В реализации задач, поставленных школьной реформой, существенную роль играют уроки русского языка (фонетики, грамматики, правописания, развития речи), направленные на воспитание любви и уважения к Родине, к языку своего народа.
Основной целью обучения русскому языку в начальных классах является развитие устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием их мышления и формированием школьника как личности: воспитание его гражданских качеств, развитие познавательных интересов, активности, самостоятельности, трудолюбия, ответственности за выполняемую работу, способности преодолевать трудности.
От эффективности решения задач умственного и речевого развития младших школьников зависят их дальнейшие успехи в овладении знаниями по всем учебным предметам.
Начальный курс фонетики, грамматики, правописания, развития речи органически связан с содержанием систематического курса русского языка в средней школе и охватывает широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам русского языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, почти со всеми частями речи и их важнейшими формами, с простейшими видами предложений, с членами предложения и рядом орфографических правил. Программа предполагает также практическое ознакомление учащихся с лексическим значением слова, с многозначностью слов, синонимами, антонимами.
В процессе усвоения элементарных сведений по фонетике, лексике, грамматике и правописанию у детей развиваются мыслительные умения: умения анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать языковой материал, находить главное, формируются умения и навыки литературной речи, вырабатывается осмысленное отношение к употреблению в речи основных единиц языка — слова, предложения.
Важнейшими в начальном курсе русского языка являются разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь», «Чистописание».
Звуки и буквы. Основные знания, умения и навыки по этому разделу учащиеся приобретают в I и во II классах. Учащиеся получают сведения о звуках и буквах в их соотношении, гласных и согласных, слоге, ударении, ударных и безударных гласных, глухих и звонких, мягких и твердых согласных, учатся производить простейший звуко-буквенный анализ слов с опорой на наглядные схемы.
В III—IV классах умения и навыки по этому разделу получают дальнейшее развитие. Совершенствуется звуко-буквенный анализ слов, усиливается внимание к развитию речевого слуха учащихся. Эта работа должна быть направлена прежде всего на овладение учащимися приемами безошибочного списывания, письма под диктовку, проверки написанного, повышения уровня грамотности.
Важнейшее программное требование по этому разделу не только для I, но и для II—IV классов заключается в том, что дети должны уметь различать звуки речи на слух и обозначать их на письме в соответствии с правилами русской графики (обозначение мягкости согласных гласными буквами и мягким знаком, употребление разделительных твердого и мягкого знаков и др.). Уже в конце I, начале II класса дети знакомятся с тем характерным для нашего правописания фактом, что между письмом и произношением часто не бывает соответствия. Они узнают о различии и произношении и написании звонких и глухих согласных в словах, учатся различать ударные и безударные гласные и пр. Именно на этом этапе учащиеся осознают, что под ударением гласные звуки пишутся так же, как и слышатся, а безударные гласные нуждаются и проверке. Во II классе школьники знакомятся с проверкой безударных гласных в словах типа столы-стол, на воде-воды.
В связи с этим особое значение приобретают упражения по развитию умений соотносить гласные буквы в ударных слогах форм одного и того же слова, сопоставлять произношение и написание слов в целом (вода — воды, лес — в лесу). Подобного рода упражнения проводятся и в ходе изучения курса русского языка в III—IV классах в целях развития орфографического слуха (умения на слух опознавать орфограмму в словах) и формирования более прочных навыков правописания. Для анализа берутся не только формы одного слова, но и родственные слова типа водяной, вода — водный, лес — лесник.
Работа по теме «Звуки и буквы» должна быть также направлена и на совершенствование культуры устной речи младших школьников: четкое артикулирование звуков, правильное произношение слов, развитие дикции.
Слово. Слово в программе рассматривается в лексическом и грамматическом плане.
На протяжении всех четырех лет обучения должно придаваться большое значение словарной (лексической) работе. Эти упражнения носят практический характер, они выполняются в связи с изучением грамматики и правописания. Теоретических сведений по лексике учащимся начальных классов не сообщается. На материале уроков чтения, грамматики, правописания и развития речи ведутся наблюдения, в ходе которых учащиеся осознают, что слова обозначают те или иные предметы и явления действительности, бывают близкими и противоположными по смыслу, а также могут быть употреблены в предложении, тексте в одном или нескольких значениях.
Дети учатся выбирать наиболее подходящие по значению слова для точного выражения мысли. Постепенно расширяется, обогащается и активизируется их словарный запас.
Во II классе детям дается представление о составе слова (вводится общее понятие о корне, однокоренных словах). В III классе изучается состав слова полностью (корень, окончание, приставка, суффикс) и осуществляется практическое знакомство с простейшими случаями словообразования, со значениями наиболее распространенных суффиксов и приставок типа -оные, -еньк, -чик; от-, под-.
На основе изучения состава слова усваивается правописание звонких и глухих, непроизносимых согласных, безударных гласных корня. В III классе дети овладевают способами проверки: путем изменения формы слова (гора — горы), путем подбора однокоренных слов (лесной — лес, садовник — сад). От класса к классу усложняется и языковой материал — даются слова с более сложной морфологической структурой (с приставками, суффиксами), относящиеся к разным частям речи (особенно глаголы) и включающие 2—3 орфограммы.
От умений школьников быстро и правильно производить разбор слов по составу, определять в сопоставляемых словах корень, устанавливать безударную гласную, подбирать проверочные слова, соотносить написание гласной в корнях проверочного и проверяемого слов во многом зависит уровень сформированности навыка правописания.
В начальных классах изучаются части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, личные местоимения. Школьники учатся различать их на основе общего лексического значения, вопросов, форм словоизменения (склонения и спряжения). Подготовка к изучению частей речи начинается во II классе, когда дети знакомятся со словами, отвечающими на вопросы кто? что? какой? что делает? и др. и обозначающими предметы, признаки, действия. Термины частей речи вводятся в III классе.
Дети практически знакомятся с личными местоимениями 1, 2 и 3-го лица в единственном и во множественном числе, с изменением местоимений, их правописанием, употреблением в речи и раздельным написанием предлогов с местоимениями.
Предлоги (с включением термина) вводятся во II классе. Союзы рассматриваются практически в связи с изучением разделов «Предложение» в каждом классе.
В конце III класса школьники начинают изучать изменение имен существительных с ударными окончаниями по падежам (склонение), учатся различать падежи в основном по вопросам и предлогам.
В IV классе включается материал о трех склонениях имен существительных. Дети учатся изменять имя существительное по числам и падежам, правильно писать падежные окончания (кроме окончаний -и в именах существительных на -ий, -ия, -ие и окончаний -ем, -ом в творительном падеже после шипящих в словах типа ножом — сторожем, лицом — полотенцем).
При изучении имени прилагательного учащиеся знакомятся с ого изменениями не только по родам и числам, но и по падежам, одновременно усваивая правописание безударных падежных окончаний прилагательных (кроме написания -е, -о в окончаниях творительного падежа после шипящих типа о большом — о свежем, о большой — о свежей).
Младшие школьники получают сведения о спряжении глагола (изменении по лицам и числам) в настоящем и будущем времени, знакомятся с терминами «глаголы I спряжения», «глаголы II спряжения».
Прошедшее и будущее время изучается практически в двух видах (совершенный и несовершенный) по вопросам что делал? что будет Делать? и что сделал? что сделает? (это имеет большое значение для усвоения видовых различий глаголов в последующих классах; термин «вид» не сообщается).
При изучении глагольных форм усваивается правописание мягкого знака после шипящих (-шь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа, гласных в безударных окончаниях наиболее распространенных глаголов I и II спряжения.
Общее знакомство с глаголами на — ся (-сь), обучение учащихся различению глаголов 3-го лица и неопределенной формы типа моется — мыться, купается — купаться осуществляется на практической основе путем противопоставления глагольных вопросов: что делает? — что делать? и др. Ошибки в правописании этих форм не принимаются во внимание при оценке письменных работ.
Знакомство с наречиями в начальных классах осуществляется практически. Термин «наречие» не употребляется. Правописание наиболее распространенных наречий усваивается учащимися в словарном порядке (по списку). Следует поощрять употребление детьми наречий в устной и письменной речи.
С частицей не дети знакомятся в III классе в связи с изучением глаголов. Отработку умения записывать глаголы с частицей не следует проводить на протяжении всего IV класса, начиная с первых уроков.
В ходе изучения состава слова и частей речи во всех классах проводятся упражнения лексического характера по усвоению разнообразных значений слов, относящихся к разным частям речи, и правильному, точному, уместному их употреблению в предложениях, словосочетаниях, а также словарно-орфографические упражнения, в процессе которых усваиваются слова с непроверяемым написанием, данные в специальных списках для каждого класса. Необходимо приобщать детей к пользованию словарем учебника и школьным орфографическим словарем.
Предложение. Учащиеся начальных классов получают сведения:
- о видах предложений: повествовательных, вопросительных, побудительных (по цели высказывания), восклицательных (по интонации);
- о членах предложения;
- о связи между словами в предложении;
- о словосочетаниях (парах слов), на которые предложение членится. Эти сведения вводятся постепенно на протяжении всех четырех лет обучения.
В I классе школьники учатся выделять предложение из потока речи, из текста, отличать его от отдельных слов, соблюдать при произнесении и чтении интонацию конца предложения, записывать его (после предварительного анализа), употребляя большую букву в начале и точку в конце предложения.
Во II классе учащиеся знакомятся с употреблением на конце предложений, кроме точки, вопросительного и восклицательного знаков, учатся выделять голосом нужные по смыслу слова, соблюдать правильные интонации в соответствии со знаками препинания.
В III классе даются понятия о видах предложения: повествовательные, вопросительные, побудительные (по цели высказывания), восклицательные (по интонации). Дети учатся правильному, уместному их использованию в речевом общении (в устной и письменной форме).
В IV классе школьники получают сведения о предложениях с однородными членами (с одиночными союзами и, а, но и без союзов). Они учатся произносить их с интонацией перечисления, употреблять в устной и письменной речи, отделяя при письме однородные члены (при отсутствии союза) запятой.
С членами предложения дети начинают знакомиться во II классе. На уроках чтения и грамматики они учатся выделять в предложениях слова, обозначающие, о ком и о чем в предложении говорится, что говорится. Во II классе они уже усваивают понятия и термины «подлежащее» и «сказуемое». В III классе узнают, что, кроме главных членов, в предложении могут быть и второстепенные члены предложения (без разделения на виды).
В III классе вводится также понятие о словосочетании и термин «словосочетание».
При изучении синтаксических тем, а также при изучении частей речи должна вестись регулярная работа по установлению связи между словами в предложении, по выделению из них словосочетаний, по их составлению.
От класса к классу усложняется синтаксический разбор простых предложений. Увеличивается доля самостоятельной работы учащихся при составлении предложений разных видов, особенно при их записи.
Знания в области фонетики и грамматики должны стать основой для осознанного усвоения детьми орфографических правил, для выработки прочных навыков правописания.
Последовательная и разнообразная работа по обучению детей применению изученных орфографических правил должна проводиться повседневно. Важно также выработать у детей умение проверять написанное.
Обучение правописанию предполагает активное использование словарно-орфографических, грамматико-орфографических упражнений, куда включаются наиболее трудные по написанию слова с целью постепенной автоматизации орфографических навыков.
Связная речь. Одно из главных направлений работы в начальных классах — развитие речи учащихся. От уровня развития речи и мышления во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания младших школьников. На необходимость и важность решения этой задачи указывается в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы.
Работа по развитию речи детей начинается с первых уроков обучения грамоте, проводится систематически на уроках чтения, грамматики и правописания. На всех ступенях начального изучения русского языка большое внимание уделяется звуку, его правильному произношению, графическому образу и зрительному восприятию написанного слова и его частей, интонации, паузам и т. д.
Среди речевых упражнений приобретают большое значение словарные, синтаксические, композиционные (анализ и составление рассказов простейшего типа) упражнения. Вводится понятие текста. Разнообразная работа со словом, словосочетанием, предложением, связным текстом дает возможность детям понять сферу употребления изучаемых грамматических единиц и тем самым повысить уровень их умственного и речевого развития.
При обучении связной речи у младших школьников формируются умения в построении связного текста. Сначала преобладают упражнения по созданию текстов по образцу (изложения), затем по созданию собственных текстов на основе увиденного, прочитанного, услышанного (сочинения).
Упражнения в связной речи проводятся на уроках чтения и грамматики в устной и письменной форме.
Программа по грамматике предусматривает преимущественно письменные упражнения типа изложений и сочинений, в то время как программа по чтению — главным образом устные упражнения типа пересказов, рассказывания. Однако упражнения в устной и письменной речи теснейшим образом связаны друг с другом.
Задача учителя заключается в том, чтобы он, планируя работу по развитию речи на учебную четверть, определял не только количество изложений и сочинений, но и характер устных и письменных работ и их место в системе занятий по чтению, фонетике, грамматике, правописанию. При этом имеется в виду, что умения в области письменной речи должны вырабатываться на основе развития устной речи. Письменное упражнение чаще всего предваряется устной работой под руководством учителя, который стремится к тому, чтобы письменное упражнение было выполнено грамотно в речевом и орфографическом отношении. В процессе выполнения предварительных устных упражнений учитель делает замечания ученику по содержанию, построению, речевому оформлению высказывания, помогает в устранении недочетов.
Как правило, пересказ и изложение прочитанных текстов подготавливают детей к самостоятельному изложению своих мыслей, наблюдений.
Для стимулирования речевой активности учащихся необходимо создавать такие речевые ситуации, которые бы естественно вытекали из условий учебной, трудовой, познавательной, игровой и иной деятельности школьников и побуждали каждого ребенка свободно и содержательно высказываться по любой предложенной теме. В этих целях учитель подбирает тексты изложений и тренировочных упражнений, по своей тематике и построению близкие к будущим детским сочинениям. Тематика сочинений определяется в основном темами и содержанием читаемых произведений, рассматриваемых под руководством учителя картин, жизненными наблюдениями учащихся. При подборе темы сочинения необходимо учитывать опыт и интересы детей, доступность содержания и посильность композиционного и речевого оформления. Целесообразно предлагать темы, связанные с общественно полезным трудом детей, например: «Строим горку для малышей», «Посадка деревьев около школы», «Как делали игрушки для детского сада», «Помогаем маме», «Продлим жизнь книге» и др.
Творческие работы устного и письменного характера должны помогать младшим школьникам вырабатывать умения жить и работать в коллективе, направлять свои усилия на полезные, нужные обществу дела: хорошо учиться, примерно себя вести, помогать старшим, малышам. Изложения, сочинения в начальных классах носят обучающий характер. Как изложения, так и сочинения должны быть по преимуществу повествовательного характера. Постепенно в рассказы включаются элементы описаний (природы, внешности людей, их действий) и рассуждений (ответы на вопросы почему? и зачем?). Элементы описаний и рассуждений могут состоять из двух-трех предложений. Чтобы учащиеся могли давать элементы описания в своих рассказах, они предварительно составляют короткие (два-три предложения) устные и письменные зарисовки описательного характера хорошо знакомых предметов и явлений природы, внешности человека и др. Следует предусмотреть также обучение некоторым видам «деловой» речи, имеющим большое практическое значение (письмо, объявление и т. п.).
Для обучения детей письму изложений и сочинений полезно практиковать коллективные работы под руководством учителя, по образцу которых они затем свободнее выражают свои впечатления и мысли.
Работа над связной речью предполагает внимание со стороны учителя к соблюдению учащимися последовательности и связей между отдельными предложениями и более крупными частями изложения и сочинения.
В связи с этим должно быть обращено серьезное внимание на составление планов устных и письменных высказываний детей, на их умение говорить и писать по собственному плану.
Предупреждение речевых и орфографических ошибок достигается систематической работой на уроках русского языка. В своих письменных работах (изложениях и сочинениях) учащиеся могут употреблять как простые, так и сложные предложения. Причем эта работа проводится практически в плане предупреждения и исправления допущенных ошибок.
Объем сочинений в начальных классах не должен быть большим. Для проведения письменных упражнений в спинной речи типа изложения или сочинения учитель выделяет специальные уроки из общего фонда часов, отводимых на русский язык. На эти работы требуется примерно 1 ч. Проводить такие занятии рекомендуется примерно раз в 10—15 дней.
Обучение письму (чистописание). Задачей этой работы является развитие руки и глазомера учащихся, совершенствование графических навыков (отработка начертаний букв, четкого, плавного письма слов, предложений, текстов). В результате обучения письму ученик должен уметь «перевести» звук в букву (имеются и виду фонетико-графические написания), правильно и четко написать букву, слово, предложение, списать их с книги и с доски, написать под диктовку, проверить написанное и исправить ошибки.
На совершенствование каллиграфически правильного письма целесообразно отводить: в конце I класса (после изучения всех букв алфавита) и во II классе — один урок в неделю, в III, IV классах — по 8 — 10 мин на каждом уроке грамматики и правописания.
Содержание этих занятии определяется программой по чистописанию для каждого класса.
В I—II классах это упражнения для развития руки и глазомера, письмо букв в порядке усложнения их начертаний, по группам, а также письмо отдельных букв, трудных по начертанию. Кроме букв, дети пишут слова, предложения, тексты, упражняются в списывании, в письме под диктовку.
В III и IV классах содержание графических упражнений составляет письмо трудных для учащихся букв и их соединений, списывание с рукописного и печатного текста, письмо под диктовку, письмо под счет.
В состав упражнений входит также исправление недочетов каллиграфического характера: несоблюдение наклона букв, нарушение параллельности, соразмерности букв по высоте и ширине, выход за строку, искажение форм букв и др. Коллективные упражнения сочетаются с индивидуальными, учитываются особенности письма каждого ребенка. С этой целью рекомендуется прописывать образцы букв в тетрадях учащихся: в I—II классах — у всех, в III—IV классах — выборочно, 2-3 раза в неделю.
Содержание упражнений по чистописанию следует связывать по мере возможности с изучаемым на уроке грамматическим материалом, усвоением написания слов с непроверяемыми безударными гласными, с удвоенными согласными и др. Письмо учащегося начальных классов должно быть опрятным, четким и правильным.
Работа по каллиграфии содействует нравственному, эстетическому воспитанию школьников, воспитанию у них аккуратности, трудолюбия, добросовестного и старательного отношения к выполнению любой работы.
Программа требует взаимосвязанного и осознанного изучения всех ее разделов, всех единиц языка (предложения, слова, звука) с учетом их практической значимости для формирования речевых умений и навыков грамотного, четкого, графически правильного письма.
Каждое из грамматико-орфографических, лексических и речевых упражнений должно формировать у детей сознательное в меру их возрастных возможностей отношение к языковым фактам, возбуждать активность и самостоятельность, способствовать умственному и речевому развитию ребенка.
Указанные в программе знания, умения и навыки по темам развиваются у детей последовательно в ходе изучения всего курса, начиная с периода обучения грамоте и кончая последней учебной четвертью в IV классе.
Одним из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний, является их систематическая проверка и оценка. Основными видами письменных работ по русскому языку являются списывание, диктанты (объяснительные. предупредительные зрительные, творческие, контрольные, словарные и др.), обучающие изложения и сочинения.
Примерное количество слов для словарных диктантов: II класс — 8, III класс — 10 — 12, IV класс —12—15. Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов, следующее: I класс — в конце года —15 слов; II класс — в первом полугодии — 25 — 30 слов, в конце года — 35—45 слов; III класс — в конце первого полугодия —45—55 слов, в конце года —55—65 слов; IV класс — в конце первого полугодия —65—70 слов, в конце года —75—80 слов. В текстах, предназначенных для изложения, количество слов для каждого класса соответственно увеличивается на 15—20. Тексты по содержанию подбираются с учетом их познавательного, воспитательного воздействия на учащихся.
На каждом уроке необходимо учить младших школьников работать с учебником, ориентироваться в нем (быстро найти изучаемую тему, нужное правило, упражнение, последовательно выполнять все задания к упражнению). Учащихся нужно научить понимать назначение выполняемых упражнений (с какой целью они выполняются, чему учат).
В целях активизации познавательной деятельности детей следует практиковать различного рода учебные задачи с привлечением дидактических игр, чаще вводить упражнения и игры занимательного характера (кроссворды, шарады, ребусы, грамматическое — орфографическое лото, игры в «путешествия» слов, в «чудесные превращения» слов и др.), использовать разнообразные наглядные и технические средства обучения. Нормализации нагрузки, предупреждению утомляемости способствует включение в урок разнообразных видов деятельности детей (слушание учителя, беседа, наблюдение за языковым материалом, работа с учебником, тетрадью, доской, игры и др.), рациональное чередование устных и письменных упражнений, своевременное проведение физкультминуток.
Программа начального курса фонетики, грамматики, правописания, развития речи предполагает комплексное решение задач образовательного, воспитательного и развивающего характера. Ее реализация обеспечивает формирование знаний, умений и навыков младших школьников на уровне, необходимом для осознанного усвоения ими систематического курса русского языка в последующих классах общеобразовательной школы.