III КЛАСС. ФОНЕТИКА, ГРАММАТИКА, ПРАВОПИСАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ (210 ч)


Повторение (20 ч)

Звуки и буквы. Звуки гласные, согласные, их обозначение буквами. Ударение. Различение ударных и безударных слогов. Перенос слов. Слоговой и звуко-буквенный анализ слов, его роль в формировании навыка письма без пропусков, замены, искажений, перестановки.

Мягкий знак как показатель мягкости согласных. Разделительный мягкий знак. Двойные согласные.

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов.

Предложение. Главные члены предложения.

Слово (78 ч)

Состав слова. Общее понятие о частях слова: корне, приставке, суффиксе, окончании.

Корень, однокоренные слова. Окончание. Правописание безударных гласных, проверяемых и не проверяемых ударением, в корне слова. Правописание парных звонких и глухих, непроизносимых согласных в корне слова. Упражнения в правильном пользовании школьным орфографическим словарем.

Приставка. Правописание гласных и согласных в приставках. в-, о-, об-, до-, за-, на-, над-, с-, от-, под- и в соответствующих предлогах. Умение отличать приставку от предлога. Разделительный ъ.

Суффикс. Умение подбирать однокоренные слова с приставками и суффиксами. Умение находить суффикс в простых по составу словах.

Часть речи (85 ч)

Общее знакомство с частями речи: именем существительным, именем прилагательным, глаголом, предлогом.

Имя существительное, его значение, вопросы. Род имен существительных: мужской, женский, средний. Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное). Изменение имен существительных по падежам в единственном числе (склонение), умение различать падежи. Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода и его отсутствие у существительных мужского рода (рожь — нож, ночь — мяч, вещь — плащ, мышь — камыш).

Имя прилагательное, его значение, вопросы. Изменение по родам, числам при сочетании с существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -не-, -ые.

Глагол, его значение, вопросы. Изменение глагола по временам: настоящее, прошедшее, будущее. Не с глаголами.

Словарные упражнения. Подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи. Слова, близкие и противоположные по смыслу. Выбор наиболее точного слова для выражения мысли.

 

Предложение (27 ч)

Словосочетание. Связь слов в словосочетании, в предложении по вопросам. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные (по цели высказывания), восклицательные (по интонации). Главные и второстепенные члены предложения (без деления второстепенных членов на виды).

Упражнения в составлении предложений с изученными частями речи и их распространении второстепенными членами.

 

Связная речь

Текст. Деление текста на логически законченные части, их озаглавливание. Составление плана текста сюжетного характера под руководством учителя. Связь между частями текста и предложениями в каждой части текста (с помощью слов вдруг, однажды, потом, вокруг и т. п., местоимений, союзов и др.).

Определение основной мысли в текстах, где она прямо автором не сформулирована. Схема построения текста (начало, средняя, (основная) часть, концовка).

Изложение текста повествовательного характера по готовому или коллективно составленному плану. Сочинения (устные и письменные) по серии сюжетных картинок, по одной картине, а также на темы, близкие учащимся по их жизненному опыту (об играх, октябрятских делах, наблюдениях за природой, экскурсиях и т. п.), с предварительной коллективной подготовкой. Постепенное включение в работу 2-3 предложений с описанием и рассуждением. Написание короткого письма о своих делах.

Речевая этика. Устное и письменное приглашение, поздравление. Употребление слов, выражающих просьбу.

 

Чистописание

Дальнейшее закрепление гигиенических навыков письма. Упражнения по переводу детей на письмо по одной линейке (усвоение новой высоты, ширины букв). Письмо трудных для учащихся заглавных и строчных букв и их соединений типа: 1) з, к, ж, в, ч, б, д, у, я и др.; 2) Г, Е, Т, Р, 3, Е, Ю, У, Д, Ф, К, В и др.; 3) Пп, Чч, Рр, Вв, Ее, Зз, Уу и др. Упражнения в безотрывных соединениях букв типа ол, ое, во, вл, се, од, ас, об, уе, до, св и др. Связное, ритмичное письмо слов и предложений.

Слова с непроверяемыми написаниями

Вокруг, восток, вместе, герой, горох, дорога, желтый, завтрак, здравствуй, земляника, картина, картофель, квартира, коллектив, коллекция, комната, коммунист, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, магазин, малина, месяц, метро, молоток, морковь, обед, овес, овощи, огород, огурец, осина, орех, отец, песок, пионер, погода, помидор, праздник, пшеница, ракета, расстояние, растение, рисунок, Советский Союз, сирень, север, солома, столица, солдат, субботник, топор, трактор, трамвай, ужин, улица, урожай, черный, четверг, чувство, яблоко.

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

К концу III класса учащиеся должны знать:

  • части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;
  • части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;
  • члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные;

Учащиеся должны уметь:

  • грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55—65 слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением, безударные гласные, не проверяемые ударением, звонкие и глухие согласные, разделительный твердый и мягкий знак, непроизносимые согласные, мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки);
  • производить фонетический разбор: делить слова на слоги, определять гласные и согласные, выделять ударные и безударные слоги, определять согласные: глухие и звонкие, твердые и мягкие; определять и соотносить количество звуков и букв в словах типа весна, коньки;
  • производить разбор слов по составу (выделять корень, приставку, суффикс, окончание);
  • распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
  • устанавливать связь между словами в предложении, вычленять из них словосочетания;
  • производить элементарный синтаксический разбор предложений (определять их вид; выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам);
  • писать изложение и сочинение в 60—75 слов по коллективно составленному плану.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт