X

УЧЕБНЫЙ ПЛАН И ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ

Принятый обществом воспитательный идеал, служащие его реализации цели учебно-воспитательной работы, новейшие достижения и тенденции развития науки, закономерности, определяющие процесс обучения, продолжительность и организация этого процесса, а также принятая теория отбора и построения учебного материала — таковы факторы, которые в конечном счете определяют вид учебных планов и программ общеобразовательной и профессиональной школ.

Учебный план для общеобразовательной или профессиональной специализированной школы содержит полный перечень изучаемых в ней предметов, их распределение по отдельным годам обучения, а также количество часов, выделяемых на изучение каждого предмета как за все время учебы в школе, так и в отдельных классах. Такой план выступает в качестве основы при разработке учебных программ по отдельным предметам.

В отличие от плана, который включает в себя только перечень изучаемых предметов, программа определяет, какими знаниями, умениями и навыками, имеющими определенное познавательное и воспитательное значение, а также в какой последовательности учащиеся должны овладеть.

Обычно учебная программа содержит:

  • вводные замечания, связанные с определением целей изучения данного предмета;
  • учебный материал, включающий основную информацию, понятия, законы, теории, важнейшие гипотезы, принципы, методы, методику работы, алгоритмы, правила деятельности и т. п. из той области научного знания, которая определяет содержание данного учебного предмета;
  • указания о путях реализации программы, а также о методах, организационных формах и средствах, обеспечивающих овладение учебным материалом, предусмотренным для изучения программой.

Из сказанного следует, что содержание программы определяется не только содержанием соответствующей научной дисциплины, но и целями, методами и организационными формами учебно-воспитательной работы, в ходе которой эти факторы соотносятся в свою очередь с формированием личности учащихся и с условиями процесса обучения. Именно поэтому учебные программы не являются простыми уменьшенными копиями соответствующих им научных дисциплин. В конце концов не все учебные предметы, примером чему являются хотя бы занятия в мастерских, имеют свои прототипы среди научных дисциплин.

Предметы, включенные в учебные планы, как правило, делятся на обязательные и факультативные. Первые, содержащие основы знаний о природе, обществе, технике и культуре, образуют единое для всех учащихся содержание образования. Факультативные же предметы, связанные с изучением более специальных вопросов, преследуют цель удовлетворить индивидуальные запросы учащихся. Число факультативных предметов по мере перехода учащихся с низших уровней обучения на высшие обычно растет. При этом они изучаются как в ходе внеурочной работы, так и на уроках.

В большинстве стран учебные планы и программы утверждаются центральными органами просвещения.

Расширяющий блок

В соответствии с Законом ПНР от 15 июля 1961 г., предметы, охваченные учебным планом неполной средней школы, являются обязательными для всех учащихся. При этом в ходе обучения учащиеся овладевают общими основами знаний, позволяющими им продолжать учебу в средней общеобразовательной или профессиональной школе. Только после восьмого класса начинает заметно расти возможность свободного выбора учебных предметов или предметов, отвечающих интересам специализации учебников профессиональной школы. Кроме того, каждый учащийся школы может посещать необязательные занятия (один западноевропейский язык, школьный хор, занятия музыкой, спортом — в неполной средней школе; латинский язык — в средней школе), а также заниматься в технических, научных и художественных кружках.

В учебных планах и программах средней общеобразовательной и профессиональной школ представлены, хотя и в разном объеме, такие группы общих предметов, как: предметы, являющиеся средством общения людей (родной язык и по крайней мере один иностранный); обществоведческие предметы (история, гражданское воспитание); математика, характер которой позволяет отображать количественные зависимости, присущие закономерностям природы, техники, общественной жизни; физическое воспитание и гражданская оборона. Кроме того, планами и программами общеобразовательных и некоторых профессиональных школ предусматривается изучение естественных предметов (биология, химия, физика и география), предметы же художественного и технического характера (практические занятия в мастерских, пластическое воспитание, музыкальное воспитание) изучаются прежде всего в общеобразовательных школах, подобно тому как профессиональные — в профессиональных школах.

Расширяющий блок

В 1977/78 учебном году учебный план восьмилетней школы предусматривал изучение 13 предметов: родной язык, русский язык, история, гражданское воспитание, биология, география, математика, физика, химия, практическо-технические занятия, пластическое воспитание, музыкальное воспитание и физическое воспитание. Кроме того, в перечне учебных предметов находилась гражданская оборона. В I классе изучалось 5 предметов, во II — 6, в III — 7, в IV — 8, в V — II, в VI — 12, в VII — 14, а в VIII классе — 15 предметов.

К необязательным предметам, изучение которых начинается только с V класса, относятся второй иностранный язык, хор, музыка и занятия спортом.

Распределение учебных часов по всем предметам представлено в табл. 2.

 

Таблица 2

Класс

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Количество часов

18

20

22

24

28

30

32

33

 

В классах с V по VIII, кроме того, отводится час в неделю на воспитательную работу.

Распределение учебных часов по отдельным предметам приведено в табл. 3.

 

Таблица 3

Учебный план восьмилетней школы ПНР (на 1977/78 учебный год) Классы I—IV

№ п.п.

Учебный предмет

Класс

В с е-

 

I

II

III

IV

г о

1

2

3

4

5

6

7

8

Польский язык

Природоведение

География

Математика

Практическо-технические занятия

Пластическое воспитание

Музыкальное воспитание

Физическое воспитание

9

5

1

1

2

9

6

1

1

1

2

8

2

6

2

1

1

2

8

2

2

6

2

1

1

2

34

4

2

23

6

3

4

8

 

Всего

18

20

22

24

84

Классы V—VIII

   

Класс

Учебный предмет

       

 

п. п.

 

V

VI

VII

VIII

 

Обязательные

         

1

Польский язык

6

6

5

5

22

2

Русский язык

3

3

3

2

И

3

История

2

2

2

2

8

4

Гражданское воспитание

1

2

3

5

Биология

2

2

2

2

8

6

География

2

2

2

2

8

7

Математика

6

6

5

5

22

8

Физика

2

3

3

8

9

Химия

2

2

4

10

Практическо-технические занятия

2

2

2

2

8

11

Пластическое воспитание

1

1

1

1

4

12

Музыкальное воспитание

1

1

1

1

4

13

Физическое воспитание

2

2

2

2

8

14

Гражданская оборона

1

1

15

Время на усмотрение воспитателя

1

1

1

1

4

 

Всего

28

30

32

33

123

 

Дополнительные

         

1

Западноевропейский язык

3

2

2

7

2

Школьный хор

   

2

 

2

3

Музыкальные коллективы

   

2

 

2

4

Дополнительные занятия но физическому воспитанию и спорту

         

Для сравнения в табл. 4 приведен учебный план 10-летней общеобразовательной школы, введенный в действие с сентября 1978 г. с I класса.

Учебный план 10-летней средней школы

Таблица 4

         

Классы

     

В с е-

п.п.

Учебный предмет

                   

г о

   

1

И

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

 

1

Польский язык

8

9

9

8

7

6

4

4

5

5

64

2

Пластика

2

2

2

1

1

1

1

1

   

11

3

Музыка

2

2

2

1

1

1

1

1

   

11

4

История

     

2

2

2

2

2

2

1

13

5

Обществоведение

               

1

3

4

6

Окружающая среда

2

2

2

             

1

7

География

     

3

2

2

2

2

1

   

8

Биология с эле

     

2

2

2

2

2

2

1

12

 

ментами гигиены

                     

9

Математика

5

5

5

5

5

5

4

3

3

3

43

10

Физика и астрономия

         

2

2

2

3

3

12

11

Химия

             

3

2

3

8

12

Техническая деятельность

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

20

13

Гражданская оборона

               

2

2

4

14

Физическая культура

3

3

3

2

2

2

2

2

2

2

23

15

Русский язык

       

4

4

3

2

2

2

17

16

Западноевропейский язык или латинский язык с элементами истории античной культуры

           

4

3

3

2

12

17

Время на усмотрение воспитателя

     

1

1

1

1

1

1

1

7

 

Всего …

24

25

25

27

29

30

30

30

30

30

280

 

Внеклассная работа

                     
 

а) обязательные

                     
 

занятия

                     

1

предметно-проблемные занятия

         

2

2

4

4

4

16

2

спортивные занятия

     

2

2

2

2

2

2

2

14

Продолжение табл. 4

Обобщая материал этого параграфа, можно сказать, что в традиционной школе основу обучения составляло жесткое соблюдение программы. В начале нашего столетия в связи с идеями «нового воспитания» была провозглашена необходимость и даже предпринимались попытки обучать не опираясь на предварительно отработанные программы, место которых заняло следование текущим интересам учащихся. Попытки эти не выдержали проверки временем, так как обучение, подчиненное меняющимся, нередко случайным интересам учащихся, не способствовало приобретению основ систематизированных знаний о мире. Не завоевала себе популярности и выдвинутая в 50-х годах группой американских педагогов концепция построения программ не по предметам, а в соответствии с так называемыми широкими смысловыми полями (broad fields curriculum), охватывающими материал, относящийся к общественным наукам (история, география), природоведению (химия, физика), к наукам о человеке (биология, история, психология) и т. п. Таким образом, путь, который прошли программы обучения, отражающие содержательный и организационный уровни школьного обучения, идет от ригоризма традиционной школы к более или менее решительным попыткам отойти от них (школа прогрессивистов) в сторону более гибких систем. Примером могут послужить приведенные выше (см. табл. 3 и 4) учебные планы, в которых обязательные предметы выступают наряду с факультативными, классные занятия — в единстве с внеурочными формами работы, а цели, содержание, организация и учебные средства дополняют и взаимно обусловливают друг друга.

admin: