СРЕДСТВА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ


Самым важным в программированном обучении является текст (программа), разработанный в соответствии с требованиями, рассмотренными в предыдущем параграфе. Для реализации дидактических целей программу можно представлять двояко: с помощью учебников или с помощью машин. Программированные учебники различаются между собой в зависимости от вида программы, представлению которой они и должны служить. В соответствии с этим можно говорить об учебниках с линейной, разветвленной и смешанной структурами. Примеры таких текстов приводились в предыдущем параграфе.

Разными бывают и машины, предназначенные для представления запрограммированных текстов. Наиболее часто в качестве основания деления используются их дидактические функции.

Применительно к этому основанию выделяем:

  • информационные машины, предназначенные для передачи учащимся новой информации;
  • экзаменаторы, служащие для проверки знаний учащихся, а точнее — для контроля и оценки знаний, которыми они овладели;
  • репетиторы, предназначенные для повторения с целью закрепления знаний;
  • тренировочные машины, или тренажеры, используемые для формирования у учащихся необходимых практических умений, как, например, печатания на машинке, алгоритмизации поиска повреждений в технических устройствах, обслуживания машин и т. п.

Кроме перечисленных существуют также полифункциональные, универсальные машины, которые одновременно выдают определенную информацию, проверяют, усвоили ли ее учащиеся и в какой мере, формируют соответствующие теоретические и практические умения и т. д. Некоторые универсальные машины, называемые адаптивными, могут приспосабливать темп обучения к индивидуальным особенностям учащихся, анализировать каждый ответ и на этой основе устанавливать очередные порции учебного материала, регистрировать ответы, увеличивать или уменьшать — в зависимости от уровня трудности задаваемых вопросов — время, необходимое для подготовки ответа учеником, словом, выполнять функции идеального репетитора.

Машина или программированный учебник? Эту проблему пока не удалось разрешить однозначно на основе проведенных эмпирических исследований. Программированные учебники значительно дешевле, но не так успешно предупреждают «списывание» учениками правильных ответов, как это делают машины. Последние дороги и в целом не обеспечивают лучших дидактических результатов по сравнению с учебниками, особенно с теми, что имеют разветвленную структуру. В связи с этим стоит еще раз подчеркнуть, что и учебники, и машины являются только средствами, служащими представлению программированных текстов. Их дидактическая полезность, следовательно, зависит от того, что образует существо программированного обучения, от программы. Поэтому ядром исследований по программированному обучению является работа, которая должна привести к созданию программ, оптимальных для данного учебного предмета и для определенных групп учащихся.

Расширяющий блок

Американский исследователь Л. М. Столуров считает, что современный человек должен в течение всей своей жизни интенсивно учиться, потому что только таким образом он может справиться с требованиями, которые к нему предъявляет общество.

В такой ситуации небезразлично, как этого добиться, какими дидактическими методами и средствами мы можем пользоваться и фактически пользуемся в процессе учения. Дидактические машины, согласно Столу-рову, уже сегодня являются необходимым компонентом любой рациональной дидактической деятельности. Качество оказываемых с ее помощью услуг при этом зависит от вида машин.

Наибольшую помощь оказывают учащимся «полностью приспосабливающиеся» (адаптивные) машины. Менее эффективными «частично приспосабливающиеся» (частично адаптивные) и «неприспосабливающиеся» (неадаптивные) машины [см: Stolurow L. М.].

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт