ПРЕДИСЛОВИЕ


Пособие содержит разнообразные задания по истории России, предназначенные для закрепления и обобщения изучаемого материала, контроля за уровнем знаний учащихся и для самостоятельной познавательной деятельности.

Пособие составлено на основе методической системы учебника А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс».

Дополнительные задания к учебнику ориентируют учащихся на поиск причинно-следственных связей между событиями, представленными в материалах параграфов. Эти задания помогут учителю при организации работы на уроке. Во-первых, задания с вопросами к конкретным разделам параграфов позволяют организовать аналитическую работу с текстом учебника, приучить учащихся к более внимательному выборочному, «поисковому» чтению, активному использованию учебной информации для обоснования или выбора правильного решения частного вопроса задания на основе имеющихся в его условии и учебнике данных. Такие задания призваны мотивировать ученика на сознательное восприятие учебного материала и применение общих сведений из учебника для решения частной проблемной ситуации. Кроме того, отдельные задания, непосредственно связанные с текстом учебника, могут предлагаться индивидуально успешным ученикам, пока учитель работает с классом над более простыми вопросами, а затем ученик сообщит классу результаты своих размышлений и поисков в дополнение к изученному. Как именно использовать данные материалы, учитель решает с учетом конкретной учебной ситуации.

Ряд заданий направлен на развитие навыков визуализации, необходимых для более четкого понимания исторического описания, формирования конкретно-образных представлений, мысленной реконструкции описываемых событий. Поскольку уровень владения навыками визуализации у учащихся шестых классов характеризуется значительным разбросом, эти задания для кого-то из них могут оказаться простыми. Однако, исходя из задачи формирования этого важного учебного навыка, была предпринята попытка выстроить «лесенку» постепенного усложнения заданий на визуализацию от простого (например, высказать свои предположения о назначении данных орудий труда и связать свои выводы с соответствующим рассказом учебника) до более сложного (например, анализируя фрагмент карты, уточнить свои представления о назначении засечной черты). Известно, что для большинства учеников прочное усвоение исторической информации неотделимо от формирования визуального представления описываемых событий и фактов. С учетом этого в сборнике представлены разнообразные задания на визуализацию, а именно: по описанию учебника показать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий, соотнести описание предмета с его изображением и др.

В нескольких заданиях предлагаются дополнительные вопросы к отрывкам из исторических источников, находящихся в приложениях в конце параграфов учебника. Вопросы к отрывку из источника подбирались по двум соображениям: либо для того, чтобы помочь учащимся подойти к решению более сложного или более общего вопроса, заданного в учебнике, либо для того, чтобы помочь им обнаружить связь или параллель между данными параграфа и данными источника. Таким образом, при поиске ответов на эти вопросы учащиеся возвращаются к тексту параграфа и более активно работают с ним, проводят связи между обобщениями учебника и свидетельствами источника, носящими конкретный’и порой субъективный характер. В ряде таких заданий даны дополнительные сведения об авторе документа. На их основе ученикам будет по силам обнаружить некоторые элементы субъективности и уточнить позицию автора.

После большинства параграфов учебника приведены словарики новых слов и терминов. Для организации работы с этими терминами, с учетом возрастных ограничений и предпочтений, были выбраны учебные кроссворды (в основном примерно на 10 слов). Определения терминов в них не всегда повторяют определения учебника дословно. В ряде случаев представлено упрощенное определение, а также другие контекстуальные способы «подведения» к нужному термину. Важные термины включаются в кроссворды несколько раз для более прочного их усвоения. В каждом кроссворде представлены термины из нескольких предыдущих параграфов. Это позволяет задействовать и тем самым мобилизовать долговременную память учащихся, не предавать забвению пройденный материал. Кроме того, имеется ряд заданий, при выполнении которых учащиеся выделяют существенные признаки понятий, актуализируют содержание понятия, работая с конкретным историческим материалом. На эту же учебную задачу работает и анализ иллюстративного материала ряда заданий. Они не только дополняют визуальный ряд учебника, но и обогащают образные представления учащихся об исторических реалиях, стоящих за определенными терминами, включенными в словарики новых слов.

В ответах в ряде случаев содержится и дополнительный материал, который учитель может использовать по своему усмотрению: либо при комментировании решений, предложенных учениками, либо при работе с материалом параграфа.

В заключение представляется полезным кратко охарактеризовать те дидактические принципы, на основе которых строились предлагаемые задания. Жанр учебной задачи давно уже не является монополией точных наук. В сфере преподавания гуманитарных дисциплин жанр задачи осмысляется и развивается в разных направлениях в лингвистике, литературоведении, юриспруденции. Многое сделано и в области разработки задач по истории. Трудно перечислить всех авторов, разрабатывающих этот учебный жанр: Смирнов С. Задачи по истории Древнего мира. М., 1994; Лернер ИЛ. Задачник по истории Отечества: 6-7 кл. М., 1997; Богоявленский Б., Митрофанов К. Задачник по истории // История, прил. к газ. «Первое сентября». 1992. № 4, 14; Богоявленский Б., Митрофанов К. Задачи по средневековой истории // История, прил. к газ. «Первое сентября». 1995. № 23 и мн. др. При всем разнообразии форматов и принципов, на которых авторы строят исторические задачи, очевидно, что в основе всех типов задач лежит стремлении вовлечь ученика в научный поиск, дать ему возможность, пусть на упрощенном материале, освоить начальные принципы анализа данных как первого шага в историческом исследовании и тем самым способствовать формированию критического мышления, умения видеть не только разрозненные факты, но и причинно-следственные связи между ними.

Для достижения этих целей всегда дозировано привлекается дополнительный материал, на котором, собственно, и формируется умение прилагать знания, полученные из учебника и от учителя, в новых ситуациях. Чтобы сформировать у учеников не только начальные навыки, но и «вкус» к решению такого рода задач, следует помнить, что главное в данном случае – выстроить и понять путь рассуждений, приводящих к решению. Ученику требуется держать в голове дополнительные факты (например, о различии типов женских височных колец у четырех славянских племенных групп) лишь до тех пор, пока не найдено решение (т. е. обнаружено сходство и тем самым обоснованы исторические связи между двумя группами). Очень хорошо, если ученик запомнит, что существовал и такой тип украшений. Однако целенаправленно ориентировать ученика на запоминание этих фактов на всю оставшуюся жизнь не требуется, как не требуется помнить наизусть, сколько кубометров воды втекает в бассейн, после того, как получено решение арифметической задачи. Следовательно, мы оцениваем только умение обнаружить и логически обосновать связи между фактами. Обязательное же запоминание учеником приведенной в задаче «рабочей» информации не является целью задачи, не проверяется и не оценивается. По всей вероятности, это предостережение является перестраховкой, но завершить это предисловие я хотел бы все-таки именно им.

Автор

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт