Повторение (20 ч)
Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Знаки препинания в конце предложения.
Звуки, буквы, слог, ударение. Звуко-буквенный анализ слов более сложной слоговой структуры.
Состав слова. Правописание гласных и согласных в корнях слов. Разделительный ъ.
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог.
Слово (165 ч)
Имя существительное (55 ч). Три склонения имени существительного. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе, кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия.
Склонение имен существительных во множественном числе.
Упражнения в правильном употреблении предлогов с именами существительными в различных падежах.
Имя прилагательное (45 ч). Склонение имен прилагательных в единственном числе мужского, женского и среднего рода. Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе, кроме имен прилагательных с основой на шипящие, -ц, -ий; оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин.
Местоимение (10 ч). Местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Употребление местоимений в речи.
Глагол (55 ч). Общее понятие о неопределенной форме глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Глаголы I и II спряжения. Правописание безударных личных окончаний глаголов, данных в учебнике по теме «I и II спряжение». Мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Словарные упражнения. Выбор сходных и противоположных по значению имен существительных, имен прилагательных, глаголов при составлении предложений. Выбор наиболее точного и яркого слова для выражения мысли. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.
Предложение (25 ч)
Предложения с однородными членами, соединенными союзами и (без перечисления), а, но и без союзов; интонация при перечислении, запятая при перечислении. Составление предложений с однородными членами.
Связная речь
Речь, ее значение в жизни. Особенности построения устного ответа по учебному материалу (специфика учебно-деловой речи).
Текст. Тема и основная мысль текста. Строение (композиция) текста. Составление плана к изложению и сочинению (коллективное и самостоятельное).
Изложение (подробное, сжатое), текста по коллективно и самостоятельно составленному плану.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
К концу IV класса учащиеся должны знать: изученные части речи и их признаки; однородные члены предложения.
Учащиеся должны уметь:
безошибочно, каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст в 75—80 слов с изученными орфограммами (падежные окончания имен существительных и прилагательных, личные окончания глаголов, данных в учебнике по теме «I и II спряжение», мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа) и знаками препинания между однородными членами (при перечислении, при употреблении союзов а, но);
производить фонетический разбор слов типа морозный, школьники;
производить разбор по составу слова: определять в слове корень, приставку, суффикс, окончание;
производить разбор слова как часть речи: определять род, склонение, число, падеж имен существительных; род, число, падеж имен прилагательных; время, число (род), спряжение глаголов;
производить элементарный синтаксический разбор предложений, определять их вид, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
писать изложение текста в 90—100 слов по самостоятельно составленному плану, небольшой рассказ о случае из жизни, об экскурсиях и наблюдениях;
в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.