Какие же методы и приемы используются в работе по развитию связной речи, в чем их особенности?


Развитию внимания и культуры слушания служит также требование записывать замечания по ходу изложения, т. е. делать наброски, которые затем будут использованы при обсуждении высказывания. Также необходимо дать классу время на подготовку выступлений с анализом и оценкой воспринятого на слух высказывания. Особенно это важно на тех этапах, когда ученики всесторонне анализируют устные высказывания товарищей. В этом случае нужно, чтобы учащиеся привели в систему записанное, продумали, с чего и как начнут они свои выступления.

Чтобы развить в детях самокритичное отношение к своей речи, важно предоставлять выступающему первое слово для оценки своего высказывания: доволен ли ты тем, как ответил (сделал сообщение, выступил с докладом)? Все ли сказал, о чем хотел? Над чем, по твоему мнению, тебе следует еще поработать? В чем ты видишь слабые стороны своего выступления? И т. д.

Для того чтобы привлечь к обсуждению как можно больше учащихся, необходимо вначале предоставлять слово слабым и средним по своей речевой подготовке школьникам. Также важно не перебивать ни того, кто выступал с устным высказыванием, ни тех, кто принимает участие в его обсуждении. Ежеминутные замечания мешают детям «мыслить публично», разрушают ситуацию реального живого общения в процессе беседы.

Чувство такта требует также, чтобы учитель выступал последним как один из участников обсуждения. Его задача — отметить положительные и отрицательные стороны обсуждаемого высказывания, останавливаясь лишь на самом главном, принципиально важном, и высказать свое мнение по поводу затронутых в устных выступлениях вопросов\’ (если в этом будет необходимость).

При обсуждении дискуссионных вопросов учитель должен быть особенно деликатным, чтобы не навязывать детям своего мнения. Задача учителя — отметить разные подходы к решению поставленных вопросов, выделить среди цих наиболее интересные, оригинальные, противопоставить разные точки зрения, подсказать другие пути решения проблемы (если они возможны), указать неизвестные ученикам источники получения материала и т. д.

Использование звукозаписывающих устройств повышает эффективность рассматриваемого приема. Звукозаписывающие устройства позволяют услышать себя тому, кто выступал с высказыванием, позволяют воспринимать произнесенное столько раз, сколько этого потребуют задачи анализа, особенности воспринимающих и т. д.

Слово учителя (монологического характера) в работе по развитию связной речи используется в различных дидактических целях: для сообщения некоторых сведений как теоретического, так и практического характера (например, о значении умения выступать с докладом, реферировать прочитанное и т. д.); для уточнения речевой задачи, стоящей перед школьниками, или. для описания речевой ситуации. В последнем случае учитель указывает назначение высказывания, его адресат, место высказывания и т. д. Например: предлагая подготовить сообщение по самостоятельно проработанным литературным источникам, учитель уточняет его основную задачу — передать усвоенную информацию так, чтобы ее усвоили слушатели; адресат (одноклассники, младшие школьники, родители и т. д.), место (классное помещение, пионерская комната и т. д.), время (2, 3, 5 минут).

Уточнение речевой задачи, адресата и т. д. не только помогает учащимся осознать особенности предстоящего высказывания, но и учит детей говорить «сообразно обстоятельствам», учитывать ситуацию высказывания, что очень важно для воспитания культуры речевого поведения.

И наконец, слово учителя выступает как образец того или иного высказывания — развернутого ответа, отзыва на устные высказывания учащихся, образец описания произведения живописи (или его части) и т. д.

Устный образец планируемого ответа особенно важен на. начальных этапах работы (над каждым новым типом устных высказываний), в тех классах, где почему-либо обучению устным высказываниям на темы изучаемого предмета не уделялось должного внимания. «Как нужно отвечать по этому плану? Слушайте, как я это буду делать», — говорит учитель и произносит тот идеальный ответ, который он бы хотел получить от учеников.

К сожалению, учителя недооценивают значения звучащего образца устного ответа и неоправданно редко пользуются этим эффективным приемом обучения устной речи. Слово учителя в работе по развитию связной речи создает у учащихся определенный эмоциональный настрой, пробуждает желание как можно лучше выразить свои мысли, стимулирует их творческие поиски. Вот почему так, важен соответствующий дидактической задаче тон высказываний учителя: в одних случаях взволнованный, в других — более спокойный, но всегда заинтересованный и добрый.

Составление плана, набросков плана, рабочих материалов как прием обучения используется еще в начальной школе, где учитель учит детей умению составлять план исходного текста, а затем, опираясь на эти умения, учит планировать собственное высказывание (сочинение). С этой целью используется коллективное составление плана (или составление плана под руководством учителя), который в данном случае выступает и как предмет и как прием обучения.

В средней школе составление плана как прием обучения применяется при подготовительной работе к изложению (устному и письменному), когда ученики должны воспроизвести содержание трудного исходного текста, а также, когда ученики готовятся к самостоятельным высказываниям, описывают изображенное на картине, передают содержащее показанного с помощью экранных средств и т. д.

В этих же целях используется коллективное составление набросков плана и рабочих материалов (которые могут быть более или менее развернутыми). В зависимости от особенностей предстоящего высказывания, подготовленности к нему в рабочих материалах фиксируются основные моменты развертывания темы, начало и конец высказывания (если это важно), переходы от одной части к другой, тематически и коммуникативно значимые Языковые средства. Так, если учеников может затруднить начало выборочного изложения, в рабочие материалы вносят соответствующие начальные фразы. Если для организации текста, (например типа рассуждения), целесообразно употребить предложения с вводными словами типа во-первых, во-вторых, значит, учитель обратит внимание школьников на их значение и введет соответствующие конструкции в рабочие материалы.

По мере того как ученики овладевают умением планировать высказывания и собирать к нему материал, коллективное обсуждение составления плана и коллективное составление рабочих материалов перестают использоваться как приемы обучения. Ученики сами составляют план изложения и план своего собственного высказывания, сами подбирают материал и делают необходимые заготовки для выступления, доклада и т. д.

И чем раньше учитель сможет предоставить учащимся такую возможность, тем лучше, если иметь в виду воспитание творческой самостоятельности учащихся. Коллективно составленный план, как и рабочие материалы, предопределяют содержание, последовательность, а нередко и. стиль высказываний учащихся и таким образом сковывают их творческие поиски.

Речевые задачи организуют учебные действия, которые связаны с работой над текстом — готовым и создаваемым. И по тому, как соотносятся действия по готовому и создаваемому текстам, можно выделить пять групп заданий.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт