ЧТЕНИЕ (КЛАССНОЕ, ВНЕКЛАССНОЕ) И РАЗВИТИЕ РЕЧИ


Раздел программы «Чтение и развитие речи» является органическим продолжением раздела «Обучение грамоте» и строится с учетом тех знаний, умений и навыков в области родного языка, которые получили учащиеся при работе с первой учебной книгой — «Азбукой».

Уроки чтения проводятся в I классе после завершения работы по обучению грамоте (с 15 апреля по май месяц включительно) и продолжаются во II—IV классах.

Содержание программы по чтению (классному и внеклассному) служит целям коммунистического воспитания и общего развития младших школьников. Чтение, являясь одним из ведущих видов речевой и мыслительной деятельности, выступает в начальных классах в качестве важнейшего учебного предмета и одновременно средства обучения, развития и воспитания.

Важнейшими задачами обучения чтению являются: дальнейшее совершенствование первоначального навыка чтения, его правильности, беглости, сознательности и выразительности; формирование полноценного восприятия детьми художественного произведения, развитие у них нравственно-эстетических чувств и художественного вкуса; овладение умением работать с текстом; активное приобщение учащихся к чтению книг и на этой основе обогащение их знаниями об окружающем мире.

Широкий круг задач обучения чтению реализуется на основе программного материала по чтению, представленного главным образом произведениями русской и советской художественной и научно-популярной литературы, устного народного творчества.

Программа по чтению для каждого класса включает следующие разделы:

  1. Тематика чтения и произведения для заучивания наизусть.
  2. Умения и навыки чтения, работа над текстом и связной устной речью.
  3. Внеклассное чтение.

Тематика чтения. В основу построения курса классного чтения положены идейно-тематический, эстетический и отчасти сезонный и хронологический принципы, таким образом материал для чтения охватывает важные в образовательно-воспитательном отношении стороны окружающей ребенка действительности и вводит его в тематику, типичную для художественной и научно-популярной литературы, обеспечивает необходимую подготовку для изучения систематических курсов литературы и истории в средней школе.

Система внеклассного чтения, специальные темы литературно-художественного содержания («Устное народное творчество», «Великие русские писатели», «Картины родной природы» и др.) в программе классного чтения, отбор материала для чтения по принципу его художественности и доступности, направленность методического аппарата книг для чтения на изучение не только познавательного, но и нравственно-эстетического содержания произведения способствуют литературному развитию учащихся начальных классов, позволяют своевременно прививать детям интерес к чтению произведений классиков русской, советской и зарубежной литературы, произведений устного народного творчества, активно обогащать речь учащихся, развивать их эстетический вкус, способствовать повышению уровня нравственного воспитания учащихся.

Общественно-историческая подготовка учащихся на уроках чтения достигается усвоением доступных им фактов и представлений о важнейших событиях и явлениях в историческом прошлом нашей Родины и ее народа. Дети узнают о жизни и борьбе трудящихся до Великого Октября, о создателе первого в мире социалистического государства В. И. Ленине, о героизме советского народа в годы гражданской и Великой Отечественной войн. Чтение произведений по данной тематике, расположенных в хронологической последовательности, дает возможность детям проследить изменения в жизни людей и уяснить историко-временные представления: сейчас — раньше, далекое и недалекое прошлое, до Октябрьской революции и после нее, сделать вывод о том, что Октябрьская революция была результатом длительной борьбы трудящихся против угнетателей.

Знакомству учащихся с современной общественно-политической жизнью нашей страны и советского народа, его самоотверженным трудом помогает тема Родины, которая проходит через программу всех классов начального обучения и присутствует в произведениях ряда тем в каждом из классов. Изучение центральных тем программы, посвященных нашей Родине, жизни и деятельности В. И. Ленина, труду советских людей, имеет особое значение в осуществлении идейно-политического, трудового и нравственного воспитания младших школьников.

Доступность и посильность усвоения младшими школьниками общественно-исторических разделов обеспечивается материалом, который представляет собой главным образом художественные тексты, делающие изучение этого материала более наглядным, образным и эмоциональным. Уроки чтения, связанные с общественно-политической тематикой, должны способствовать пробуждению в детях патриотических чувств, заложить основы формирования сознательного гражданина с прочными коммунистическими убеждениями. Для повышения воспитательной направленности уроков чтения в программу II—IV классов включаются произведения о символах Советского государства — Гербе, Флаге, Гимне СССР, о Конституции СССР.

