X

ДИСЦИПЛИНА РЕБЕНКА, КОТОРОГО ВОСПИТЫВАЮТ РАЗВЕДЕННЫЕ РОДИТЕЛИ

В любой семье дети не должны быть абсолютно свободными, иначе они могут натворить много бед. Даже самый разумный и очень самостоятельный ребенок всегда нуждается в дисциплине, которую утверждают взрослые. Благодаря накопленному жизненному опыту, нам лучше знать, когда нужно ложиться спать, и можно ли есть перед обедом конфеты. Пускать поведение детей на самотек — слишком рискованное занятие. Поэтому дисциплина должна быть в любой семье, особенно в неполной, где детей воспитывает один родитель.

Почему именно в неполной семье этот вопрос стоит особенно остро? Если одинокой матери помогают тети, бабушки и дедушки, у каждого из которых свои взгляды на воспитание, и при этом мать целиком и полностью полагается на них (потому что самой нужно работать), то малышу просто необходимы четкие правила поведения, из которых ему самому будет ясно, что можно, а что нельзя. Определенные правила поведения также нужно выработать и в том случае, когда кто-то один — мать или отец — воспитывает ребенка. Тогда малыш становится серьезным помощником и даже напарником родителя, что возвышает его в собственных глазах. Но для того чтобы малыш не подвел вас в трудную минуту, заключите с ним договор, из которого он может вынести много полезного для себя. Чтобы так оно и было, то есть, чтобы правила не стали сплошными запретами, вам необходимо тщательно продумать, как расширить или хотя бы не ущемить свободу ребенка, чтобы он был заинтересован в выполнении ваших требований.

Во-первых, объясните малышу, что правила помогают избегать конфликтов и следующих за ними наказаний, что одинаково неприятно как родителю, так и ребенку.

Во-вторых, правил должно быть немного, чтобы не запугать дитя слишком большими ограничениями.

В-третьих, правила необходимо разделить на четыре группы. Рассмотрим каждую группу в отдельности.

  1. Правила, предусматривающие полную свободу ребенка в определенных занятиях и поступках. Например, малыш сам решает, кого из друзей приглашать в гости по воскресеньям, какие книги читать, какую одежду надевать на прогулку (естественно, по сезону) и т. д.
  2. Правила, также предполагающие свободный выбор ребенка, но в определенных границах. Например, малышу разрешается делать уроки в любое время, но не позднее 20 часов. Или он может посмотреть любой детский видео или DVD-фильм, но в течение 1 часа. Он может съесть на завтрак или бутерброды или кашу — как ему захочется, но не чипсы и мороженое. Такие ограничения стоит заранее обсудить с ребенком и объяснить их необходимость.
  3. Правила, которые действуют обязательно, но которые в то же время можно не соблюдать в особых исключительных случаях, например, каждый день ходить в школу или ложиться спать в 21 час. Ребенок должен понимать, когда можно, а когда нельзя сделать исключения. Например, семья переезжает на новую квартиру. В этот день ребенок может не пойти в школу или лечь спать позже обычного. Или в результате аварии в квартире отключили электроэнергию, и ребенок не смог сделать уроки до 20 часов. Свет дали только в девять часов вечера, когда пора уже ложиться спать. В этом случае можно разрешить ребенку не делать уроки, а написать записку учительнице.
  4.  Но есть правила, которые непозволительно нарушать ни при каких обстоятельствах. Например, переходить дорогу на красный сигнал светофора, баловаться со спичками, обижать младших или грубить старшим. Это ребенок должен усвоить твердо.

В-четвертых, после развода мамы и папы ребенок особенно трепетно относится к родителю, с которым он остался. Каждое ваше замечание или наказание он склонен преувеличивать, делая из него вывод, что он теперь не только ушедшему отцу, но и вам не нужен. Поэтому с наказаниями будьте осторожнее. Лучше еще раз объясните ребенку смысл ваших требований и покажите, как вы его любите, несмотря на это досадное недоразумение (проступок ребенка).

В-пятых, никогда не унижайте ребенка при наказании. Самый лучший способ дать понять малышу, что он был неправ — лишить его привычных развлечений. Например, по воскресеньям вы ходите в зоопарк или на аттракционы. Если малыш накануне как-то скомпрометировал себя, например, обманул вас и не сделал уроки или ударил соседскую девочку, вы можете поговорить с ребенком и, с чувством досады, объяснить ему, что из-за его проступка придется отменить воскресную прогулку. При этом надо рассказать малышу, как вы сами сожалеете, что придется провести свободное время дома, но за проступок надо отвечать, ничего не поделаешь. Ребенок не будет долго обижаться на вас, но зато усвоит, что он поступил нехорошо. Скорее всего, он постарается больше так не делать.

Перечислив основные правила, частично ограничивающие детскую свободу, вы можете даже написать их на бумаге и торжественно вручить малышу. Такая договоренность прибавит вес и «законность» вашим требованиям, а ребенок почувствует себя взрослее, и будет стремиться не нарушать «контракт».

Если РЕБЕНОК СТАЛ ВОРОВАТЬ

Воровство — слишком категоричное слово, чтобы применять его к маленьким детям, для которых пока не существует понятий «мое» и «чужое». Если двухлетний малыш взял в песочнице машинку другого мальчика и захотел забрать ее домой, это нельзя расценивать, как попытку присвоить чужое. Хотя уже в этом возрасте ребенку необходимо объяснять, что игрушка ему не принадлежит, значит, он не вправе ей распоряжаться. Только после трех лет у ребенка начинает формироваться самосознание.

Когда он достигает школьного возраста, то, как правило, уже хорошо понимает, что взять без спроса чужую вещь — значит, украсть ее. Но и в этом случае, не стоит вешать на ребенка позорный ярлык «воришки». Этим вы только запрограммируете его на криминальное будущее. Ведь не зря говорят, что если человеку постоянно говорить, что он свинья, он непременно захрюкает. Я не открою большого секрета, если сообщу, что единичные случаи воровства в детском или даже подростковом возрасте встречались и у вполне достойных людей. Дело в том, что мотивы этого поступка могут быть разными. Важно, чтобы родители не клеймили позором своего сына или дочь, а помогли разобраться в себе, в том, что побудило совершить кражу.

Одна из причин кроется в очень сильном желании завладеть вещью. Такое желание невозможно преодолеть, и ребенок идет на воровство, но сознает, что делает плохо, и очень стыдится своего поступка. Если в семье все благополучно, он не ощущает одиночества и эмоционального голода, то есть его любят и понимают, то такой ребенок больше никогда не повторит содеянное. Другое дело, если малыш или подросток чувствует себя ненужным, если он получил серьезную душевную травму, к тому же у него не хватает силы воли, и в его семье не особенно соблюдаются нравственные принципы. Тогда воровство может стать реакцией на обстоятельства, в которые он попал. Об этом необходимо помнить родителям, которые разводятся. Во время ссор они часто забывают о ребенке, полностью поглощенные выяснением своих отношений. Малыш чувствует себя отверженным, а если это подросток, то он стремится найти утешение в кругу сверстников, чаще всего не из самой лучшей компании. В отместку родителям, а также с целью завоевать уважение в новом окружении, подросток может совершить кражу или другой недостойный поступок и даже попробовать наркотики или алкоголь. Таким способом он будет самоутверждаться в жизни, если ему вовремя не помочь.

Как вести себя родителям, ЗАПОДОЗРИВШИМ РЕБЕНКА В ВОРОВСТВЕ

  1. Если вы только подозреваете, но не уверены в воровстве ребенка, никогда не обвиняйте его, иначе вы можете нанести ему душевную травму и поселить в нем неуверенность в себе и чувство обиды.
  2. Помогите ему сознаться в краже, если твердо знаете, что это сделал он, но не настаивайте и не требуйте признаний. Найдите способ пробудить в нем желание рассказать все самому.
  3. Не оставляйте его один на один с ответственностью за этот проступок: пойдите вместе с ним, чтобы вернуть вещь хозяину. Пускай он почувствует вашу поддержку, это придаст ему уверенности в себе.
  4. Не называя поступок ребенка «воровством», дайте ему понять, что вам очень досадно и неприятно то, что произошло. В спокойной дружелюбной обстановке обсудите мотивы его поступка и способы выхода из положения. Послушайте, что предложит он сам.
  5. Если ребенок дошкольного возраста, то простых объяснений, что этот поступок очень нехороший, бывает вполне достаточно. Конечно, при условии, что в семье сохраняются теплые эмоциональные отношения.
  6. С подростком дело обстоит сложнее, тем более, если он переживает эмоциональный кризис. Но доверительная беседа и в этом случае поможет наладить контакт и предотвратить повторение нехорошего поступка. Лучше, если у ребенка с раннего возраста будет постоянный круг общения со сверстниками по интересам. Для этого лучше всего занимать ребенка в кружках и спортивных секциях, где он всегда будет иметь друзей и эмоциональную поддержку, которая поможет уберечь его от дурных компаний и непредсказуемых поступков.

Оставшемуся с ребенком родителю необходимо помнить, что тяжело не только ему. Сыну или дочери тоже не сладко, а порой и гораздо труднее. Не отдаляйтесь от ребенка еще больше, если заметите, что он совершил кражу или другой аморальный поступок. Чтобы это не стало для него нормой, придите к нему на помощь, проявив любовь и терпение.

Ребенок и стресс

Стресс — это повышенное эмоциональное напряжение. Его могут вызвать любые серьезные перемены в жизни ребенка, к которым относится и развод родителей. Это очень большое испытание для малыша и подростка. Каждый ребенок в силу своего возраста и своей эмоциональной устойчивости реагирует на это событие. Но практически всегда оно является сильным стрессовым фактором для него. Дополнительным источником переживаний становятся другие перемены, совпадающие по времени с размолвкой самых близких для ребенка людей. Например, если в этот период малыш поступает в первый класс, что само по себе вызывает сильное эмоциональное напряжение в связи с новым укладом жизни и новым статусом ученика. Другие причины стресса — конфликт с учителем, переезд на новую квартиру, переутомление или чрезмерное сидение у телевизора. В зависимости от темперамента и склада нервной системы, дети по-разному реагируют на стресс и одну и ту же ситуацию воспринимают неодинаково. Один ребенок спокойно вливается в новый коллектив при поступлении в новую школу, другой — тяжело переживает даже небольшую ссору со своим приятелем. Для кого-то тройка по математике — обычное явление, другой страдает даже из-за четверки. Не только неприятные, но и радостные события в жизни могут вызывать состояние стресса, например, неожиданный сюрприз или поездка на вечеринку к друзьям.

Совсем избежать стрессовых ситуаций невозможно, да это и не нужно, ведь стресс закаляет и мобилизует человека, когда это необходимо. Другое дело, если стресс становится хроническим. Тогда он не помогает в борьбе с обстоятельствами и не способствует выходу из кризиса, а лишь утомляет нервную систему и разрушает личность. Слишком сильный стресс, который называют дистрессом, опасен для организма, потому что вызывает сильнейшее перенапряжение нервной системы. Взрослому человеку легче понять состояние ребенка, ведь он сам не может выразить то, что с ним происходит. Поэтому, как бы ни тяжело вам было переживать развод, постарайтесь быть ближе к своему ребенку и не пропустить стрессового состояния, в котором ему потребуется ваша немедленная помощь.

Симптомы ДЕТСКОГО СТРЕССА

  1. Повышенная утомляемость, ухудшение памяти, головные и другие боли неясного происхождения.
  2. Частая раздражительность или постоянная подавленность, вспышки беспричинного гнева, нарушение сна и появление навязчивых страхов.
  3. Усиление невротических явлений — тиков, заикания и др., которые наблюдались в раннем возрасте.
  4. Агрессивное поведение по отношению к сверстникам или к родителям.
  5. Отказ от еды или наоборот, неуемный аппетит.
  6. Впервые появившиеся случаи воровства.

Если у взрослых людей есть опыт борьбы со стрессом, и уже выработаны способы реагирования на это состояние, то дети оказываются беззащитны перед ним. Поэтому вам необходимо принять самое активное участие в жизни ребенка. Это вовсе не означает, что детей надо ограждать от стрессов и держать в «тепличных» условиях. Задача родителей — воспитать в малыше стрессоустойчивость, то есть научить его снимать психическое напряжение и выработать способность противостоять стрессу Ребенок должен чувствовать, что он получит поддержку, причем не только у вас, но и у верных друзей, доброй учительницы (если она действительно добрая), психолога. Это должны быть не просто слова, а конкретная помощь.

Вы можете научить ребенка снимать нервное напряжение теми способами, что практикуете сами.

Приемы эмоциональной разрядки

  1. Физические упражнения— прекрасный способ снятия стресса. Поиграйте с ребенком в футбол, бадминтон, теннис или просто догонялки.
  2. Если не хотите двигаться, порвите на клочки газету и устройте «бомбометание» скомканными из газеты шариками.
  3. Предложите ребенку позвонить по телефону подружке или другу.
  4. Прогулка на природе хорошо расслабляет и успокаивает нервную систему. Научите ребенка любоваться закатом солнца, играть у воды в камешки.
  5. Прекрасный способ снятия стресса — вызывать в памяти веселые эпизоды из жизни или образы приятных людей.
  6. Предложите ребенку рисовать и рисуйте вместе с ним. Пусть он выразит свои чувства на бумаге.
  7. Подростку можно предложить вести дневник. Это очень хорошо отвлекает и успокаивает в трудной ситуации. Свои эмоции человек как бы передает бумаге.
  8. Поговорите с ребенком о его страхах и о том, что они не могут длиться долго, ведь со временем это острое ощущение притупляется. Поэтому скоро все пройдет и ему опять будет хорошо.

Если ребенку не помогают никакие способы самоуспокоения, или ситуация с самого начала зашла слишком далеко, и малыш испытывает очень подавленное эмоциональное состояние, его преследуют сильные страхи, он длительное время отказывается от еды, ему требуется помощь психотерапевта или невропатолога. В этом случае не рассчитывайте только на себя, а покажите малыша специалисту. Успокоительные средства, массаж, водные процедуры и беседы с психологом помогут вашему ребенку вновь обрести спокойствие и радость.

Детская тревожность, как следствие развода родителей

Люди испытывают тревогу в необычных обстоятельствах, когда чувствуют какую-либо угрозу. Тревога — это естественное ощущение, которое помогает человеку быть бдительным и мобилизовать свои силы для преодоления жизненных проблем. Все эти ощущения свойственны и ребенку Он тоже начинает беспокоиться, когда в его семье что-то меняется. Малыш пока не понимает, что происходит, но догадывается, что это нечто опасное, страшное и непредсказуемое.

Откуда ребенку знать, что последует за тем, что папа вдруг ушел из семьи. Может быть, потом уйдет и мама? И он останется совсем один? Ему приходят в голову самые ужасные и странные с нашей точки зрения мысли, но для него они просты и понятны. То, что случилось в его семье, никогда раньше не было, значит, это страшно и опасно, — думает малыш, и тревога нарастает в его душе. Он начинает присматриваться и прислушиваться к маме, ловит каждую ее негативную эмоцию, еще больше убеждаясь в том, что его тревога оправдана: ему действительно грозит опасность. Если не успокоить малыша и не развеять его опасения, чувство тревоги станет хроническим, и он начнет беспокоиться по любому поводу, испытывая безотчетный страх и неопределенное ощущение угрозы. Любое событие будет восприниматься ребенком как опасное. Тревожность влечет за собой другие проблемы: чувство подавленности, недоверия к миру, трудности в общении. Повышенная тревожность — очень опасное явление, поэтому ваша задача вовремя заметить это состояние у ребенка и сразу придти к нему на помощь.

Как предотвратить детскую тревожность

Чтобы предотвратить развитие тревожности у ребенка, обратите внимание на следующие моменты в вашем поведении и во взаимоотношениях с ним.

  1. Не впадайте в уныние и в отчаяние при неординарных обстоятельствах, к которым относится и развод, чтобы не «заразить» этим состоянием ребенка.
  2. Не пугайте ребенка всевозможными опасностями, которые «подстерегают его на каждом шагу», а объясните только необходимые меры безопасности.
  3. Не требуйте от ребенка результатов, которые выше его сил, чаще одобряйте действия малыша, как можно меньше осуждайте его и ругайте его.
  4. Искренне верьте в успех всех его начинаний, чтобы ваша вера помогла ему приобрести уверенность в себе и не тревожиться напрасно.
  5. Не навязывайте малышу ощущение враждебности мира, то есть не говорите о плохом, а убеждайте его в том, что в жизни больше хороших и добрых людей.
  6. Используйте различные методы релаксации и психотерапии. К последним, в частности, относится «сказкотерапия». Придумайте сказку о том, как один герой всего боялся, и у него ничего не получалось, а другой верил в успех и всегда добивался цели. Малыш захочет подражать второму герою, ведь сказки учат людей преодолевать трудности и верить в лучшее. Обращайте внимание ребенка на воображаемых героев чаще, чтобы он усвоил и перенял манеру поведения уверенных в себе персонажей. Тогда он получит надежду, которая поможет ему побороть страх и поверить в успех.
Natali: