В этой работе с детьми одной из важнейших форм являются рассказы взрослых о главных событиях, которые происходят в стране, о трудовых делах, о подвигах защитников нашей Родины — воинах Советской Армии. Взрослые читают школьникам книги о В.И.Ленине, ребята узнают о его любви к детям, о справедливом отношении к людям. Ко дню рождения В.И.Ленина — 22 апреля — разучивают стихи, песни о великом вожде. Дети на доступном им уровне узнают, почему весь народ страны советов отмечает праздники: 7 октября — День Конституции, 23 февраля — День Советской Армии, 7 ноября — День Великой Октябрьской Социалистической революции, 9 мая — День Победы, 8 марта — Международный женский день, I мая — День международной солидарности трудящихся. Дети участвуют в подготовке и проведении этих праздников в школе: разучивают стихи, песни, смотрят детские телепередачи, кинофильмы, обмениваются впечатлениями с товарищами, готовят подарки близким людям, шефам, школе.
Воспитание доброжелательного отношения к людям
Взрослые, создавая соответствующие ситуации, учат детей быть внимательными к старшим, младшим, сверстникам, вырабатывают у них стремление и умение прийти на помощь окружающим, оказать им услугу, заботиться о родителях, братьях и сестрах. Дети слушают рассказы и стихотворения о честности и доброте, справедливости, искренности, скромности, учатся оценивать поступки литературных героев, видеть и перенимать хорошие стороны их поведения. В игре, труде, в коллективной деятельности школьники накапливают опыт следования правилам нравственного поведения — товарищества, справедливости, доброжелательности.
Воспитание трудолюбия, бережного отношения к вещам и школьным принадлежностям, заботливого отношения к природе.
Дома и в школе дети приобретают навыки самообслуживания: убирают постель, содержат в порядке и чистоте игрушки, книги, одежду, обувь, посильно участвуют в уборке квартиры, класса: протирают парты, стулья, классную доску, ухаживают за комнатными растениями.
В классе организуется «хозяйственный уголок», где хранятся нитки с иголками, пуговицы, шнурки, щетки для чистки одежды и обуви.
Детей учат бережно относиться к продуктам питания, проводят беседу «Хлеб — наше богатство».
Младшие школьники принимают участие в посильном для них труде на участке детского сада и пришкольном участке: осенью сгребают граблями сухие листья и траву, собирают семена различных растений; в канун зимы устраивают птичьи столовые, а зимой подкармливают птиц; весной и летом сажают цветы, овощи, ухаживают за ними. Берегут зеленые насаждения, вместе со взрослыми поливают их, подкармливают.
Ребята овладевают навыками труда на общую пользу, стараются добросовестно выполнять общественные поручения: обязанности дежурных, санитаров, цветоводов, библиотекарей, затейников. Учатся работать небольшими группами, вдвоем, втроем, на совесть выполнять свою часть работы, доводить до конца, помогают друг другу советом, если кто-нибудь испытывает затруднения.
Дети узнают о профессиях своих родителей, рассказывают о них на уроках и во внеурочное время. Инсценируют стихотворения: «Чем пахнут ремесла?», «Все работы хороши — выбирай на вкус». Устраивают выставки рисунков «Труд наших родных», узнают у взрослых пословицы и поговорки о труде и профессиях, разучивают песни о труде.
Дети играют в сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Магазин», «Почта», «Ателье», «Библиотека».