Большое значение в трудовом и нравственном воспитании младших школьников, в их эстетическом и речевом развитии имеют специально выделенные в программе темы нравственно-трудового характера («Великая радость — работа», «Славим Родину трудом», «Работай, учись и живи для народа, Советской страны пионер!» и др.). Они способствуют воспитанию в детях с ранних лет трудолюбия, чувства коллективизма и требовательности друг к другу, честности и правдивости, доброты и принципиальности, стойкости и мужества. Чтение художественных произведений на эти темы должно помочь детям осознать свои обязанности в коллективе, определить правильное отношение к товарищам, найти полезное применение своим силам.

Материал для чтения в каждом классе обеспечивает продвижение учащихся в умственном, нравственном, эстетическом, речевом развитии и трудовом воспитании на основе усвоения постепенно усложняющихся по содержанию, языку и оформлению произведений и книг.

На уроках чтения в конце I класса дети читают по «Азбуке» небольшие произведения А. Пушкина, Л. Толстого, К. Ушинского, С. Маршака, К. Чуковского, В. Маяковского, М. Пришвина, Н. Носова и других писателей о детях, родной природе, знакомятся с рассказами и стихами о нашей Родине, о В. И. Ленине, о труде.

Во II классе дети читают относительно несложные по содержанию и форме художественные и научно-популярные произведения о нашей Родине, о В. И. Ленине, и Великом Октябре, о жизни и труде советских людей, о различных профессиях, о делах октябрят, о родной природе и отношении к ней человека. Второклассники прослушивают и эмоционально воспринимают Гимн СССР, полностью читают его текст. Они работают с произведениями устного народного творчества, с рассказами, сказками, баснями классиков родной литературы.

В III классе учащиеся знакомятся с произведениями различных жанров (рассказы, сказки, басни, стихотворения, пословицы, загадки и др.), образцовыми по языку и доступными для восприятия младших школьников, обогащаются представления учащихся о Родине, о символах ее государственности — Гербе, Флаге и Гимне СССР, о жизни и деятельности В. И. Ленина, борцах за народное дело, о жизни детей до революции, о Великой Октябрьской социалистической революции, о делах октябрят нашей страны.

Третьеклассники читают тексты о Конституции СССР, о труде советских людей, об охране природы родного края, об отношении советских людей к Родине. Шире становится круг произведений классиков русской литературы и устного народного творчества.

Материал для чтения в IV классе — это по преимуществу художественные и научно-популярные произведения, на основе которых расширяется круг общественно-политических представлений младших школьников. Значительное место в чтении учащихся четвертых классов занимают произведения классиков русской, советской и зарубежной литературы, устного народного творчества.

На уроках чтения дети получают представления о героическом прошлом нашей Родины, о жизни людей труда до революции, о борьбе трудящихся против угнетателей, о жизни и деятельности вождя Советского государства В. И. Ленина, о победе Великой Октябрьской социалистической революции, гражданской войне, об освободительной борьбе советского народа в годы Великой Отечественной войны, о самоотверженном труде советских людей, строящих коммунистическое общество. Большое место на уроках чтения в IV классе отводится произведениям, посвященным нравственно-трудовой теме, жизни и делам пионеров. Предусматривается знакомство детей с символикой пионерской организации. Идет дальнейшая работа над пониманием смысла и значения Гимна СССР, символов Советского государства, их вдохновляющей роли в жизни советских людей. В III—IV классах Гимн СССР включается в число произведений для заучивания наизусть.

В центре внимания учителя и ученика на уроках чтения должно быть изучаемое художественное произведение, его содержание, идейная направленность и изобразительные средства языка.

Большая часть времени (30—35 мин) на уроках чтения во II—IV классах отводится чтению и работе над текстом. Беседы и рассказы, предваряющие чтение, должны быть тесно связаны с содержанием читаемых текстов, возбуждать интерес к теме, эмоционально настраивать и помогать правильному восприятию детьми произведения.

Для активизации учащихся на уроке и повышения их интереса к чтению необходимо использовать методы, развивающие творческую активность детей, их воображение и фантазию, чаще создавать игровые ситуации (особенно в I—III классах) на материале читаемых текстов и наблюдений, практиковать задания творческого характера (драматизация, чтение в лицах, пересказ от имени одного из героев и продолжение рассказа о его судьбе, составление устных рассказов типа «Гостья-Зима», «Художник-Осень» и др.).

Успешному решению воспитательных задач уроков чтения должна способствовать не только проводимая на уроке углубленная работа с художественным произведением, но и тесная ее взаимосвязь с окружающей жизнью, с октябрятской, пионерской работой и общественно полезным трудом.

Обучение детей чтению предполагает использование на уроках их жизненного опыта. Для его обогащения учитель организует экскурсии на культурно-бытовые, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, наблюдения за явлениями природы, общественной жизни и труда взрослых. Это должно развивать в детях умение эстетически воспринимать прекрасное в окружающей природе, жизни советских людей, видеть красоту родного края, радость труда людей, рождать эмоциональную отзывчивость учащихся на увиденное.

Уроки чтения должны быть тесно связаны с такими предметами эстетического цикла, как музыка и изобразительное искусство, которые способствуют пробуждению в детях чувства прекрасного, чувства радости и доброты; развивают ум, воображение, воспитывают эстетический вкус ребенка. Взаимосвязь уроков чтения, музыки и изобразительного искусства должна развивать в детях умение понимать и ценить произведения искусства, содействовать гармоническому развитию личности.

Внеклассное чтение. Внеклассное чтение в начальных классах рассматривается как обязательная часть подготовки младших школьников в области русского языка, как важное средство развития и воспитания учащихся в процессе обучения. Цель внеклассного чтения — познакомить учащихся с детской литературой, входящей в круг чтения современного младшего школьника, во всем ее разнообразии, сформировать интерес к книге и положительное отношение к самостоятельному чтению.

Основной формой работы с детской книгой в I—IV классах являются уроки внеклассного чтения.

В содержании программы уроков внеклассного чтения на каждом этапе обучения выделяются два основных раздела:

  1. круг чтения — указание на то, с какими книгами и в каком порядке следует знакомить детей на данном этапе работы;
  2. знания, умения и навыки, которые формируются на этом учебном материале.

Знания о книгах и их авторах приобретаются детьми в процессе непосредственной практической деятельности с детскими книгами — коллективной, индивидуальной, групповой.

Занятия внеклассным чтением ведутся параллельно с уроками чтения. Учащиеся под руководством учителя вначале знакомятся с группой книг (от 2 до 4), объединенных идейно-тематически, потом с книгами ведущих детских писателей, а затем переходят к самостоятельному выбору и чтению книг разных авторов по одной теме, книг, соответствующих читательским интересам и возможностям младших школьников.

На занятиях внеклассным чтением в I классе закладываются основы читательского кругозора по широкой тематике (о Родине, о В. И. Ленине, о советских праздниках и др.), а также умение ориентироваться в детских книгах типа «Читаем сами», «Для самых маленьких» и подобных, при этом применяются все умения и навыки, приобретенные на уроках обучения грамоте.

Во II классе учащиеся под руководством учителя или под его наблюдением знакомятся только с книгами советских писателей — авторов художественных произведений — по всем темам из доступного круга чтения (о Родине, о В. И. Ленине, о трудовых и боевых подвигах, о детях, о животных, о растениях, о приключениях и т. д.).

Учащиеся третьих классов читают произведения детской художественной литературы (советской и зарубежной). Учебный материал к урокам внеклассного чтения представлен книгами 15—17 писателей, творчество которых отличается разнообразием тем и жанров (например, С. Маршак, С. Михалков, Б. Житков) или входит в золотой фонд детского чтения (В. Маяковский — детям, Е. Чарушин — писатель и художник, сказочник Г. X. Андерсен, знаток природы В. Бианки и др.). Кроме того, на уроках внеклассного чтения третьеклассники получают представления о детской периодике (читают материалы для октябрят в газете «Пионерская правда», знакомятся с одним из детских журналов — по выбору учителя), о книгах-справочниках.

Главное место в самостоятельном чтении четвероклассников занимает также художественная и научно-художественная книга, ярко отражающая жизнь, раскрывающая моральную силу человека. В учебном материале к урокам внеклассного чтения в IV классе значительное место занимает приключенческая литература, социально-бытовые и исторические повести, рассказы и повести с документальной основой, дневники, письма, автобиографии, написанные замечательными людьми и адресованные читателям — детям, а также рекомендательная справочная литература, детская периодика.

Обязательным условием практической направленности обучения учащихся работе с детской книгой, воспитания у них привычки обращаться к чтению детских книг, газет, журналов (по выбору) является правильная организация учебной работы в классной и школьной библиотеке.

  • В I классе систематически устраиваются книжные выставки в уголке чтения для организации самостоятельной деятельности первоклассников с книгой в течение недели.
  • Во II классе книги группируются по темам (о Родине, о В. И. Ленине, о подвигах, о детях и др.), книжные выставки, рекомендательные плакаты должны помочь детям ориентироваться в доступном круге чтения.
  • В III классе расстановка книг по авторам (Н. Носов, С. Маршак, Г. X. Андерсен и др.), выделение научно-художественной литературы, наличие рекомендательных списков и тематических картотек для самостоятельной работы в доступном круге чтения.
  • В IV классе расстановка художественной (русской, советской, зарубежной) и научно-художественной литературы по темам и авторам, наличие книг-справочников, газеты «Пионерская правда», журналов «Мурзилка», «Костер», «Юный натуралист» и др., рекомендательных указаний и каталога типа «Что нам читать» или «За страницами наших учебников». Знакомство с районной и городской библиотеками рекомендуется проводить не раньше начала второго года обучения. В III—IV классах предусматривается индивидуальное пользование ближайшей библиотекой и совместные коллективные мероприятия школы и детской библиотеки, направленные на воспитание учащихся-читателей (литературные утренники, громкие читки и др.).

Чтение (классное и внеклассное) имеет прямую связь с другими разделами программы по всем предметам курса начального обучения. В свою очередь на уроках чтения используются знания и умения, полученные при изучении грамматики и правописания, природоведения, на уроках труда, изобразительного искусства и музыки.

Умения и навыки чтения.

Работа над текстом и связной устной речью

В процессе проведения занятий по чтению у школьников должны сформироваться: навык чтения — важнейший вид речевой деятельности, основные умения и навыки работы с текстом и книгой; получить дальнейшее развитие связная речь учащихся, повысится культура их речевого общения.

На каждом уроке чтения во II—IV классах необходимо развивать и совершенствовать первоначальный навык чтения, его правильность, беглость, сознательность и выразительность. Эти качества навыка отрабатываются при многократном перечитывании эпизодов, отрывков и целых произведений.

В I классе дети овладевают сознательным, правильным и плавным слоговым чтением текстов. Совершенствованию звуковой, произносительной речи шестилетних детей, устранению недочетов произношения уделяется постоянное внимание как на уроках чтения, так и на других занятиях в процессе общения с детьми.

На уроках чтения дети учатся отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, пересказывать небольшие тексты, опираясь на картинку или серию картинок. Всю программную работу с текстом учащиеся выполняют вместе с учителем.

Во II классе у детей активно формируется навык чтения целыми словами. Чтение становится более осознанным, правильным и выразительным, ускоряется его темп. Второклассники постепенно переходят к самостоятельному чтению про себя отдельных отрывков, коротких рассказов. Усложняется работа с текстом, дети под руководством учителя находят в тексте главную мысль произведения, слова и выражения, которые характеризуют действующих лиц, обучаются словесному рисованию и др. При формировании программных умений второклассники должны проявлять большую самостоятельность, уметь отвечать на вопросы, передавать содержание сказки или иллюстрации к ней без посторонней помощи. Возрастают требования к культуре речи учащихся, больше внимания уделяется чистоте и ясности речи, правильному словоупотреблению, обогащению и активизации словаря, обращается внимание на громкость и темп речи.

В III классе завершается формирование навыка чтения целыми словами, что позволяет повысить требование к сознательности и выразительности чтения учащихся.

На уроках чтения больше внимания уделяется самостоятельной работе детей по осмыслению текста: установлению последовательности действий в рассказе, выявлению причинно-следственных связей и др.

Продолжается работа над осмыслением художественных особенностей текста, его изобразительных средств.

Третьеклассников следует обучать умелому использованию в процессе речевого общения пословиц, фразеологических оборотов, правильному выбору слов и грамматических конструкций. На уроках чтения дети учатся литературному произношению слов.

В IV классе все ученики должны читать текст бегло, правильно, осознанно, целыми словами. Чтение по слогам не допускается. Они должны самостоятельно пересказывать текст, составлять простейший план, выделять основную мысль прочитанного, полно, кратко и выборочно пересказывать прочитанное, составлять на основе прочитанного словесные иллюстрации и др. В процессе выразительного чтения и речевого общения у детей отрабатываются нормы литературного произношения. Активизация словаря учащихся, более широкое использование синонимических средств языка в сочетании с правильным произношением и правильным использованием грамматических форм, речи — все это способствует повышению точности, ясности и выразительности речи детей.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт