Содержание

Предисловие.

Тема 1. РУСЬ ДРЕВНЯЯ

Восточные славяне

Соседи восточных славян

Формирование Древнерусского государства

Первые киевские князья

Владимир Святославич. Принятие христианства

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Культура Древней Руси

Быт и нравы Древней Руси

Тема 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ НА РУСИ

Начало раздробления Древнерусского государства

Главные политические центры Руси

Нашествие с Востока

Борьба Руси с западными завоевателями

Русь и Золотая Орда

Русь и Литва

Культура русских земель в XII—XIII веках

Тема 3. РУСЬ МОСКОВСКАЯ

Предпосылки объединения русских земель.

Усиление Московского княжества

Москва — центр борьбы с ордынским владычеством.

Куликовская битва

Московское княжество и его соседи в конце XIV—середине XV века

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества

Московское государство в конце XV — начале XVI века

Церковь и государство в конце XV — начале XVI века

Реформы Избранной рады

Внешняя политика Ивана IV

Опричнина

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV—XVI веках

Архитектура и живопись в XIV—XVI веках

Быт XV—XVI веков

Дополнительные и сквозные задания

Ключи

ПРЕДИСЛОВИЕ

Пособие содержит разнообразные задания по истории России, предназначенные для закрепления и обобщения изучаемого материала, контроля за уровнем знаний учащихся и для самостоятельной познавательной деятельности.

Пособие составлено на основе методической системы учебника А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс». Читать далее «ПРЕДИСЛОВИЕ»

Восточные славяне

Задание 1

Археологи при раскопках нашли 7 железных предметов, которые представлены на рисунке.

Вопросы и задания

  1. Как называются эти предметы и для чего предназначались?
  2. Что они могут рассказать о занятиях их владельцев?

Задание 2

Перед вами современный источник — карта, на которую нанесены ответы сельских жителей на вопрос «Что вы называете словом жито?».

Условные обозначения:

(черный квадрат)  — зерновые культуры (общее название)

(черный круг) — пшеница

(затемненный кружок) — рожь (светлый кружок) — ячмень

Вопросы и задания

  1. Соедините линиями черные квадраты таким образом, чтобы стали видны границы двух зон, в которых житом называются злаки вообще. (Одну из них ищите севернее Смоленска, а другую — на востоке и юго-востоке.)
  2. Постарайтесь увидеть и провести пунктирной или цветной линией внешнюю (южную) границу зоны, где житом называют ячмень (светлые кружки).
  3. На торгу в Смоленске встретились поляне из Киева и словене из-под Новгорода. Киевляне привезли на продажу рожь, а новгородцы хотят купить ячмень. Какого рода непонимание может возникнуть в их разговоре? Разыграйте диалог между двумя группами.
  4. Как можно объяснить тот факт, что именно между зоной «жито-рожь» и зоной «жито-ячмень» в течение столетий сохраняется зона, где житом называют любые зерновые культуры? Как карта отражает разнобой в понимании слова жито внутри этой зоны?
  5. Анализируя данные карты, ученые выдвинули три возможных объяснения странному факту, описанному в пункте 4:
    • а)    границы между зонами «жито-рожь» и «жито-ячмень» совпадают с границами современных восточнославянских народов (белорусы, русские, украинцы);
    • б)    эти границы совпадают с древними границами племенных союзов (см. карту «Русь в IX-XI вв.» в § 4 учебника);
    • в)    эти границы совпадают с границами зон вызревания соответствующих растений.
    • Подтвердите или опровергните каждую из трех гипотез.
  6. Наряду с восточными славянами в Европе живут западные и южные славяне (§ 1, с. 7)1. Помогут ли вам обосновать свою точку зрения дополнительные сведения о том, что недалеко от Братиславы есть небольшая зона, где словаки (западные славяне) стали называть житом кукурузу, а недалеко от Сараева — зона, где боснийцы (южные славяне) называют житом овес?

Задание 3

Женские украшения — височные кольца — имели яркие отличительные особенности в каждом племенном союзе славян.

а) радимичское семилучевое височное кольцо;

Отсылки к учебнику в текстах заданий имеют следующий вид: в скобках указывается номер параграфа и номер страницы по изданию 2004 г.

б)    дреговичские трехбусинные височные кольца;

в)    спиральное височное кольцо северян;

г)    семилопастное вятичское височное кольцо.

Вопросы и задания

  1. Найдите территорию расселения дреговичей, радимичей и вятичей на карте «Русь в IX — XI вв.» (§ 4, с. 33). Рассмотрите височные украшения женщины-славянки на фотографии скульптурной реконструкции М.М. Герасимова (§ 1, с. 8). Определите ее племенную принадлежность, основываясь на особенностях ее украшений.
  2. Сходство предметов культуры у соседних народов может объясняться как их контактами, так и общностью происхождения. Изучите особенности женских украшений. Сходство каких из них требует объяснения? Сформулируйте две возможные гипотезы о связи двух из четырех упомянутых племен.
  3. Как данные карты «Русь в IX-XI вв.» в § 4 помогает подтвердить или опровергнуть одну из гипотез?
  4. Летописец сообщает: «Были ведь два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко; и пришли и сели: Радим на Со-же, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи».

Как свидетельство летописи помогает подтвердить или опровергнуть одну из гипотез?

Задание 4

В 1949 г. в одном из курганов близ Гнёздова (поселок городского типа в Смоленской области) археолог Д. А. Авдусин обнаружил древнейшую русскую надпись (середина X в.), процарапанную на поверхности уже обожженной корчаги (горшка).

Вопросы и задания

  1. Попытайтесь прочесть и перевести эту надпись. (В древнерусском алфавите того времени сочетание букв ОУ читалось как «у», Щ имела вытянутую вниз среднюю мачту и была похожа на греческую букву, обозначавшую два звука сразу: «пс».)
  2. Приведите доводы в пользу того, что надпись оставил не мастер, изготовивший сосуд, а кто-то другой.

Задание 5

Документ А

Сегодня национальная денежная единица Хорватии называется «куна».

Документ Б

Древняя Русь, не имевшая серебряных рудников, уже в VIII в. импортировала большое количество серебра, преимущественно в виде монеты. Куной стали называть арабский дирхем/диргем.

Документ В

Арабский дирхем, по-славянски — куна (начало X в.). Серебро — 2,72 г, диаметр 25 мм.

  1. Попытайтесь прочесть, как по-хорватски называется небольшой пушной зверек, изображенный на лицевой стороне монеты?
  2. Попытайтесь прочесть, как по-хорватски называется певчая птица, изображенная на оборотной стороне монеты?
  3. Докажите, что хорваты — славяне.
  4. Как вы считаете, из Византии или из Рима к хорватам пришли христианство и письменность?
  5. О чем свидетельствует тот факт, что в древности славяне не переняли название арабской монеты, а стали применять к ней свое название?

Соседи восточных славян

Задание 6

Летопись сообщает:

Документ. А: «Вот кто только говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы (словене ильменские), полочане, дреговичи, северяне, бужане, затем прозванные волынянами».

Документ Б: «А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, мордва, литва (жемайты и аукш-тайты), — эти говорят на своих языках».

Вопросы и задания

  1. Найдите территорию расселения дреговичей, радимичей и вятичей на карте «Русь в IX — XI вв.» (§ 4, с. 33).
  2. Племенные названия внутри восточных славян в основном забываются к XIII в. Означает ли это усиление их единства?
  3. Пользуясь энциклопедиями и справочниками, определите, каковы судьбы народов, названных в летописи литва, чудь, мордва, весь, меря, мурома. Читать далее «Соседи восточных славян»

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Задание 20

Вы знаете, что варяги постепенно перенимали язык у местного населения. Это долгий процесс. Он проявлялся в разных областях жизни. Читать далее «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром»

Культура русских земель в XII—XIII веках

Задание 69

Вторую главу открывает изображение храма (с. 73). Вопросы

  1. Где он расположен? Как называется?
  2. Кто и когда его построил?
  3. Почему в качестве символа этой главы учебника выбрано изображение именно этого храма? Читать далее «Культура русских земель в XII—XIII веках»

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества

Задание 75

В § 17 отмечается, что особенно сильно пострадали от ордынского набега северо-восточные земли Руси. Как вы объясните причины притока сюда переселенцев с юго-запада в дальнейшем? Читать далее «Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества»