Какие же методы и приемы используются в работе по развитию связной речи, в чем их особенности?


Высказывания, не требующие выборки материала, по существу, представляют подробный пересказ объяснения учителя, пересказ параграфа учебника и т. д. Когда ученик повторяет вслед за учителем объяснение, он воспроизводит ход мысли, логику рассуждений преподавателя. Ученик, как и учитель, стремится передать другим свои знания, помочь их усвоить. Поэтому ученик обращается к примерам, записанным на доске, использует средства графической наглядности, выделяет голосом основные положения, повторяет их и т. д. Его речь приобретает более естественную, чем при обычном устном ответе, окраску. Надо отметить, что такие устные высказывания учеников, к сожалению, редко звучат в школе на уроках. Между тем их значение для обучения, для развития мышления и речи учащихся очевидно.

При пересказе текста параграфа ученик либо сохраняет, либо изменяет последовательность изложения материала в учебнике, приводит примеры и объясняет их. Такого типа ответы запрограммированы и экзаменационными билетами.

Готовясь к устным развернутым ответам, которые требуют выборки материала, ученик должен проанализировать изученный материал, отобрать необходимое, систематизировать его, продумать последовательность изложения и т. д. Тема такого устного ответа может быть более или менее сложной в зависимости от объема выборки и характера систематизации материала.

I. Развернутые ответы, построенные на выборке материала из одного или нескольких параграфов (источников). Сложность подготовки к ответу определяется наличием плана, схемы, которые намечают содержание выборки и последовательность изложения материала. Предлагая для развернутых ответов формулировки рассмотренного выше типа, учитель должен учитывать, какой выборки материала они требуют, подсказывают ли они план собирания материала и план ответа, готовы ли ученики к самостоятельной подготовке ответа или требуется общая коллективная работа по составлению плана (схемы) ответа, по вычленению необходимого материала.

В IV—V классах, а также в старших классах в особо трудных случаях учитель указывает, где следует искать нужный для ответа материал, т. е. называет параграфы (страницы), предлагает возможный план ответа. Но чаще этот материал ученики находят в процессе коллективных поисков или самостоятельно. Эти поиски сопровождаются составлением плана ответа или рабочих материалов.

В связи с рассматриваемым типом ответов хотелось бы подчеркнуть, что формулировки широких тем типа «Расскажи, что ты знаешь о прозе А. С. Пушкина (о революции 1905г. и т.д.)» требуют осторожного обращения. Такие формулировки тем, никак не конкретизированные далее, вызывают трудности, особенно у учащихся IV—V классов, и нередко в ответы на такие вопросы включаются не самые существенные сведения о том ! ли ином явлении или событии. Следовательно, широкие формулировки подобного типа необходимо конкретизировать с помощью каких-либо словесных пояснений, уточнений, в том числе с помощью плана. В старших классах ученики, овладевшие умением выделять основное и составлять план ответа, способны самостоятельно конкретизировать широкие темы такого типа.

II. Среди развернутых ответов, построенных на выборке материала из нескольких источников, можно выделить различного типа высказывания — в зависимости от характера систематизации материала, т. е. в зависимости от характера его логической обработки. Так, выделяются высказывания, требующие 1) анализа—синтеза, 2) обобщений, 3) группировки, 4) сравнения.

Высказывания первого типа требуют тематической выборки (т. е. анализа) материала о признаках, свойствах, особенно

стях того или иного явления, события и определения порядка изложения материала. Высказывания второго типа предполагают выделение каких-либо общих признаков, принадлежащих группе рассматриваемых явлений. Поэтому в таких высказываниях, как правило, присутствуем начальная обобщающая фраза или с, ее помощью формулируется вывод-обобщение. Создание таких обобщенных формулировок предполагают задания типа «Каким может быть общее правило для…», «Сформулируйте вывод… (Сделайте обобщение…)», «Назовите признаки, свойственные такой-то группе явлений, сделайте вывод…».

Группировки материала (третий тип высказываний) требуют вопросы типа «На какие группы делится то-то…», «Группы того-то, их особенности (обоснование деления)». Естественно, что, как правило, высказывания, основанные на группировка понятий, начинаются предложением, в котором формулируется основание деления и указываются наименования групп. В этих начальных предложениях употребляются такие словосочетания и слова, как «делятся на группы», «выделяются (различаются) группы» и т. п. Эти начальные фразы определяют дедуктивный путь изложения материала (от общего к частному) и имеют большое значение в организации высказывания. Поэтому при подготовке ответов рассматриваемого типа нужно, чтобы ученики осознали тот существенный признак, который положен в основу деления на группы (иначе они не смогут указать это основание в ответе). Логический анализ изученного материала в данном случае особенно целесообразно сопровождать составлением таблиц и схем, которые выполняют функции плана для собирания материала и для ответа. Их роль необходимо показывать учащимся, надо учить «читать» таблицу в связной форме устного высказывания. Этой цели служит ее анализ, направленный на осознание признаков выделения взаимосвязанных групп (подгрупп) и осознание соотношения между ними, обсуждение и конструирование начала такого высказывания, анализ языковых средств, с помощью которых выражаются, условно говоря, классификационные отношения (делятся по такому-то признаку, по назначению,, по роли, по цели; можно разбить на группы по такому-то основанию, признаку; то-то в свою очередь делится на такие-то подгруппы — переход к следующему делению).

Развернутые устные ответы (четвертый тип высказываний), в основе которых лежит сопоставление, сравнение изучаемого материала, занимают большое место, так как в учебном процессе сравнение широко используется как прием обучения. При полном. сравнении у сопоставляемых объектов устанавливаются признаки и сходства, и различия. При частичном сравнении устанавливаются либо общие, либо отличительные признаки. И в том, и в другом случае рассматриваемые развернутые ответы строятся в форме сравнительного описания или сравнительной характеристики — и этим принципиально отличаются от других высказываний.

Уровень таких высказываний сравнительного плана, несомненно, зависит от того, в какой мере ученики знают материал, как они владеют умением сравнивать, насколько они усвоили элементарные правила сравнения. Вместе с тем анализ ответов учащихся показывает, что их надо учить построению высказываний, основанных на операции сравнения. В высказываниях сравнительного плана нередко проявляется неумение планировать развернутый ответ, встречается неоправданное смешение параллельного и последовательного сравнительного описания, «уход» от сравнительного плана характеристики, сопоставляемых явлений. Необходимо также отметить трудности, связанные с выделением и наименованием того признака (как общего, так и отличительного), по которому происходит сравнение. В этих случаях ученики нередко просто приводят примеры (с объяснением или без него).

Учащихся затрудняет и употребление коммуникативно-обусловленных языковых средств. Так, устанавливая сходство и различие, ученики не всегда точно и грамматически правильно употребляют слова: сходное, общее, одинаковое, разница, различие, отличаются и т. д.; например, «то-то похоже с тем-то…» (вместо: похоже на… то-то и то-то, похожи тем, что), «то-то отличается по тому-то…» (вместо: отличается тем-то); «разница между ими…» (вместо: между ними); «различие, что…» (вместо: различие в том, что…); «разница у того-то и того-то, что…» (вместо: разница между… тем-то и тем-то в том…, то-то и то-то различаются тем, что…).

Естественно, что высказывания разного вида могут сочетаться между собой. Так, например, предлагаемый вопрос может потребовать группировки и обобщения, перечисления признаков и обобщений, группировки и сравнения и т. д. Следовательно, при подготовке учащихся к развернутым устным ответам необходимо учитывать, какой выборки и систематизации материала (каких мыслительных операций) они требуют от ученика. Это позволит предупредить возможные ошибки и недочеты в построении высказывания и его речевом оформлении.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт