В обучении грамоте выделяются два периода: подготовительный и букварный (основной).
Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, слагается из двух взаимосвязанных процессов (обучение первоначальному чтению и письму) и закрепляется работой по развитию речи на основных ее уровнях — звук (звуковая культура), слово (словарная работа), предложение, связное высказывание.
В это же время на занятиях внеклассным чтением у учащихся формируется интерес к детской книге и самостоятельному чтению. Ведущий метод обучения — метод чтения-рассматривания детских книг.
Подготовительный период (45 ч)
Речь (устная и письменная) — общее представление.
Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова — на слоги с использованием графических схем.
Слог, ударение. Деление слов на слоги, ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.
Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.
Выделение в словах отдельных звуков ( гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов ( установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных сло гов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру.
Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями.
Знакомство с буквами а, о, и, ы, у; узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.
Букварный (основной) период (198 ч)
I. Обучение чтению
Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных.
Чтение слогов-«слияний» с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами.
Составление из букв и слогов разрезной азбуки слов (после предварительного слого-звукового анализа, а затем и без него), их чтение.
Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове (сначала разделенном на произносительные единицы в рамках слога, а затем без специальных вспомогательных помет), места ударения в нем (по знаку ударения).
Чтение с паузами и интонациями, соответствующими знакам препинания в конце простого предложения и в середине при перечислении однородных членов.
Знакомство с правилами гигиены чтения.
II. Обучение письму
Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании.
Подготовительное упражнение для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки.
Знакомство с начертанием всех больших и маленьких букв, основными типами их соединения. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно.
Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного шрифта). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов.
Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений, состоящих из 3—5 таких слов.
Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу) .
Знакомство с правилами гигиены письма.
III. Внеклассное чтение
Доступный круг чтения: небольшие художественные произведения (1—2 страницы) из детской книги объемом 8—30 страниц, заглавие которой, иллюстрации на обложке и в тексте точно соответствуют ее содержанию.
Тематика чтения: произведения для чтения учителем вслух: авторские, народные произведения (стихи, песни, сказки, загадки, рассказы) с яркой и разнообразной эмоциональной окраской на все основные темы детского чтения: о Родине, о В. И. Ленине, о подвигах, о труде, о детях, о животных, о растениях, о приключениях и волшебстве).
Работа с детской книгой: формирование читательского кругозора (одна книга на каждом занятии); привитие интереса к детским книгам; умение различать книги по содержанию, правильно называть их, прочитывая фамилию автора и заглавие; играть в простейшие литературные игры по прочитанным в классе книгам; использовать образцы литературной речи (загадки, песенки и т. д.); соблюдение правил гигиены чтения и сохранности книг.
IV. Развитие устной речи
Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости (умение говорить средней силы голосом, без напряжения) и правильному интонированию (умение понижать и повышать голос).
Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л-р, с-з, ш-ж, п-б, с-ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).
Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.
Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов — названия предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.
Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).
Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа.
Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).
Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.
Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.
Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих.
Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем.
Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.
Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.
Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.
ЧТЕНИЕ (КЛАССНОЕ, ВНЕКЛАССНОЕ) И РАЗВИТИЕ РЕЧИ (25 ч)
I. Классное чтение
Тематика чтения: небольшие по объему художественные произведения А. Пушкина, Л. Толстого, В. Маяковского, Б. Житкова, К. Чуковского, С. Маршака, В. Осеевой, С. Михалкова, А. Барто,
С. Баруздина о родной природе, о детях, о труде, о нашей Родине, о В. И. Ленине.
Произведения для заучивания наизусть: Знание 6—8 стихотворений, которые заучиваются в течение года. Навыки чтения.
I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными буквами.
II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение небольших текстов со всеми буквами алфавита. Темп чтения незнакомого текста — 20—25 слов в минуту. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого.
Работа с текстом. Связная устная речь. Ответы на вопросы по прочитанному, воспроизведение содержания текста по иллюстрациям, объяснение заглавия прочитанного произведения; озаглавливание отдельных текстов без названия (с помощью учителя). Простейшая оценка прочитанного. Составление устных рассказов по картинкам.
Выработка отчетливого и достаточно громкого произношения слов, предложений и речи в целом. Практическое овладение силой голоса, тоном и темпом речи. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью. Развитие умения слушать чтение и рассказывание учителя и товарищей.
II. Внеклассное чтение
Доступный круг чтения, или учебный материал, остается тем же, что в период обучения грамоте.
Тематика чтения: о Родине, о В. И. Ленине, о подвигах, о труде, о детях, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве.
Работа с детской книгой: различие книг знакомых и незнакомых; правильное называние знакомых книг; нахождение и чтение названия книги из доступного круга чтения (фамилия автора, заглавие); узнавание знакомой книги в разных изданиях.
Использование умений работать с текстом, формируемых на уроках чтения: узнавание знакомых эпизодов и ситуаций на иллюстрациях в детских книгах, название героев, воспроизведение содержания эпизода или ситуации с опорой на иллюстрацию; включение в речь слов, фраз, отрывков из прослушанного произведения.