II КЛАСС. ФОНЕТИКА, ГРАММАТИКА, ПРАВОПИСАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ (175 ч)


Звуки и буквы (58 ч)

Звуки и буквы. Гласные и согласные, мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, и, ю, я. Различение й и и. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова между согласными.

Слог. Деление слов на слоги. Перенос слов по слогам; перенос слов с буквами й, ь (майка, мальчик).

Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов (глаз — глаза, луг — луга).

Ударение. Выделение ударных и безударных слогов в слове. Правописание безударных гласных в словах и формах слов (вода — по воде). Двойные согласные в простейших словах.

Разделительный ь.

Алфавит. Название букв (алфавитное). Значение алфавита. Упражнения, обучающие пользоваться словарем учебника (нахождение слов на определенную букву, распределение данных слов в алфавитном порядке (по первой букве).

Слово (62 ч)

Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? что?; слова, обозначающие признаки предметов и отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?; слова, обозначающие действия предметов и отвечающие на вопросы что делает? что делал? что сделает? что сделал? Умение ставить вопросы к словам.

Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей, в кличках животных, в названиях городов, деревень, рек.

Предлог. Раздельное написание со словами наиболее распространенных предлогов (в, из, к, на, от, по, с, у).

Общее понятие о корне слова. Однокоренные слова. Выделение корней в однокоренных (родственных) словах. Наблюдение за единообразным написанием корней (корм — кормить — кормушка; лес — лесник — лесной).

Правописание глухих и звонких согласных в корнях слов (дубы — дуб — дубки).

Упражнения в формировании умения пользоваться словарем» данным в учебнике.

Предложение (20 ч)

Членение речи на предложения. Выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком и о чем говорится, что говорится.

Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Связь слов в предложении (по вопросам). Наблюдение за значением предложений, употребление на конце предложений точки, вопросительного, восклицательного знаков, составление предложений. Запись простых предложений, предварительно проанализированных в классе.

Связная речь

Речь и ее значение в жизни. Наблюдение за особенностями устной и письменной речи.

Текст. Вычленение опорных слов в тексте. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой.

Определение темы текста. Выделение частей текста. Озаглав-ливание небольшого текста и его частей.

Понятие об изложении. Изложение под руководством учителя текста по вопросам.

Составление и запись предложений (по вопросам) по сюжетной картинке.

Коллективное составление небольшого рассказа (сочинение) о труде, играх, учебе, увлечениях.

Речевая этика. Выражение благодарности. Слова, используемые при знакомстве.

Чистописание (35 ч)

Закрепление гигиенических навыков письма: правильной посадки, положения тетради, ручки и др.

Письмо наиболее простой по форме группы букв с часто повторяющимися элементами движений типа и, ш, л, м, г, п, га, И, Ш, Л, М и т. п.

Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) ц, щ, р, у, ч; 2) ь, ы, ъ, с, е, ё, в; 3) о, а, ю, ф, б, д, я; 4) э, х, ж, з, к; 5) ц, щ, а, ч, у, н, к; 6) О, С, Ю, Е, Я; 7) 3, Э, Ж, X, В; 8) Г, П, Т, Р, Б, Д.

Упражнения в безотрывных соединениях букв типа иш, ту, ит, ил, ем, ря, щи, ум, ди и т. п.

Слова с непроверяемыми написаниями

Береза, быстро, вдруг, весело, ветер, воробей, ворона, город, девочка, дежурный, деревня, завод, заяц, карандаш, капуста, класс, колхоз, коньки, корова, лисица, лопата, машина, медведь, молоко, мороз, Москва, народ, одежда, октябрята, пальто, пенал, платок, посуда, работа, ребята, родина, русский, скоро, собака, сорока, суббота, тетрадь, товарищ, урожай, ученик, учитель, фамилия, хорошо, ягода, язык.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

К концу 13 класса учащиеся должны знать:

названия букв русского алфавита, признаки гласных и согласных звуков; гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие, правила переноса букв. Учащиеся должны уметь:

  • каллиграфически правильно писать слова, предложения, тексты в 35—45 слов без пропусков, вставок, искажений букв;
  • делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам, обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком;
  • писать большую букву в именах, фамилиях, названиях городов, деревень, кличках животных;
  • писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн; правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные звуки на конце слов (ряд, воз), безударные гласные в двусложных словах (мячи, река, окно);
  • писать слова с удвоенными согласными типа: Анна, группа, класс, суббота; слова с разделительным ь; слова с непроверяемыми написаниями, данные в программе II класса; писать раздельно предлоги со словами;
  • производить фонетический разбор: уметь делить слова на слоги, определять ударный слог, последовательность звуков и букв в слове, определять и соотносить количество звуков и букв в словах типа парта, конь, правильно ставить вопрос к слову и по нему определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета;
  • различать слова, отвечающие на вопрос кто?, и слова, отвечающие на вопрос что?;
  • устанавливать связь слов в предложении, выделять главные члены предложения (подлежащее и сказуемое);
  • употреблять большую букву в начале предложения; ставить точку, вопросительный и восклицательный знак в конце предложения;
  • писать изложение текста в 30—45 слов по вопросам, составлять и записывать 2—3 предложения на заданную тему.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт