X

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ

Неправильное отношение и слишком жесткие требования часто приводят к невротическим расстройствам у детей и влияют на их характер. Поэтому рассмотрим основные ошибки в воспитании. Зная их, вы сможете пересмотреть свои требования и оградить малыша от грубости и бестактности учителей.Ошибка 1

Ребенок не понимает объяснений, и родители или педагоги упрекают его в невнимательности или в том, что он не хочет думать. Детям трудно долго удерживать внимание на заданном объекте, поэтому они непроизвольно отвлекаются. Если вы будете возмущаться и кричать на ребенка, его внимание еще больше ослабнет, потому что ваша реакция будет для него слишком сильным раздражителем. Резкие и грубые упреки утомляют нервную систему и вообще подавляют способность воспринимать и соображать. Ребенок становится заторможенным и вялым или, наоборот, слишком суетливым. В таком состоянии он вообще не может осмыслить то, что вы говорите. Если учительница в классе ведет себя именно так, у детей формируется условный рефлекс на ее поведение. При первом же окрике или даже суровом взгляде ребенок впадает в то же состояние. В результате ученик привыкает быть «глупым» и смиряется со своей ролью, даже не стараясь внимательно слушать и самостоятельно соображать. Ошибки таких педагогов часто ломают детскую психику.

Исправление ошибки

Учителя исправить невозможно, лучше перевести ребенка в другой класс или учебное заведение. А вот родители должны проявлять максимум благожелательности и терпения, чтобы малыш сам захотел воспринимать информацию и думать.

Ошибка 2

Ребенок ленится делать домашние задания, выполнять указания учителя в школе. Его обвиняют и упрекают в этом. Если вы обнаружили, что ребенок ленится делать уроки, думать над заданиями, выполнять другую обязательную работу, ищите ошибки в своем поведении. Дети имеют огромный потенциал, они готовы и могут обучаться многому, но есть такие вещи, которые их психика не воспринимает, тогда это вызывает резкую негативную реакцию. К ним как раз и относится грубое воздействие на ребенка, резкое негативное отношение к нему во время занятий. Проще говоря, кода ребенка заставляют, понукают, употребляя эпитеты «бездельник» или «тупица», это вызывает у него протест и блокирует все мыслительные способности. Так в нем зарождается та самая леность, в которой вы теперь его вините.

Вторая причина «лени» состоит в неверии в положительный результат. Если ребенок понимает, что работа трудная, и у него ничего не получится, естественно, у него не возникает никаких побудительных сил ее делать. Вспомните себя — взрослые часто поступают также. Равнодушие к результату работы или оценке, которую ему поставит учитель, появляется вследствие перегрузок и усталости.

Исправление ошибки

Не кричите и не требуйте, а проявляйте такт и терпение. Если ребенок помимо школы занимается в каких-то кружках или секциях, не следует заставлять его ходить туда против желания. Только удовольствие и положительные эмоции, полученные от дополнительной учебы, смогут компенсировать нагрузки, которые он испытывает. Только тогда эти занятия пойдут на пользу. Физически ослабленные или только что перенесшие болезнь дети не могут выдержать длительных занятий, которые, как им кажется, никогда не закончатся. Чем младше ребенок, тем более выражена эта зависимость от физической усталости. Поэтому они утрачивают стимул к получению знаний, у них появляется страх перед учебой. Таким детям нужно больше отдыхать, делать перерывы с активной физической и эмоциональной разрядкой.

Ошибка 3

Мама или учительница в школе требуют немедленного и четкого выполнения задания. Но ребенок ошибается и вновь проявляет невнимательность, вызывая у них раздражение и упреки. Ребенок всему учится: долго сидеть за партой, делать домашние задания в срок, заниматься уроками в тот момент, когда особенно хочется поиграть в футбол. Он должен научиться настраиваться на учебу так, чтобы она не была ему в тягость. Поэтому любой ваш приказ, такой как «Садись и делай», не прибавит ему желания, а наоборот, оттолкнет. Если вчера он выполнил задание хорошо и старался, то сегодня у него может быть не то настроение, да он и забыл, что такое быть внимательным.

Исправление ошибки

Повторяю: ребенок всему только учится, и внимательность тоже вырабатывается со временем, поэтому нельзя форсировать этот процесс. Нужно просто тренировать ее, терпеливо и без упреков побуждая ребенка к необходимым действиям, и ста-рась вызвать при этом у него максимум положительных эмоций. Кроме того, необходимо постоянно закреплять результат. Только тогда внимательность войдет в привычку. В этом нуждаются не только учащиеся младших классов, но и подростки, которые переживают внутренние перестройки в организме и перелом в психическом развитии. Итак, только благожелательное отношение взрослых поможет ребенку стать внимательным и усидчивым.

Ошибка 4

Ребенок постоянно находится под давлением родителей или преподавателей. Нажим авторитарных взрослых лишает его самостоятельности и вселяет неуверенность в собственных силах. Кроме того, ребенок оказывается в эмоциональной зависимости от родителя или другого взрослого, и он может испытывать чувство постоянной неудовлетворенности в жизни. Последствия этого давления порой проявляются всю жизнь, потому что в мозгу остается стойкая доминанта — очаг возбуждения, который является своеобразным цензором всех мыслей и поступков, совершаемых человеком. Эта доминанта лишает человека возможности действовать и мыслить свободно, ставит его в узкие рамки, подрывая тем самым нервную систему. На чем бы не была основана авторитарность — на любви или ненависти, она наносит одинаково сильный урон психике ребенка. Его поведение впоследствии может колебаться от крайней застенчивости до аффективных выпадов.

Исправление ошибки

Исключить авторитарные отношения между собой и ребенком, перестать оказывать на него психологическое давление, а проще говоря, вспомнить о том, что перед вами такая же личность, как и вы, имеющая право на свободу. Требования родителей и учителей должны быть разумными и ограниченными определенными правилами. Отвечать на уроке литературы только так, как считает учитель — это не разумное, а ставящие в жесткие рамки ученика требование. Литература — предмет гуманитарный, помогающий раскрепостить ребенка, научить его думать и высказывать свои мысли вслух. Находясь под давлением учителя, он никогда не научится этому, а наоборот, станет зажатым. Требование родителей чистить зубы перед сном — разумное, а вот наблюдение за каждым шагом ребенка, контроль над всеми его действиями — это уже прямое давление, которое сначала тяготит малыша, а потом входит у него в привычку, в результате чего ребенок без неусыпного контроля родителей не может сделать ни одного самостоятельного шага.

Natali: