только резьбой. Это игрушки с движением: деревянные медвежата и деревянные зайчата укреплены на движущихся планках.
Самый излюбленный персонаж в современной богородской игрушке — медведь. В руках резчиков он делает все, что может делать человек: игрушечный медведь играет и в шахматы, и в футбол; он и читает, и учится в школе; летит на самолете и плывет на лодке. Фантазия и остроумие характерны для произведений богородских мастеров деревянной игрушки. Сказочная передача реальной действительности в руках богородских мастеров современности делает богородское искусство деревянной игрушки ярким и впечатляющим.
Стоп!
Зафиксируйте время окончания
чтения: _мин. _сек. или, если
округлить, то около _ минут.
Теперь ответьте на вопросы:
- Назовите местности в древней России, славившиеся резной деревянной игрушкой.
- С чем связана история появления деревянной игрушки в России? Где это было?
- Из каких пород дерева вырезаются игрушки? Чем отличаются эти породы дерева?
- Что изображалось резчиками на поверхности скульптур?
- Чем, кроме резьбы, интересны богородские деревянные игрушки?
Проверьте ответы и оцените их полноту и точность (по каждому ответу проставьте проценты, исходя из расчета: 20% — за полный и точный ответ; 0% — за отсутствие ответа или полную неточность; от 1% до 19% — за промежуточные результаты):
Теперь прочитайте такой же по объему текст, но содержащий малознакомые понятия и малоизвестные мысли. Но это не значит, что текст — сложный. Нет, текст по степени сложности такой же, как и первый. Но Вы, скорее всего, запомните его хуже.
Постарайтесь прочитать текст за то же самое время, что Вы затратили на чтение первого. Как при чтении первого текста, по часам определите время, затраченное на чтение.
Готовы? Зафиксируйте время_
мин._ сек.
Начинайте!
ДЕРЕВО В РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ
До XIX века дерево было самым распространенным материалом в России. Даже в те исторические периоды, когда каменное зодчество было хорошо известно в стране, многие состоятельные лица предпочитали жить в деревянных зданиях. Деревянное зодчество Древней Руси прошло огромный путь — от примитивного сруба с печью, топящейся по-черному, до дворцовых хором, отличавшихся сложным расположением построек, изобилием переходов и крылец, всевозможными украшениями.
Главным орудием производства был топор. В летописях употреблялось не слово «построить», а «срубить»: рубить избу, хоромы, церкви, города. Большая пила появилась еще в Древней Руси, однако ее появление мало что изменило в характере обработки дерева. Распиловочный инструмент использовался главным образом в корабельном деле, в крупных царских и монастырских хозяйствах.
Основная форма конструкции в русском деревянном зодчестве — сруб. Он состоял из венцов, образующих стены. Венцы делались из горизонтально расположенных бревен.
Существовало несколько видов покрытий: в основном шатровые и кубоватые (невысокие шатры с криволинейным профилем в виде бочки). Кровли делались тесовые или в виде лемеха. Лемех можно было видеть в основном на крышах сложных очертаний, т. е. на шатрах, кубах, бочках, главах церквей. Нижние концы лемеха имели разную форму: заостренные, закругленные или городчатые.
В деревянных сооружениях всегда проявлялась изысканность силуэтов, лаконичность основных объемов и гармония, заключенная между мощью основных масс сооружений и утонченностью деталей.
Стоп!
Зафиксируйте время: _ мин.
__ сек. или, если округлить, то около минут.
Прочитали за такое же время? Возможно, Вы затратили на этот текст больше времени?
Теперь ответьте на вопросы:
- Чем отличались дворцовые хоромы?
- Что главным образом использовалось в корабельном деле, в крупных царских и монастырских хозяйствах?
- Назовите основную форму конструкции в русском деревянном зодчестве.
- Перечислите виды покрытий деревянных сооружений.
- В чем заключалась гармония, проявлявшаяся в деревянных сооружениях?
Проверьте ответы и оцените их полноту и точность (по каждому ответу проставьте проценты, исходя из Расчета: 20% — за полный и точный ответ; 0% — за отсутствие ответа или полную неточность; от 1 до 19% — за промежуточные результаты):
В итоге, текст усвоен на_ %.
Скорее всего, Вы второй текст усвоили хуже.
Теперь сравните время чтения и качество усвоения двух текстов.
Вывод по двум текстам: на запоминание ВЛИЯЕТ ЗНАКОМСТВО С ПОНЯТИЯМИ!
Следовательно, чтобы ЛУЧШЕ И БЫСТРЕЕ ЗАПОМИНАТЬ ТЕКСТЫ, нужно предварительно готовиться к восприятию, проводить ПРЕДМЕТНУЮ ПОДГОТОВКУ!
Выполняйте упражнения, которые позволят Вам сформировать и закрепить тезаурус в памяти для наилучшего использования на практике. Выполнив все упражнения, Вы смело сможете сказать себе: «Теперь я сумею запоминать все необходимое из моих предметных областей!»
Для выполнения упражнений составьте тезаурусы по тем областям знаний, в которых Вы собираетесь научиться качественно запоминать (напечатайте или напишите слова и словосочетания в одну колонку). Тезаурусы должны содержать не менее двух-трех сотен слов и словосочетаний, хотя было бы лучше, если бы Ваши тезаурусы включали все ЧАСТО встречающиеся в Ваших текстах ЗНАЧИМЫЕ слова и словосочетания.
Формирование хорошего тезауруса подобно овладению мастерством игры на музыкальном инструменте. При вдохновенной игре даже в
очень быстром темпе пальцы скрипача ложатся на нужные места грифа, и мастеру игры в такие моменты не нужно специально задумываться над техникой игры, ведь он предварительно наработал ее. Точно так же и запоминающему человеку, обладающему хорошим тезаурусом, кажется, нет необходимости загружать мозг работой по извлечению толкований понятий и их образов (на самом деле мозг производит извлечение, но мастерски) и только нужно творчески переосмысливать содержание, полностью погрузившись в тему.
Тезаурус нужно формировать
так:
- — во время чтения текстов по какой-либо предметной области выписывайте в специально заведенную тетрадь значимые и часто встречающиеся слова и словосочетания в этой предметной области;
- — если Вы знаете толкование очередного написанного Вами понятия, то это толкование можете не записывать;
- — если толкование понятия Вам известно плохо, найдите объяснение этого слова или словосочетания в учебниках или в толковых словарях и запишите.
УПРАЖНЕНИЕ
Прочитайте последовательно все слова и словосочетания готового тезауруса и мысленно поставьте в соответствие каждому слову и словосочетанию его значение, т. е. мысленно сформулируйте для каждого слова или словосочетания его полное толкование.
УПРАЖНЕНИЕ
Прочитайте последовательно все слова и словосочетания тезауруса, представляя образы, связанные со значениями каждого слова и словосочетания.
УПРАЖНЕНИЕ
Запоминайте слова и словосочетания тезауруса группами по 20 (30, 40 или 50) слов и словосочетаний за каждый прием. Запоминайте в том порядке, в котором они стоят в списке.
Припоминайте усвоенные группы слов и словосочетаний через 15-20 минут, затем — через 6-10 часов и последний раз — через сутки. Припоминаемые слова произносите по одному и сличайте поочередно со списком или сверяйте со списком Ваши записи вспомнившихся слов.
УПРАЖНЕНИЕ
Просматривая текст, заменяйте, если можно, словосочетания одним словом. Например: «давать информацию» меняйте на «информировать».
УПРАЖНЕНИЕ
Просматривая текст, заменяйте, если можно, части предложений со словами «который» на причастные обороты.
УПРАЖНЕНИЕ
Просматривая текст, заменяйте, если можно, слова или словосочетания на синонимы.
Вы убедились, что для запоминания текстов важно знакомство со значениями понятий, с помощью которых передается информация, со стоящими за ними образами и связанными с ними чувствами и ощущениями. Но и этого недостаточно, чтобы все понималось и все запоминалось. Особенно для запоминания текстов по предметам.