КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ ДУРНОГО ВЛИЯНИЯ СВЕРСТНИКОВ


Самые большие опасности подросткового периода

Риск того, что ваш ребенок может пристраститься к наркотикам или алкоголю именно в подростковом возрасте, велик, особенно если учесть то, то он воспитывается в неполной семье. Я постараюсь проанализировать наиболее опасные факторы, на которые следует обратить внимание родителям.

  • Неспособность войти в мир взрослых без борьбы. Подросток чувствует, что родитель не хочет считать его взрослым и ведет себя с ним, как с маленьким ребенком, диктуя свои условия и подавляя в нем личность.
  • Резкое падение самоуважения при противодействии семьи и школы. Ребенок не может реализовать свои планы, показать свои взрослые возможности, поскольку родитель и учителя не дают ему этого сделать.
  • Материальные и эмоциональные проблемы в семье. Родитель пытается решить материальные проблемы, забывая о ребенке. В результате между ним и сыном или дочерью возникает эмоциональное отчуждение. Этот фактор риска возрастает, если подросток не имеет возможности общаться с другим родителем, или его отношения с ним еще хуже, чем с тем, кто его воспитывает. Ребенок чувствует себя совсем одиноким.
  • Неспособность освоить взрослое социальное пространство. Подросток по тем или иным причинам не ощущает себя взрослым или не хочет себя им ощущать. В результате пространство его взаимоотношений в позиции диалога «взрослый» — «взрослый» нарушается.
  • Жесткое воспитание, отсутствие в семье ласки и взаимопонимания, формальные отношения между ребенком и родителем. Ребенок с детства воспитывается в спартанских условиях. Родитель, с которым он живет, взял на себя только материальную заботу о подростке, а также оценочно-кон-тролирующие функции. Другими словами, мама (папа) такого ребенка считает, что ее долг заключается только в материальном обеспечении подростка и контроле за ним. Доверительные, партнерские отношения в такой семье отсутствуют.
  • Наличие близких родственников, страдающих алкогольной или наркотической зависимостью. Если развод родителей произошел по причине алкогольной или наркотической зависимости матери или отца ребенка, последний может быть генетически предрасположен к употреблению спиртных напитков или наркотиков. Кроме того, он с детства мог запомнить, что с того, кто находится под действием наркотиков или алкоголя, нет никакого спроса, ему многое прощается и списывается со счетов.
  • Неприятие личности подростка со стороны компании сверстников. Мальчику или девочке приходится отказываться от собственного «я» и жить по законам, которые диктуют ему ровесники.
  • Непризнание хороших качеств характера в значимой для подростка компании сверстников. Такое поведение ровесников порождает у подростка низкую самооценку. Стремясь повысить ее и не в состоянии этого сделать, он сильно страдает.
  • Преобладание имитационного поведения, то есть желание быть как все. Если у подростка занижена самооценка, а в компании у него есть признанные авторитеты, которые, например, больше общаются с ребятами, выбравшими стиль поведения не такой, как у него, подросток стремится походить на них.
  • Высокая степень зависимости от ситуации. Ребенок боится противостоять сложившейся ситуации, и потому поступает так, как она ему диктует.
  • Необходимость принадлежности к какой-либо подростковой компании, как средство утверждения собственного «я». Подросток не может понять, где кончаются границы «я-концепции» и начинаются границы «мы-концепции».
  • Отсутствие близких друзей. Если родитель ограничивал общение ребенка со сверстниками, пытаясь полностью привязать его к себе и стать для него лучшим другом, в подростковом возрасте мальчик или девочка сильно ощутит отсутствие близкого общения со сверстниками, почувствует себя одиноким, всеми покинутым и потому несчастным.
  • Отсутствие успеха у лиц противоположного пола. Если ребенок получил пуританское воспитание, и родитель всегда ругал его за «непристойное» поведение, у него мог сформироваться комплекс неполноценности, мешающий ему общаться со сверстниками противоположного пола. В глубине души он мечтает о любви и нежной дружбе, но его останавливают запреты родителя и страх, показаться «развратным».
  • Неспособность противостоять стрессу, стремление получить от жизни все «здесь и сейчас», неумение добиваться поставленной цели — это последствия неправильного воспитания. Ребенок живет в тепличных условиях, ему позволено все, родитель ни в чем ему не отказывает и решает за него все проблемы. Достигнув подросткового возраста, мальчик или девочка, столкнувшись даже с самыми легкоразрешимыми проблемами, впадает в депрессию, поскольку не привык даже к малейшим жизненным трудностям.
  • Ранимость, обидчивость и эмоциональная неустойчивость. Ребенок не способен адекватно выражать свои чувства и не умеет контролировать их. В результате он или замыкается в себе, или подгоняет свои эмоции под эмоциональный ряд близкого окружения.
  • Повышенная внушаемость. Ребенок привык делать то, что ему внушает родитель или люди, которым он доверяет. Если компания сверстников является для него признанным авторитетом, он легко поддастся любому внушению.
  • Стремление к получению удовольствия оказывается выше навыков самоконтроля. Если родитель постоянно говорит ребенку, что, например, не может контролировать себя, когда что-то очень сильно хочется, и показывает это сыну или дочери на собственном примере (например, мама, зная, что ей нельзя есть пирожное, все равно съедает его, при этом просто виновато улыбаясь), подросток копирует поведение взрослого и такой же легкостью нарушает запреты.
  • Комплекс неполноценности. Когда низкая самооценка сочетается у ребенка с завышенным требованием к себе, наркотики и алкоголь часто становятся главным способом ее повышения.
  • Несформированность морально-этических норм и принципов. Если родитель не привил ребенку моральные нормы и принципы, подросток просто неспособен на правильную оценку своих действий и на раскаяние в силу отсутствия внутреннего конфликта.
  • Экстернальный локус контроля. Эта сложная психологическая формулировка означает всего лишь неготовность подростка принять на себя ответственность за собственные поступки. Он перекладывает ее либо на родителя, либо на учителей, либо на ровесников, имеющих авторитет в компании.
  • Критичное отношение к миру взрослых. Если ребенок воспитывался в семье, где конфликты и взаимные оскорбления были обычным делом, он может отказываться вступать во взрослую жизнь, считая, что его ждет то же, что и членов его семьи. Он уверен, что все взрослые — злые и лживые. Он не желает становиться взрослым, но, естественно, ничего не может поделать со своим взрослением.
  • Повышенная конфликтность, противостояние авторитетам. Как правило, этот фактор сочетается с неспособностью подростка найти правильный выход из конфликтной ситуации. Он постоянно со всеми ссорится, его никто не любит и не уважает.
  • Неспособность обращаться за помощью к взрослым в стрессовой ситуации. Если родитель воспитывал ребенка в строгости и с раннего возраста начал приучать его к самостоятельности, ошибочно предположив, что при этом малыш обязан решать все свои проблемы сам, ребенок со временем действительно перестает обращаться за помощью к маме и папе, не желая огорчать их своей несамостоятельностью. Он привык, что ему не стоит ждать помощи от родителя, какой бы сложной не оказалась проблема, с которой он столкнулся.
  • Отсутствие или незрелость механизмов логического мышления. Если родитель не развивал с детства у ребенка логическое мышление, в подростковом возрасте он не сможет анализировать ситуацию во всей ее полноте.
  • Отсутствие личных интересов и хобби. Если у ребенка нет никаких увлечений, ему становится скучно. Причем скука в этом случае проявляется как инфантильность личности, неспособной найти себе дело по душе.
  • Неуверенность в собственных силах, страх за свое будущее. Если родитель чувствует неуверенность в себе, это передается и ребенку. Причем последний, переживая за маму или папу, ощущает двойной страх, поскольку знает, что родитель не сможет ему помочь стать сильнее и увереннее.
  • Игромания, компьютерная и Интернет-зависимость.
  • Перенесённые в детстве травмы головного мозга.
  • Неудовлетворённость собственным внешним видом и его несоответствие идеалам, принятым в среде сверстников.
  • Отставание в развитии но сравнению с ровесниками.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт