Задание 1
Археологи при раскопках нашли 7 железных предметов, которые представлены на рисунке.
Вопросы и задания
- Как называются эти предметы и для чего предназначались?
- Что они могут рассказать о занятиях их владельцев?
Задание 2
Перед вами современный источник — карта, на которую нанесены ответы сельских жителей на вопрос «Что вы называете словом жито?».
Условные обозначения:
(черный квадрат) — зерновые культуры (общее название)
(затемненный кружок) — рожь (светлый кружок) — ячмень
Вопросы и задания
- Соедините линиями черные квадраты таким образом, чтобы стали видны границы двух зон, в которых житом называются злаки вообще. (Одну из них ищите севернее Смоленска, а другую — на востоке и юго-востоке.)
- Постарайтесь увидеть и провести пунктирной или цветной линией внешнюю (южную) границу зоны, где житом называют ячмень (светлые кружки).
- На торгу в Смоленске встретились поляне из Киева и словене из-под Новгорода. Киевляне привезли на продажу рожь, а новгородцы хотят купить ячмень. Какого рода непонимание может возникнуть в их разговоре? Разыграйте диалог между двумя группами.
- Как можно объяснить тот факт, что именно между зоной «жито-рожь» и зоной «жито-ячмень» в течение столетий сохраняется зона, где житом называют любые зерновые культуры? Как карта отражает разнобой в понимании слова жито внутри этой зоны?
- Анализируя данные карты, ученые выдвинули три возможных объяснения странному факту, описанному в пункте 4:
- а) границы между зонами «жито-рожь» и «жито-ячмень» совпадают с границами современных восточнославянских народов (белорусы, русские, украинцы);
- б) эти границы совпадают с древними границами племенных союзов (см. карту «Русь в IX-XI вв.» в § 4 учебника);
- в) эти границы совпадают с границами зон вызревания соответствующих растений.
- Подтвердите или опровергните каждую из трех гипотез.
- Наряду с восточными славянами в Европе живут западные и южные славяне (§ 1, с. 7)1. Помогут ли вам обосновать свою точку зрения дополнительные сведения о том, что недалеко от Братиславы есть небольшая зона, где словаки (западные славяне) стали называть житом кукурузу, а недалеко от Сараева — зона, где боснийцы (южные славяне) называют житом овес?
Задание 3
Женские украшения — височные кольца — имели яркие отличительные особенности в каждом племенном союзе славян.
а) радимичское семилучевое височное кольцо;
Отсылки к учебнику в текстах заданий имеют следующий вид: в скобках указывается номер параграфа и номер страницы по изданию 2004 г.
б) дреговичские трехбусинные височные кольца;
в) спиральное височное кольцо северян;
г) семилопастное вятичское височное кольцо.
Вопросы и задания
- Найдите территорию расселения дреговичей, радимичей и вятичей на карте «Русь в IX — XI вв.» (§ 4, с. 33). Рассмотрите височные украшения женщины-славянки на фотографии скульптурной реконструкции М.М. Герасимова (§ 1, с. 8). Определите ее племенную принадлежность, основываясь на особенностях ее украшений.
- Сходство предметов культуры у соседних народов может объясняться как их контактами, так и общностью происхождения. Изучите особенности женских украшений. Сходство каких из них требует объяснения? Сформулируйте две возможные гипотезы о связи двух из четырех упомянутых племен.
- Как данные карты «Русь в IX-XI вв.» в § 4 помогает подтвердить или опровергнуть одну из гипотез?
- Летописец сообщает: «Были ведь два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко; и пришли и сели: Радим на Со-же, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи».
Как свидетельство летописи помогает подтвердить или опровергнуть одну из гипотез?
Задание 4
В 1949 г. в одном из курганов близ Гнёздова (поселок городского типа в Смоленской области) археолог Д. А. Авдусин обнаружил древнейшую русскую надпись (середина X в.), процарапанную на поверхности уже обожженной корчаги (горшка).
Вопросы и задания
- Попытайтесь прочесть и перевести эту надпись. (В древнерусском алфавите того времени сочетание букв ОУ читалось как «у», Щ имела вытянутую вниз среднюю мачту и была похожа на греческую букву, обозначавшую два звука сразу: «пс».)
- Приведите доводы в пользу того, что надпись оставил не мастер, изготовивший сосуд, а кто-то другой.
Задание 5
Документ А
Сегодня национальная денежная единица Хорватии называется «куна».
Документ Б
Древняя Русь, не имевшая серебряных рудников, уже в VIII в. импортировала большое количество серебра, преимущественно в виде монеты. Куной стали называть арабский дирхем/диргем.
Документ В
Арабский дирхем, по-славянски — куна (начало X в.). Серебро — 2,72 г, диаметр —25 мм.
- Попытайтесь прочесть, как по-хорватски называется небольшой пушной зверек, изображенный на лицевой стороне монеты?
- Попытайтесь прочесть, как по-хорватски называется певчая птица, изображенная на оборотной стороне монеты?
- Докажите, что хорваты — славяне.
- Как вы считаете, из Византии или из Рима к хорватам пришли христианство и письменность?
- О чем свидетельствует тот факт, что в древности славяне не переняли название арабской монеты, а стали применять к ней свое название?