Разветвленная программа


Шеффилдский метод

Стремление к объединению линейных программ с разветвленными привело к появлению так называемого смешанного программирования, которое было разработано британскими психологами из университета в Шеффилде.

Для него характерны следующие особенности:

• Учебный материал делится на различные по объему части (порции, шаги). Решающими основаниями деления при этом являются: дидактическая цель, которая должна быть достигнута благодаря изучению данного фрагмента программированного текста с учетом возраста учащихся и характерных особенностей темы. Если, например, полагается, что программа должна быть для учащихся единственным источником знаний по данной теме, то она должна быть более обширной, чем в случае осуществления ею только контрольной или корректирующей функции. В программе, разрабатываемой для учащихся младших классов, объем рамок, как правило, будет меньшим, чем в текстах для студентов. Наконец, содержательные и логические связи, существующие между отдельными блоками информации, обусловливают определенную тематически замкнутую совокупность, целостность передаваемой информации, что также оказывает влияние на объем рамок в смешанной программе.

• Учащийся дает ответы как путем их выбора, так и в ходе заполнения пробелов, имеющихся в тексте. Основным фактором, определяющим, какая из рассмотренных возможностей будет реализована автором программы (т. е. выбор ответа или заполнение пробелов), является дидактическая цель, которой он стремится достичь. Например, скиннеровский принцип подбора ответа используется главным образом в корректировочных рамках, чтобы облегчить учащимся безошибочное овладение материалом, с которым они сталкиваются повторно.

 

Разветвленная программа

Рис. 9. Схема смешанной программы [по: Sime М. The Elements of а Teaching System. В.: К. Austwick (red.). Teaching Machines and Programming. Oxford—London—Edinburgh. 1964, Pergamon Press]: M — информация (знания и основные умения); 5 — корректирующая информация, связанная с содержанием основной информации; R — корректирующая информация, не связанная непосредственно с основной информацией; Т — вопросы, касающиеся содержания основной информации

 Кроудеровский принцип выбора ответа используется в так называемых основных рамках, которые заключают наиболее важную информацию:

Учащийся не может перейти к следующей рамке программы, пока хорошо не овладеет содержанием предыдущей. Это положение является общим для всех вариантов дидактического программирования, однако в смешанном программировании ему придается особое значение, поскольку авторы смешанных программ предвидят возможность не только индивидуальной, но и групповой работы с программированным текстом. Успех последнего, по мнению авторов, еще более зависим от строгого соблюдения рассматриваемого положения, чем успех работы индивидуальной.

• Содержание отдельных рамок дифференцируется применительно к способностям, проявляемым учениками, а также к степени их продвинутости в учебе по данному

предмету. С учетом этого положения смешанная программа ближе к разветвленной, в которой, как мы помним, индивидуализации подвержено и содержание, и темп учения.

• В смешанном программировании, как в линейном и разветвленном, действует принцип дифференциации трудности и прочности знаний, приобретаемых учащимися. В тех разновидностях смешанного программирования, которые мы называем блочным, противопоставляя их шеффилдскому программированию, особое внимание уделяется принципу оперативности знаний учащихся, а также объединению в обучении теории с практикой.

Структура смешанной программы в шеффилдском варианте графически изображена на рисунке 9.

Шеффилдская версия смешанной программы в отличие от программ, описанных выше, до настоящего времени не вызывала особых возражений. Причиной тому может оказаться тот факт, что эта программа сравнительно мало распространена и ее достоинства и недостатки еще не выявлены в ходе серьезных эмпирических исследований.

Закрепляющий блок

Смешанная программа (шеффилдский вариант)

1. Шеффилдский вариант смешанной программы представляет собой комбинацию принципов, лежащих в основе … и … программ

2. Учащийся, который изучает шеффилдский текст, формулирует свои ответы как путем их …, так и путем выбора (распознания)

линейной; разветвленной

построения

3. Величина шагов в шеффилдской программе (различна, одинакова)

различна

4. В смешанной программе (… вариант) индивидуализации подлежит {темп учения, содержание обучения, темп и содержание обучения)

шеффилдский

темп и содержание

обучения

5. Настоящая программа представляет пример линейной (переходите к рамке 6), разветвленной (рамка 7), смешанной программы в шеффилдском варианте (рамка 8).

6. Ваш ответ: «Изучаю линейную программу». Но ведь вы даете ответы не только путем их подбора, но и с помощью их распознавания. Вернитесь к рамке 5, заново прочтите ее и найдите правильный ответ.

7. Ваш ответ: «Изучаю разветвленную программу». Но разве можно считать первую рамку типичной для разветвленной программы?

Вернитесь к рамке 5 и найдите правильный ответ.

8. Ответ: «Изучаю смешанную программу в шеффилдском варианте». Очень хорошо. Переходите к рамке 9.

9. Линейную, … и … (шеффилдский вариант) программы критикуют за то, что они не учат учащихся разрешать проблемы.

Конец шеффилдской программы

разветвленную; смешанную

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт