ПРИНЦИПЫ И ВИДЫ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ


В настоящее время почти установилось мнение, согласно которому программированные тексты делятся на линейные, разветвленные и смешанные. В такой последовательности мы и будем их рассматривать. Помещенный ниже текст поделен на небольшие части, или шаги, которые мы называем рамками. При изучении этого текста — аналогично тому, как это делалось в предыдущих главах учебника, где уже были представлены фрагменты линейных и разветвленных программ, — следует поочередно переходить от одной рамки к другой, открывая ответы, помещенные на полях каждой рамки только после заполнения пробелов в тексте рамки. После этого следует проверить, правильные ли ответы вписаны в места пропусков. Если ответы правильны, то можно переходить к изучению следующей рамки. Ошибочные же ответы следует сразу зачеркнуть и на их место вписать правильные.

2. Первый из названных … программированного обучения (перечитайте их заново в рамке 1) требует от автора программированного текста тщательного анализа учебного материала, а также деления этого материала на (какие?) … шаги, тесно связанные между собой с содержательной и логической точек зрения

принципов небольшие

3. Второй принцип … обучения, принцип … учащихся, изучающих любой программированный текст, преследует цель привить каждому из них умение глубоко анализировать содержание отдельных шагов (частей) программы (программированного текста)

программированного; активизации деятельности

4. Главной задачей третьего … программированного обучения, принципа немедленной … каждого ответа учащегося, является:

  • а) сообщение ему о том, правильно ли он ответил;
  • б) переход учащегося к следующей рамке программы только в случае правильного ответа на вопрос предыдущей

принципа оценки

5. Если учащийся не дает правильного ответа на вопрос, помещенный в данной рамке, либо впишет неверное слово или слова на место пробела (пробелов) в тексте, то он (переходит, не переходит) к следующей рамке программы

не переходит

6. Необходимым условием перехода учащегося к изучению следующей рамки программы является формулировка (какого?) … ответа на вопрос (вопросы), помещенные в предыдущей рамке, или написание соответствующих слов вместо имеющихся пробелов

правильного (или эквивалентного)

7. Благодаря четвертому принципу программированного обучения, принципу индивидуализации … и содержания обучения, каждый учащийся (может, не может) учиться в оптимальном для него темпе, а также изучать материал, соответствующий по трудности уровню его подготовки

темпа может

8. Пятый принцип … обучения, принцип (какой?) … верификации программированного текста (программы), обязывает автора приспособить степень трудности этого текста к возможностям каждого учащегося

программированного эмпирической

9. В основе любого программированного обучения лежат следующие принципы:

  • а) принцип деления учебного материала на небольшие …;
  • б) принцип … учащихся;
  • в) принцип … оценки каждого ответа учащегося;
  • г) принцип … и темпа обучения;
  • д) принцип эмпирической … программированных текстов

части (порции, шаги);

активизации деятельности;

немедленной; индивидуализации содержания;

верификации

10. Отсутствие в дидактической работе како-го-нибудь из (скольких?) … принципов приводит к тому, что мы имеем дело уже не с …, а скорее с полупрограммированным, или с частично программированным, обучением

пяти

программированным

11. В традиционном обучении мы выделяем следующие принципы:

  • а) наглядности;
  • б) доступности (постепенно нарастающей …);
  • в) сознательного и … участия учеников в процессе обучения;
  • г) систематичности;
  • д) прочности приобретаемых знаний;
  • е) …;
  • ж) связи теории с практикой

трудности активного

оперативности

12. Дидактические принципы, действующие в традиционном обучении, — перечислите их заново, не смотря в текст, и сравните ответ с содержанием рамки 11 — (образуют, не образуют) частично основу (основы) программированного обучения. (Обоснуйте ответ и сравните его с соответствующим фрагментом § 1 этой главы)

образуют

13. Принцип … верификации содержания учебника является принципом, действующим в … обучении

эмпирической программированном

14. В чем состоит различие между программированным обучением и обучением традиционным с точки зрения принципов, которые лежат в их основе? (Ответьте в письменном виде. Если возникнут трудности с ответом, изучите заново соответствующий фрагмент текста § 1.)

15. Пять принципов программированного обучения (перечислите их заново и сравните ответ с содержанием рамки 1) образуют общую основу различных видов программ, а именно программ линейной, разветвленной и смешанной

16. В основе …, разветвленной и … программ лежат пять общих принципов программированного обучения

линейной смешанной

17. Линейную программу называют также скиннеровской программой, потому что ее автором был американский психолог Б. Ф. Скиннер

18. Автором концепции разветвленной программы считается Н. А. Кроудер. По этой причине такой вид программы называют таклче …

кроудеровской

19. И наконец, разновидность смешанной программы, которая возникла в результате объединения … и … программ, называют шеффилдской программой, так как она была разработана в университете в Шеффилде (Великобритания). Другую разновидность смешанной программы представляет собой так называемая блочная программа, разработанная в Варшавском университете

линейной; разветвленной

20. Рассмотрению характерных особенностей …, … и … программ, входящих в шеффилдскую и блочную программы, будут посвящены следующие страницы настоящего текста

линейной;

разветвленной;

смешанной

Синтезирующий блок

Принципы обучения

традиционного

программированного

  1. наглядности
  2. сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения
  3. доступности (нарастающей трудности)
  4. прочности знаний учащихся
  5. систематичности
  6. оперативности знаний
  7. связи теории с практикой
  1. малых шагов
  2. активизации деятельности учащихся
  3. немедленной оценки ответа ученика и корректировки допущенных ошибок
  4. индивидуализации темпа и содержания обучения
  5. эмпирической верификации программированных текстов. (Подробную характеристику этих принципов см. в следующем под-параграфе.)

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт