X

УСЛОВИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

В свете реформ, которые уже проведены во многих странах или только выдвинуты в различных документах как отдельных стран, так и международных организаций, реформ, касающихся состояния просвещения и образования, обосновывается утверждение о том, что основу перестройки современных систем образования должны составить требования всеобщности обучения и воспитания, непрерывности образования, горизонтальной и вертикальной «проходимости» системы образования, широкого профиля подготовки, широкого фронта обучения и воспитания, гибкости систем образования, их адаптируемости к переменам, происходящим в области социальной, хозяйственной и культурной жизни. Эти требования, к раскрытию содержания которых мы теперь переходим, остаются в силе также и в условиях, характерных для нашей страны, с которыми они будут прежде всего соотнесены.

Требование всеобщности обучения.

В соответствии с идеей этого требования каждый ребенок должен иметь гарантированный доступ к высшим уровням «образовательной лестницы», включая высшее образование, последипломное обучение и аспирантуру. Единственным показателем его учебной биографии становятся способности и качества характера, а не социальное происхождение, территориальные условия, состоятельность родителей и т. п. Успешная реализация рассматриваемого требования зависит, очевидно, от многих причин, среди которых к важнейшим можно отнести: развитость школьной сети, сети интернатов и учреждений, занимающихся внешкольной работой с детьми и молодежью, а также профессиональные консультации.

С развитием школьной сети, например, связан вопрос доставки сельских детей в школы, лучше организованные, располагающие лучшими кадрами, более богатым оборудованием и учебными пособиями, чем карликовые школы с одним или двумя учителями.

Выдвигается проблема развития сети интернатов при полных средних школах, чтобы таким образом облегчить получение аттестата молодежи из сельской местности или небольших поселков. Вопрос этот заслуживает внимания, в частности, потому, что процентное соотношение сельской и рабочей молодежи в системе общего среднего и высшего образования практически одинаково, т. е. чем больше молодежи рабочего и крестьянского происхождения окажется в средних школах, тем больше станет вероятность роста числа этой молодежи в высших учебных заведениях.

Успешное выполнение требования всеобщности образования зависит и от гарантии всем детям по возможности равного школьного старта. Остается фактом, что некоторые дети достигают школьной зрелости уже в возрасте 5—6 лет, в то время как другие порой имеют значительное опоздание. С целью устранения такого опоздания и смягчения диспропорции нужно организовать при начальных школах специальные выравнивающие классы и окружить обучающихся в них детей педагогической, психологической и врачебной заботой. Эксперименты, которые проводились в Польше в этом направлении, в полной мере подтверждают целесообразность такого рода мероприятий.

Рекомендовано также создание для учеников, отстающих в учебе, особых, переходных выравнивающих групп, имеющих целью ликвидацию дефектов и пробелов в знаниях по одному или нескольким предметам. Такая форма заботы об учащихся заслуживает особого внимания в связи с начатым в ПНР переходом к всеобщему среднему образованию. Стоит отметить, что и в этой области мы располагаем соответствующими результатами исследований. Они свидетельствуют о том, что выравнивающие группы полезны как для борьбы с второгодничеством и отсевом, так и для приобщения учеников к коллективной работе, требующей организационных совместных усилий при разрешении разнообразных теоретических и практических проблем.

Требование непрерывности обучения.

Современная система образования должна не только обеспечивать каждому гражданину свободный доступ к высшим уровням образовательной лестницы, что вытекает из уже рассмотренного требования всеобщности, но и создавать условия для постоянного, систематического повышения уровня уже имеющейся квалификации, для обновления приобретенных знаний. Такая деятельность не может осуществляться исключительно путем нерегулярного самообразования, хотя и эта форма по-прежнему будет играть значительную роль в жизни человека; она должна принять вид институциональной деятельности, систематически организуемой через определенные интервалы времени предприятиями совместно с соответствующими научно-исследовательскими и научно-дидактическими учреждениями. Работа в области повышения профессиональной квалификации и обновления имеющихся знаний перестает быть частным делом отдельных лиц, средством, служащим для удовлетворения их личных интересов; она становится одним из условий дальнейшего прогресса науки и техники, условием развития народного хозяйства и культуры. Благодаря этому она превращается в важную общественную задачу, значение которой будет по-прежнему расти пропорционально скорости накопления человечеством новых запасов знаний о мире.

В этой ситуации система образования должна быть приспособлена к решению последней задачи и, следовательно, обогащена и расширена так, чтобы наряду с традиционными элементами, каковыми являются школы различных типов и уровней, она охватывала и различного типа последипломные формы обучения, а также институциональную докторантскую подготовку (аспирантуру). Уровень таких форм обучения, очевидно, будет различным, поскольку они будут предназначены для выпускников как средних школ, так и высших и даже для лиц, имеющих низшие ученые степени. Многие данные указывают на то, что периодическое участие в такого рода мероприятиях станет для представителей некоторых специальностей обязательным.

Таким образом, оказывается, что в свете требования непрерывности образования ни один уровень обучения, включая и высшее образование, не может рассматриваться как замкнутый и изолированный от других. При этом вертикальная структура, характерная для непрерывного повышения квалификации по данной специальности, чаще, чем теперь, будет пересекаться с горизонтальными структурами, представляющими собой отдельные научные дисциплины. Основанием для таких прогнозов является не только постоянный рост значения междисциплинарных исследований, требующих подготовки, выходящей за рамки одной специальности, но и повышение уровня общего образования людей, работающих в разных областях профессиональной деятельности.

Требование проходимости.

Это требование является одним из самых важных в области модернизации системы образования, ибо от его реализации зависит тесная связь между отдельными элементами, образующими эту систему как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях.

Обеспечение проходимости обучения в вертикальном направлении осуществляется относительно просто, главным образом оно сводится к ликвидации так называемых тупиков. Значительно сложнее обеспечить реализацию этого требования в отношении горизонтальной структуры. В этом случае организационно-структурные изменения в системе образования, обеспечивающие вертикальную проходимость, оказываются недостаточными. Помимо них необходимы также определенные программные изменения, направленные на установление внутренней связи между частями учебного материала, в области родственных предметов и направлений обучения, таких, например, как биология и химия, математика и физика, педагогика и психология. Вполне понятно, что требование горизонтальной проходимости может быть реализовано только в первые годы обучения в средней школе и на первых курсах обучения в высшей, а не в полном цикле обучения, как это имеет место в случае проходимости в вертикальном направлении. Тем не менее даже частичная горизонтальная проходимость обеспечивает определенные преимущества, позволяя, например, замену случайно выбранного предмета или направления обучения тем, который более соответствует интересам и возможностям и уже поэтому заслуживает внимания.

Реализация требования проходимости в горизонтальном направлении может оказаться значительно более простой, если в соответствии с наблюдающимися в этой области тенденциями реформы программ обучения общетеоретическая база специальной подготовки будет расширена и перемещена на последние годы обучения в средней школе и системе профессионального образования.

Если рассмотренные выше требования, касающиеся модернизации системы школьного образования, относились главным образом к вопросам организационно-структурного характера и только частично, как, например, в случае проходимости, — и к программным проблемам, то следующие три требования касаются прежде всего последних вопросов.

Их перечень открывает требование широкого фронта обучения и воспитания. Как учащиеся, так и студенты, начинающие учебу в средней школе или в высшем учебном заведении, уже имеют определенный уровень интеллектуального развития, располагают определенным запасом знаний и умений, приобретенных из внешкольных источников, имеют определенные интеллектуальные потребности и интересы, свойства формирующегося или уже сформированного характера, словом, они не начинают своего школьного образования с нуля. Во время обучения в средней школе или в вузе они подвергаются различным внешним воздействиям: семейная обстановка, ровесники, дополнительные занятия, средства массовой информации и т. д. по-прежнему формируют взгляды и интересы молодежи, поскольку являются для них источником многочисленных знаний о природе, технике, обществе и культуре, поставляют им материал для размышлений, а нередко и готовые образцы для подражания. В этих условиях школа и вуз действительно остаются для учащихся и студентов важными, но не единственными источниками знаний о мире и факторами, формирующими личность.

Было бы ошибкой, если бы современная система образования не учитывала этих очевидных фактов. Поэтому ее создатели стремятся к гармоничному объединению различных внешкольных учебно-воспитательных воздействий на учащихся и студентов с программной работой, считая последнюю главным направлением обучения, а внешкольные воздействия — подчиненными его целям.

Осуществление понимаемого таким образом широкого фронта обучения не является, конечно, простым делом. Не всегда школа добивается желаемых результатов. Например, в семье или в группе учащихся-ровесников, особенно студентов, не всегда можно рассчитывать и на то, что ее дидактические намерения будут учтены или верно отражены прессой, радио и телевидением. Однако опыт последних лет показывает, что такие средства массовой информации, как радио и телевидение, с успехом могут быть вовлечены в сотрудничество в области реализации требования широкого фронта обучения. Доказательством тому служат телевизионные учебные программы, радиопередачи, и прежде всего существование в ПНР Телевизионного политехнического института, деятельность которого, как об этом мы уже писали, получила в свое время заслуженное признание в стране и за границей.

Включение этих и им подобных форм внешкольного обучения, а также профессиональной переподготовки различных категорий трудящихся в программу учебно-воспитательной работы средних школ и высших учебных заведений не только содействовало бы росту привлекательности некоторых видов занятий, но и позволило бы поднять их уровень. Ясно, что для реализации таких стремлений потребуется постоянное и тесное сотрудничество между представителями системы образования и работниками радио и телевидения, ведущими тематику просвещения; потребуется также оснащение школ необходимыми устройствами и аппаратурой, а также методическая подготовка учителей и научно-дидактических сотрудников к рациональному использованию такой формы дидактической работы. Этот труд, а также необходимые финансовые затраты, связанные с воплощением упомянутых стремлений, несомненно окупился бы в сравнительно короткий срок. Об обоснованности этих предложений свидетельствует уже проверенная жизнью практика многих польских учебных заведений и учебных заведений других стран.

Требование широкого профиля подготовки.

В соответствии с этим требованием профессиональное образование на уровне средней школы и специальное образование в высших учебных заведениях должно опираться на широкую основу общего образования. Общее образование позволяет человеку (что просто необходимо в эпоху механизации, автоматизации и компьютеризации производственных процессов) понять теоретические основы своей профессии, предоставляя ему возможность быстрой переквалификации, когда в этом возникает потребность в связи с преобразованиями, происходящими в производственной сфере под влиянием научно-технического прогресса и порождающими необходимость его дальнейшей модернизации. О том, что в результате научно-технической революции происходят стремительные перемены в производстве, что некогда традиционные профессии полностью исчезают или (как, например, в строительстве, где традиционного каменщика сегодня заменяет монтажник строительных узлов, панелей, блоков и т. п.) принимают совершенно другую форму, что, наконец, возникают абсолютно новые профессии, убедительно свидетельствует практика последних лет.

Современная система образования не может оставаться безучастной к этим переменам. Чтобы удовлетворить требованиям современной эпохи и будущего, она должна обеспечить выпускников профессиональных школ и высших учебных заведений широким профилем образования. Содержание такого образования должно складываться из так называемых инструментальных дисциплин, т. е. родного языка, по крайней мере двух иностранных языков и математики, а также направляющих дисциплин. Первые должны стать общими для всех направлений профессионального образования и некоторых специализаций в высших учебных заведениях. Вторые, соответствующие основным видам человеческой деятельности и образующие обширную теоретическую основу для широкого круга родственных профессий, например биология и химия для сельского хозяйства и животноводства, физика — для технических профессий, экономика и право — для административных и т.п., должны утратить свой зачастую очень узкий и практический профиль и приобрести более общий характер, соответствующий как теоретическому, так и практическому аспектам деятельности человека в определенных условиях.

Разумеется, обеспечение учеников основами систематизированных и оперативных теоретических знаний, а также практическими умениями и в области инструментальных, и в области направляющих дисциплин требует увеличения цикла направленного общего образования на период, выходящий за рамки 15-го года жизни, когда большинство молодых людей начинает учебу в разного типа профессиональных школах. Распространение общеобразовательной средней школы, постепенно осуществляемое в соответствии с решением Сейма ПНР от 13 октября 1973 г., несомненно будет содействовать решению этой проблемы в духе требования широкого профиля обучения. Кроме того, в соответствии с этим требованием в некоторых высших учебных заведениях должно произойти перемещение специального обучения на старшие курсы.

Учет требования широкого профиля обучения при осуществлении модернизации школьной системы должен также облегчить реализацию рассмотренного ранее требования горизонтальной проходимости в системе среднего и высшего образования. Увеличивая цикл направленного общего образования, мы тем самым отодвигаем на более поздний период момент выбора профессии, что позволяет снизить число допускающихся в этом вопросе ошибок. Кроме того, обеспечение ученикам и студентам широких, оперативных общих знаний облегчает правильный выбор определенной профессии в рамках данного направления обучения в профессиональной школе или специализации в высшем учебном заведении.

Требование гибкости.

Быстрые темпы прироста научных знаний, происходящие в связи с этим перемены в хозяйственной, общественной и культурной жизни, а также не встречавшаяся ранее акселерация интеллектуального развития детей и молодежи порождают необходимость превращения образования в систему гибкую, легко приспосабливающуюся к новым, постоянно меняющимся условиям жизни.

Такие изменения особенно необходимы в области программ. Современная система школьного образования должна как можно быстрее включать в учебные программы новейшие открытия, теории и даже научные гипотезы.

В связи с этим в учебных планах и программах следует выделить определенное количество часов на проработку с учениками тематики, относящейся к новейшим достижениям науки в области данной дисциплины. Правильно подготовленные к работе учителя сумели бы использовать это время с пользой для интеллектуального развития учащихся.

Большая гибкость нужна и в области организации учебно-воспитательной работы. В современной школьной системе предпочтение отдается главным образом работе со среднеспособными учениками и студентами, в результате чего невосполнимые потери несут слабые и очень способные ученики и студенты. Примером тому служат значительные размеры второгодничества и отсева, а также недостатки, связанные с отсутствием системы занятий с исключительно одаренной молодежью. Поэтому стоило бы ослабить жесткие рамки традиционной классно-урочной системы обучения в начальной и средней школах, например путем предоставления способным ученикам возможности более быстрого окончания учебы, и тщательно анализировать целесообразность оставления на второй год учащихся слабых, но демонстрирующих недостатки в овладении программным материалом только по одному или двум предметам. Возможно, целесообразным было бы создание двух или трех вариантов программы по каждому предмету обучения, что позволило бы особенно способным учащимся, например в области естественно-математических дисциплин, развивать свои способности именно в этом направлении, при одновременном выполнении программного минимума по трудным для них гуманитарным предметам, и наоборот.

При современной системе школьного образования всесторонней заботой со стороны школы должны быть окружены как слабые ученики и студенты, так и учащиеся средние и очень способные. Формы такой заботы могут и должны быть различными, но их общей целью должно стать максимальное развитие способностей каждого ученика или студента. При этом сомнительно, чтобы достижению такой цели содействовал повсеместно используемый метод второгодничества.

Более развитые формы институциональной заботы о студентах нужны и в высших учебных заведениях. Каждой из этих форм должны сопутствовать высокие требования, постоянно обновляемые, хотя и отвечающие возможностям и способностям данного студента. Однако следует помнить, что равенство шансов в области обучения, вытекающее, в частности, из требований всеобщности и проходимости образования, заключается не в том, чтобы все выпускники вузов получали одинаковое образование, а в том, чтобы каждый из них получал те знания, которые соответствуют его способностям и трудолюбию.

Рассмотренные требования наверняка не исчерпывают тех критериев оценки и результатов, которые должны быть найдены, чтобы можно было говорить о четких и однозначных направлениях работы по модернизации системы образования. Список этих критериев следовало бы дополнить, например, требованием экономичности, которое отображало бы потребность принятия оптимальных решений как с педагогической, так и с экономической точек зрения. В список следовало бы включить и требование согласования направлений обучения с перспективными планами развития народного хозяйства и культуры и с вытекающими из них потребностями в специалистах в различных областях деятельности.

Можно было бы предложить и другие требования, формулировка которых, обсуждение и выполнение способствовали бы модернизации системы образования. Не претендуя на исчерпывающий анализ всех этих требований, мы рассматриваем изложенные выше положения только как исходный пункт для дальнейших размышлений и дискуссий.

Аналогичный характер имеют требования, касающиеся модернизации процесса обучения.

admin:
Related Post