Восточные славяне


Задание 1

Археологи при раскопках нашли 7 железных предметов, которые представлены на рисунке.

Вопросы и задания

  1. Как называются эти предметы и для чего предназначались?
  2. Что они могут рассказать о занятиях их владельцев?

Задание 2

Перед вами современный источник — карта, на которую нанесены ответы сельских жителей на вопрос «Что вы называете словом жито?».

Условные обозначения:

(черный квадрат)  — зерновые культуры (общее название)

(черный круг) — пшеница

(затемненный кружок) — рожь (светлый кружок) — ячмень

Вопросы и задания

  1. Соедините линиями черные квадраты таким образом, чтобы стали видны границы двух зон, в которых житом называются злаки вообще. (Одну из них ищите севернее Смоленска, а другую – на востоке и юго-востоке.)
  2. Постарайтесь увидеть и провести пунктирной или цветной линией внешнюю (южную) границу зоны, где житом называют ячмень (светлые кружки).
  3. На торгу в Смоленске встретились поляне из Киева и словене из-под Новгорода. Киевляне привезли на продажу рожь, а новгородцы хотят купить ячмень. Какого рода непонимание может возникнуть в их разговоре? Разыграйте диалог между двумя группами.
  4. Как можно объяснить тот факт, что именно между зоной «жито-рожь» и зоной «жито-ячмень» в течение столетий сохраняется зона, где житом называют любые зерновые культуры? Как карта отражает разнобой в понимании слова жито внутри этой зоны?
  5. Анализируя данные карты, ученые выдвинули три возможных объяснения странному факту, описанному в пункте 4:
    • а)    границы между зонами «жито-рожь» и «жито-ячмень» совпадают с границами современных восточнославянских народов (белорусы, русские, украинцы);
    • б)    эти границы совпадают с древними границами племенных союзов (см. карту «Русь в IX-XI вв.» в § 4 учебника);
    • в)    эти границы совпадают с границами зон вызревания соответствующих растений.
    • Подтвердите или опровергните каждую из трех гипотез.
  6. Наряду с восточными славянами в Европе живут западные и южные славяне (§ 1, с. 7)1. Помогут ли вам обосновать свою точку зрения дополнительные сведения о том, что недалеко от Братиславы есть небольшая зона, где словаки (западные славяне) стали называть житом кукурузу, а недалеко от Сараева – зона, где боснийцы (южные славяне) называют житом овес?

Задание 3

Женские украшения – височные кольца – имели яркие отличительные особенности в каждом племенном союзе славян.

а) радимичское семилучевое височное кольцо;

Отсылки к учебнику в текстах заданий имеют следующий вид: в скобках указывается номер параграфа и номер страницы по изданию 2004 г.

б)    дреговичские трехбусинные височные кольца;

в)    спиральное височное кольцо северян;

г)    семилопастное вятичское височное кольцо.

Вопросы и задания

  1. Найдите территорию расселения дреговичей, радимичей и вятичей на карте «Русь в IX – XI вв.» (§ 4, с. 33). Рассмотрите височные украшения женщины-славянки на фотографии скульптурной реконструкции М.М. Герасимова (§ 1, с. 8). Определите ее племенную принадлежность, основываясь на особенностях ее украшений.
  2. Сходство предметов культуры у соседних народов может объясняться как их контактами, так и общностью происхождения. Изучите особенности женских украшений. Сходство каких из них требует объяснения? Сформулируйте две возможные гипотезы о связи двух из четырех упомянутых племен.
  3. Как данные карты «Русь в IX-XI вв.» в § 4 помогает подтвердить или опровергнуть одну из гипотез?
  4. Летописец сообщает: «Были ведь два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко; и пришли и сели: Радим на Со-же, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи».

Как свидетельство летописи помогает подтвердить или опровергнуть одну из гипотез?

Задание 4

В 1949 г. в одном из курганов близ Гнёздова (поселок городского типа в Смоленской области) археолог Д. А. Авдусин обнаружил древнейшую русскую надпись (середина X в.), процарапанную на поверхности уже обожженной корчаги (горшка).

Вопросы и задания

  1. Попытайтесь прочесть и перевести эту надпись. (В древнерусском алфавите того времени сочетание букв ОУ читалось как «у», Щ имела вытянутую вниз среднюю мачту и была похожа на греческую букву, обозначавшую два звука сразу: «пс».)
  2. Приведите доводы в пользу того, что надпись оставил не мастер, изготовивший сосуд, а кто-то другой.

Задание 5

Документ А

Сегодня национальная денежная единица Хорватии называется «куна».

Документ Б

Древняя Русь, не имевшая серебряных рудников, уже в VIII в. импортировала большое количество серебра, преимущественно в виде монеты. Куной стали называть арабский дирхем/диргем.

Документ В

Арабский дирхем, по-славянски – куна (начало X в.). Серебро – 2,72 г, диаметр 25 мм.

  1. Попытайтесь прочесть, как по-хорватски называется небольшой пушной зверек, изображенный на лицевой стороне монеты?
  2. Попытайтесь прочесть, как по-хорватски называется певчая птица, изображенная на оборотной стороне монеты?
  3. Докажите, что хорваты – славяне.
  4. Как вы считаете, из Византии или из Рима к хорватам пришли христианство и письменность?
  5. О чем свидетельствует тот факт, что в древности славяне не переняли название арабской монеты, а стали применять к ней свое название?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт