X

ВВЕДЕНИЕ

Физическая география в средней школе выполняет ряд важных образовательных и воспитательных функций. Она обеспечивает знание различных особенностей природы земного шара, материков и нашей страны. Учащиеся узнают о разнообразных процессах, происходящих в природе, о тех закономерностях, которым подчинено их возникновение и развитие. Полнее, чем какой-либо другой учебный предмет., физическая география знакомит подрастающее поколение с одной из важнейших проблем нашего времени, затрагивающей буквально каждого человека, — проблемой охраны природы, взаимодействия природы и человеческого общества. Вполне закономерно, что в Основном Законе нашей страны — в недавно принятой Конституции СССР —вопросы охраны природы получили широкое отражение.

Завершающие среднее образование учащиеся усваивают значительный объем географической информации, без знания которой нельзя представить современного образованного и культурного человека. Научный уровень физической географии в школе теперь значительно выше, чем когда-либо ранее. Однако совершенствование обучения школьной географии связано не только с ее содержанием. Необходимо изменить и организацию познавательной деятельности учащихся, обеспечить активный характер обучения, широкое использование самостоятельной работы. XXV съезд КПСС с новой силой подчеркнул важность всей ориентации советской школы на усиление самостоятельности учащихся в учебном процессе. Выступая на съезде, Л. И. Брежнев отметил, что «в современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определенной суммы фактов. Важно прививать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации». Актуальность этого еще раз с особой силой подчеркнута в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовке их к труду».

Учить школьников самостоятельно учиться — одна из главных задач советской школы и школьной географии. Обучение географии на основе активной и самостоятельной деятельности школьников придает особую актуальность проблеме формирования различных приемов учебной работы. По сравнению с географическими знаниями в действующих в настоящее время программах система умений и навыков изменилась значительно меньше. Наблюдения показывают, что в практике работы школы до сих пор еще имеются большие недостатки в обучении приемам учебной работы. Им учат недостаточно, целенаправленно, а порой и стихийно. Естественно, что это сказывается на усвоении географических знаний, на творческой деятельности учащихся, на формировании их мировоззрения. Ведь если учащиеся не умеют применить свои знания на практике, то нельзя говорить и об их сознательном усвоении. Они часто формальны.

Особенно важно учить не отдельным приемам учебной работы, а их системе. С этой целью нужно определить ее и по каждому курсу географии, и в целом по физической географии. Такой подход позволяет установить преемственность практических и самостоятельных работ между курсами географии V—VII классов, увидеть перспективу в работе учителя и учащихся.

В этой книге рассмотрена методика формирования системы, приемов учебной работы по курсам физической географии на основе их взаимосвязи. Описываемые приемы относятся к различным источникам географических знаний. Среди них есть и ряд приемов, используемых при изучении, нескольких школьных предметов. Намечены также основные этапы формирования различных приемов, общие показатели их усвоения. Предлагаемая методика является составной частью процесса обучения географии в целом.

В книге использованы материалы экспериментальной работы автора в ряде школ Ярославля и Ярославской области.

admin:
Related Post