Современное обновление системы отечественного образования ориентируется на вхождение России в мировое общекультурное пространство, которое происходит на основе присвоения личностно-ориентированной парадигмы и определяет главные направления реформирования общества и развития человека. Задача образования состоит в приобщении человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, экономики, т. е. в превращении природного человека в культурного. В связи с этим образование можно рассматривать как освоение и сохранение культурных норм с ориентацией на будущее, в основе которого должно лежать культурное самоопределение человека. Условие осуществления такого процесса заключается в реализации человеком своего выбора в культурном пространстве.
В педагогике как отрасли гуманитарного знания понятие «культура» рассматривается в контексте единства освоения духовной деятельности человека и человечества. Это положение, став основой педагогической теории и практики, приходит на смену представлению об образовании как узкопрофильной деятельности. В связи с этим формируется убеждение, что процесс обучения является отдельным аспектом культурной жизни народа.
Осваивая социум и собственное положение в нем, человек в процессе образования получает возможность активной реализации и самореализации в обществе на основе соотнесения собственных, индивидуальных и социальных позиций. В опыте каждого человека происходит становление внутренне формируемого индивидуального образовательного пространства на основе приобщения к мультикультурной среде в единстве с субкультурными особенностями государственных, национальных, социальных, профессиональных групп и сообществ.
Можно выделить несколько подходов, определяющих специфику построения образовательного процесса с позиции освоения человеком социокультурного опыта:
- Аксиологический подход — определяет обновление ценностных ориентаций социума и нацеленность на формирование общественного идеала личности.
- Целостный подход — рассматривает человека как сложную биопсихо-социокультурную систему, а общество — как единую структурную организацию.
- Гуманистический подход — позволяет определить сущностные характеристики личности и возможности ее самореализации.
- Культурологический подход — ориентирует на освоение наследия человеческой цивилизации посредством интеграции общечеловеческого, национального и личностного опыта в процессе стихийного и целенаправленного образования.
Рассмотрим каждый из перечисленных подходов, исходя из основных составляющих компонентов дидактики (целеполагание, содержание, формы, методы, средства и т.д.).
Аксиологические характеристики учитываются при определении образовательных целей и зависят от того, насколько четко определен и интерпретирован современный социальный заказ, отражающий ценностные ориентиры как общества в целом, так и различных социальных групп и отдельного человека. По мнению современных исследователей, образовательная система развивается на основе выявления, распространения и активного внедрения новых социальных ценностей. Поэтому, рассматривая особенности ценностного самоопределения человека, Н.С.Розов предлагает учитывать следующие положения:
- анализ философских ценностей, значимых для образования;
- прогноз основных изменений в образовательной сфере в связи со сменой социальных приоритетов;
- разработка ценностных критериев и требований к педагогическому процессу;
- приложение разработок аксиологической проблематики к организации образовательной сферы, ее содержанию и технологиям.
Система ценностей, которую диктуют сегодня социальные катаклизмы в сфере культуры, предполагает существенные изменения в формулировке приоритетных качеств личности. Особое значение для формирования социального заказа имеет выработанный в обществе идеал перспективного развития личности и средств приближения к нему. Социальный заказ как определенная, внутренне иерархичная система социализации и профессионализации различных групп населения и отдельных индивидуумов получает свое развитие посредством организации учебного процесса в различных образовательных институтах.
В связи с этим социальный заказ следует рассматривать как реализацию культурно-исторических и личностно-индивидуальных ценностей, отраженных в ментальности нации и индивидуума. Динамика данного процесса определяется признанием систем ценностей, характерных для различных культур основных исторических этапов развития человеческой цивилизации, его отражением в теоретической системе целеполагания и практической реализации в системе подготовки подрастающего поколения. Различные хронологические периоды в истории человечества давали ориентацию на разнообразные ценностные и целевые установки, которые претворялись в действительность в процессе обучения на основных ступенях образовательной системы.
Так, в эпоху Античности цель образования получала свое обоснование исходя из разнообразия существующих философских концепций и школ, а также общего идеала «каллокагатии». Данный идеал был нацелен на признание ценности человеческой личности и ее всестороннего развития и совершенствования в процессе социализации посредством целенаправленного обучения, а также участия в общественно значимых мероприятиях (соревнования, театральные действия, спортивные игры, профессиональные состязания, творческие конкурсы и т.д.). В связи с этим ценность обязательного и непрерывного образования признавалась в качестве высшей и необходимой для истинного гражданина полиса.
Современные тенденции развития образования связаны, в том числе, и с определением новых целевых, демократически ориентированных установок. Как указано в «Концепции структуры и содержания общего среднего образования» (2000), главной целью общего образования является формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества (продолжение традиций, развитие науки, культуры, техники, укрепление исторической преемственности поколений). В контексте принятой «Концепции» государственная политика в сфере образования определяется основными общесоциальными тенденциями — демократизацией, деидеологизацией и гуманизацией общественных отношений. Поэтому идеал гуманной, целостной личности определяет цель, реализуемую в современной системе образования, т.е. развитие личности в единстве ее внутреннего и социального потенциала является ведущей ценностью при организации педагогического процесса.
Кроме этого, аксиологический подход позволяет определить содержательную характеристику образовательного процесса, ориентируясь на преобладающие тенденции развития общества, и в первую очередь на особенности развития культуры и наук. Так, например, в эпоху Средневековья ценностной ориентацией развития образовательного процесса являлась идеология христианства. Данный исторический период привнес в педагогику ориентир на воспитание Верой и духовное развитие. В связи с этим познание человеческого опыта определялось христианскими идеалами воспитания — развитием свободной воли и рассудка с целью постижения и почитания Бога, служением ему, что и повлияло на особенности образовательного содержания: с одной стороны — обеспечение определенной информацией, а с другой — развитие душевных сил учащихся. Изучение светских наук происходило на основе отбора того материала, который признавал значимость сотворенного Богом мира, способов его освоения, а богословские науки были представлены с целью постижения непостижимого — веры в Бога, что становилось основой духовно-нравственного развития человеческой личности.
В современных условиях признание ценностей общественных идеалов получает свою реализацию посредством:
- систематического обновления содержания образования, которое отражает изменения во всех сферах науки и техники;
- последовательной ориентации на культуросообразность педагогического процесса, что обеспечивает формирование духовно-нравственного мира человека;
- социализации человека, формирования устойчивых нравственных доминант, определяющих личностные и общественные ценности жизни;
- освоения человеком системы научных знаний и умений, активно реализуемых в практической деятельности с целью индивидуального развития и общественного прогресса;
- поддержки инновационной деятельности учебных заведений по разработке вариативных, уровнево-дифференцированных учебных программ, наполненных новым образовательным содержанием.
Усиление аксиологического аспекта содержания образования с необходимостью требует пересмотра средств и методов его изучения. Поэтому ценностные ориентиры становятся основой при определении теоретических основ и конструировании собственно технологии образования подрастающего поколения, т. е. позволяют оформить последовательную систему педагогических средств, используемых в процессе организации обучения. Наиболее адекватными аксиологически насыщенному содержанию являются дидактические средства, позволяющие включить в учебный процесс личностный опыт обучающихся, развивая их субъектную позицию, самостоятельность и активность. В работах исследователей М.М.Бахтина, B.C.Библера, М.Бубера отмечается, что релевантностной технологией, дополняющей ценностно-ориентированное содержание, является диалоговая.
Именно диалог как «подлинная коммуникация», по мнению М. Бубера, включает:
- обмен мнениями, способствующий саморазвитию, самодвижению и самоизучению участников педагогического процесса;
- освоение различных точек зрения на основе признания их чувственной, ценностной значимости как основы нормативного взаимодействия;
- установление высокой степени межличностного доверия, открытости, откровенности, формирование установки на взаимоизменение, взаиморазвитие, т.е. «наполнение тонкого пространства «личного Я» «другим Я»».
Таким образом, диалогизация обучения позволяет реализовать развивающую, социально-культурную и научно-исследовательскую функции образования и рассматривать учащихся в качестве субъектов учебного процесса. В связи с этим сегодня предлагается широкий спектр активных методов обучения — игровых, задачных и тренинговых технологий, направленных на создание психологически комфортного учебного пространства, открытость позиций участников педагогического процесса и развитие творческого потенциала учащихся.
В контексте приобщения человека к социокультурному наследию целостный подход предполагает формирование целостной личности как сложной био-психо-социокультурной системы, которая конструируется в процессе ее целенаправленного образования, с одной стороны, и стихийного саморазвития, с другой.
Действительно, проблема развития человека в обществе сегодня приобретает особую актуальность, так как подтверждается исключительная заинтересованность социума в выработке конкретных механизмов воспитания и образования подрастающего поколения с целью обеспечения его органичной целостности.
Вопрос о целостности определяет большое разнообразие научных направлений решения данной проблемы:
- целостность и гармония индивидуального развития личности посредством реализации своего внутреннего потенциала;
- целостность педагогических процессов и систем;
- целостность субъекта той или иной деятельности;
- целостность как гармония, внутреннее единство, соединение органического (биологического) и социального;
- целостность содержания учебного предмета или совокупности научных дисциплин в рамках образовательной программы.
В современных условиях данные направления находят отражение в общей системе со свойственными ей специфическими закономерностями развития и функционирования и связаны с общественной теорией целостного процесса формирования всесторонне развитой личности как органичной системы ее биологических, психических и социальных свойств и качеств.
Следующий подход, определяющий социокультурные основания образования, связан с его гуманизацией и гуманитаризацией. Поэтому педагогический процесс нуждается в его осмыслении с философско-этических позиций, феноменальность которых основывается на выводе о том, что XX век вошел в историю человечества, с одной стороны, как век социальных преобразований, великих научно-технических открытий, утверждения науки как основы созидательной сферы человека. Но с другой стороны, в эту эпоху особо ярко проявились кризисные явления в политике и духовной жизни — рост агрессивного национализма, религиозного экстремизма, обезличивание человека.
Перестройка системы образования как одного из главных источников интеллектуального потенциала страны с позиций гуманизма неразрывно связана:
- с эволюцией социально-экономических и политических взаимодействий в стране и мире;
- необходимостью осознания антропогенного характера эпохи;
- возрастанием роли личностного начала в переориентации образовательных ценностей;
- усилением динамики интегративных тенденций в науке и культуре.
Современная образовательная модернизация, проходящая в условиях социальной реформы общества, требует формирования адекватной ей «параметрии» личности XXI в. Соответственно и перестройка системы образования должна проходить с позиций гуманизма, где основной составляющей является в том числе и гуманитаризация образования, т.е. возрождение духовно-нравственной культуры человечества, развитие активно-творческих возможностей человека, отказ от технократических тенденций, которые способствуют распаду образования на гуманитарную и техническую составляющие.
Гуманистический взгляд на человека был представлен нам еще в исторический период европейского Возрождения, который стал эпохой культа человека. При этом общественный идеал был связан с возвышением личности в ее физическом, нравственном и интеллектуальном совершенстве, что и выступало в качестве универсальной цели воспитания. Педагогическая практика свою задачу видела в формировании активной личности, преобразующей окружающую действительность. Поэтому в связи с меняющимися общественно-педагогическими ориентирами шел активный процесс переориентации системы образования, в основу которой были положены гуманистические принципы.
Современный этап гуманизации образования определяет главное направление педагогических поисков — область личностно-ориентированного обучения, признающего ценность каждого человека. В процессе духовного становления личности особую роль играет содержание образования, в том числе и гуманитарного, которое способствует формированию общекультурной компетентности учащихся, их мировоззренческой позиции. Специфическую роль в решении проблемы реформирования образования предстоит решить блоку гуманитарных наук, поскольку они служат философским основанием для становления мировоззрения и определяют умение проникнуть в сущность общественных отношений, экономических и духовных процессов, происходящих в обществе.
По утверждению А.Уайтхеда: «Сегодня, в эпоху демократии, государством управляют обычные граждане, с самыми различными призваниями. Поэтому демократическое общество не достигнет успеха до тех пор, пока общее образование не даст людям философского мировоззрения» [10]. Поскольку посредством гуманитарных дисциплин предполагается осуществить поворот образования к формированию у подрастающего поколения целостной картины мира, то образовательный процесс претерпевает ряд изменений.
Во-первых, создается новое поколение учебников, которые способствуют развитию творческого гуманитарного мышления. Во-вторых, имеет место вариативность педагогических технологий, предполагающих учет индивидуальных особенностей при построении учебного процесса, дифференциацию при отборе образовательного содержания и ориентации на саморазвитие учащихся в процессе их сотворчества с преподавателем. В-третьих, происходит реорганизация собственно деятельности педагога на основе активного взаимодействия с детьми, реализации их субъектной позиции в процессе личностно-ориентированного обучения и т.д. В-четвертых, осуществляется изменение содержательного компонента образования (интеграция и целостность учебных дисциплин).
Основным направлением этих изменений является обучение будущего поколения с позиции осознания реалий современного мира и гуманистических тенденций в образовании, которое может осуществляться, по мнению В. И. Гинецинского, в двух типах образовательных систем:
- утилитарно-прагматической, ориентированной на ограничение содержания образования студента минимумом знаний с целью обеспечения его успешности в рамках будущей профессиональной деятельности;
- культурологической, ориентирующей учащихся на освоение широкого круга знаний, которые могут быть не востребованы в дальнейшей профессиональной деятельности, но направлены на общее развитие личности.
Анализ этих типов образовательных систем позволяет сделать вывод о необходимости их вариативного сочетания с тем, чтобы компетентный человек мог свободно ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной деятельности.
В связи с этим особую значимость приобретает гуманистическая ориентация педагогов на существующие общекультурные, национальные и социальные нормы поведения. Приобщение учащихся к культурным ценностям невозможно без обращения к истории общественных явлений, изучение которых поможет им принять культурную обусловленность и личностную значимость приобретаемых в стенах учебного заведения знаний, умений, навыков, формируемых отношений и оценок. Социальный статус культуры в сознании человека связан с динамикой человеческих сообществ, их перспективами и возможными направлениями реформирования на различных исторических этапах и в соответствии с региональными особенностями (учет пространственно-временного фактора). Это позволяет говорить о том, что в культуре как специфическом способе организации и развития человеческой жизнедеятельности фиксируется ее конкретно-историческое своеобразие, в чем и заключается отличие от биологических форм жизни.
Так, например, в эпоху Античности философы трактовали знания как «природу вещей», при этом не разделяя «вещи» природного и культурного происхождения. Человек не противопоставлялся природе, наука — искусству, а вера — знанию. Культура Нового времени под влиянием технократических сил общества поставила в центр «прогрессивного человека», упразднив единство знания и разделив его на естественно-научное и гуманитарное. Данная тенденция до сих пор находит свое отражение в специфике содержательных характеристик образовательных программ различных учебных заведений. Ход истории подтверждает, что структурные элементы культуры определяют, в свою очередь, структурные компоненты содержания образования. В то же время современные исследователи, основываясь на данном подходе, утверждают, что достижения культуры, отраженные в содержании образования, переходят в достояние личности и становятся основой развития ее духовности.
С этой точки зрения культура, воплощенная в социальный опыт человечества, определяет совокупность исторически обусловленных средств воспитания и обучения, которые становятся достоянием как личности, так и общества в целом. Поэтому развитие личности происходит за счет первоначального распредмечивания и «присвоения» продуктов как результатов деятельности в духовной и в материальной сферах, их превращения в личностно значимый материал. При этом механизм освоения личностью культуры строится на основе ее интерпретации с точки зрения собственных целей, стремлений и ценностей, т.е. реализуется в сфере культуры посредством активной творческой деятельности человека.
В целом культурологический подход позволяет определить оптимальную совокупность общечеловеческих идей и ценностей, профессионально-гуманистических ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистической технологии собственно педагогической деятельности.
Одновременно происходит реализация следующих условий использования культурологического подхода в образовательном процессе:
- отбор культурологического содержания, обеспечивающего развитие личности как самого педагога, так и учащихся в совокупности их индивидуально-психологических особенностей;
- определение содержания конкретной сферы социально-культурного опыта, осваиваемого в процессе обучения.
Поэтому содержание образования, по мнению Н. В. Бордовской, А.А. Реан и С.И.Розума, должно быть направлено на широкую общекультурную подготовку подрастающего поколения, его активное погружение в контекст общечеловеческой и национальной культуры, поскольку:
- образование — это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры;
- образование есть практика социализации человека и преемственности поколений;
- образование является механизмом формирования общественной и духовной жизни человека и отрасли массового духовного производства;
- образование — процесс трансляции культурно-оформлен-ных образцов человеческой деятельности;
- образование способствует развитию региональных систем и сохранению национальных традиций;
- образование является тем социальным институтом, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества;
- образование выступает в качестве активного ускорителя культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке [7].
В целом культурологический подход к организации образования предполагает нацеленность на освоение общечеловеческих ценностей культуры как поля для осуществления инновационной деятельности в процессе образования. Одновременно реализуется насущная потребность осуществления «диалога культур» (B.C.Библер) на различных уровнях педагогического процесса, что определяет необходимость выявления общего и особенного в этнокультуре. При освоении динамики культуры с прогностической целью изменения собственно процесса образования в соответствии с существующими традициями и тенденциями в качестве источников реформирования выступают потребности различных уровней культурной среды (макросоциума, мезосоциума, микросоциума), а также культура ее агентов и субъектов образовательной системы.
Таким образом, социокультурный механизм развития образования есть совокупность традиций и инноваций, приводящих структуру обучения в соответствие с ее внутренней культурой, которая организуется как непроизвольно, стихийно, так и целенаправленно, планомерно.
Потребность в выявленных подходах возникает в соответствии с принципами общественного обновления и на основе реализации социальных, научных и культурных ценностных ориентиров. В связи с этим культуроформирующая функция образования состоит в определении границ и перспектив индивидуального саморазвития и интериоризации культуры через освоение подрастающим поколением ценностей, традиций, норм общественной жизни, а также «проецирования» соответствующих культурных ценностей в завтрашний день всего общества.
Литература
- Белозерцев Е. П. Образ и смысл русской школы. — Волгоград, 2000.
- Выэ1слецов Г. П. Аксиология культур. — СПб., 1996.
- Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. — СПб., 1992.
- Китаев П.М. Культура: Человеческое измерение. — СПб., 1997.
- Новейший философский словарь. — Минск, 1999.
- Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М., 1995.
- Педагогика и психология: Учебник для вузов / Под ред. А. А. Реан. — СПб., 2000.
- Проект «Концепции структуры и содержания общего среднего образования» — М., 2000.
- Сластенин В.А., Подымова JI. С. Педагогика: Инновационная деятельность. — М., 1997.
- Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. — М., 1990.
- Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. — Ростов н/Д, 1995.