Одна из особенностей применения методов обучения связной речи — их сочетание с таким дидактическим средством, как текст-образец, что вполне понятно: основная задача работы по развитию связной речи — научите школьников создавать текст. Используя репродуктивный метод в форме рассказа, учитель-словесник передает необходимую информацию в готовом виде, например, об особенностях доклада, реферата, при этом предъявляет текст-образец и сам анализирует его особенности; используя продуктивный метод в форме рассказа или беседы, учитель помогает учащимся самим сделать выводы, развить некоторые выдвинутые им положения в процессе анализа текста.
Вторая особенность методов обучения связной речи — в большом удельном весе практических работ (речевых задач), которые используются для того, чтобы учащиеся овладели определенными умениями.
К основным приемам обучения связной речи, широко практикуемым учителями разных предметов, относятся:
- анализ текста (параграфа, статьи учебника и т. д.);
- анализ (обсуждение) устных высказываний учащихся;
- слово учителя;
- составление плана (наброски плана), рабочих материалов;
- речевые задачи (упражнения).
Применяя эти приемы обучения, преподаватель, как правило, одновременно учит школьников определенным способам речевой деятельности, которыми дети будут пользоваться, создавая текст (речевое произведение), а также воспринимая его (на слух или зрительно). Иными словами, ученики овладевают приемами обучения как способами деятельности, например приемами анализа текста (устного и письменного), приемами подготовки и планирования высказывания и т. д.
Анализ текста на уроках истории, географии, химии проводится для того, чтобы ученики уяснили, о чем и как говорится в тексте, содержание которого им предстоит усвоить и воспроизвести. Осмысление содержания и структуры текста — условие его успешного воспроизведения. Поэтому в процессе анализа текста ставятся вопросы, которые помогают определить основную мысль автора, выделить в тексте главное, основное, установить последовательность развертывания событий, причинно-следственную связь фактов и явлений, структуру текстов, особенности его языкового оформления.
Для языкового анализа выделяются слова, словосочетания и предложения:
- несущие значительную смысловую нагрузку в передаче содержания текста (термины» терминологизированные наименования, в частности);
- помогающие «организовать» высказывание (начальное предложение, способы развертывания мысли, «переходы» от одной мысли к другой и т. д.);
- затрудняющие в чем-либо учащихся (произношение, правописание и употребление слов, построение предложений).
Анализ содержания, структуры и языкового оформления исходного текста, как правило, завершается составлением его плана.
Анализ, обсуждение высказываний учащихся. В процессе обсуждения устных высказываний ученики усваивают требования, которые предъявляются к публичным выступлениям, и привыкают самокритично относиться к своей речи. Кроме того, участвуя в беседе-обсуждении, ученики учатся слушать, делать наброски и выступать в условиях, близких к тем, которые существуют в жизни, например при обсуждении вопросов, поставленных на собрании.
Организуя обсуждение, учитель-предметник должен учитывать программные требования к развитию связной речи. Так, в IV классе после ознакомления учеников с понятием «основная мысль высказывания» (на уроках русского языка) преподаватель предложит проанализировать наличие в ученическом высказывании основной мысли, тех языковых средств, которые помогли (или не помогли) ее реализовать, в частности соответствие тона высказывания его основной мысли.
Не меньшее значение имеет четкая организация обсуждения. На первых порах, когда важно научить детей слушать высказывание товарища, каждый ряд (или каждая колонка) получает предварительно задание: например, одни ученики в основном следят за тем, как, насколько полно говорящий раскрывает тему высказывания, другие—за языковым оформлением излагаемого (в частности, за правильностью и точностью речи), третьи — за тем, как выступающий использует определенные средства звуковой выразительности речи.