X

3. ПОИСКИ СИСТЕМЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ

Выполнить задачу надежной основы руководства педагогов в сложном процессе обучения молодых поколений принципы обучения могут только в том случае, если они будут представлять систему принципиально важных положений, охватывающих все основные стороны и этапы сложного процесса обучения, т. е, его содержание, методы и организацию в соответствии с целями коммунистического воспитания и с учетом особенностей физического, умственного, нравственного и эстетического развития учащихся.Возникает вопрос, какова логическая основа построения системы принципов обучения? На этот вопрос давались различные ответы. Коменский стремился создать систему дидактических принципов («основоположений»), исходя из ведущего принципа природосообразности обучения. Принципы обучения выступали у него в той последовательности, которая свойственна процессу обучения. Дистервег, стремясь раскрыть возможно более конкретно дидактические принципы и правила, рассматривал их в виде требований:

  • а) к содержанию обучения;
  • б) к учителю;
  • в) к учащимся.

Дидактические правила, по Дистервегу, основываются на установленных психологических законах. Изложение дидактических правил приобрело логическую стройность, и вместе с тем обогатилось их содержание.

К. Д. Ушинский определил необходимые условия всякого преподавания: своевременность, постепенность, органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность учащихся, отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости, правильность.

Вместе с тем анализ его трудов и учебных руководств позволяет заключить, что он в ряду дидактических принципов признавал:

  1. сознательность и активность учащихся;
  2. наглядность;
  3. последовательность и прочность знаний и навыков.

В советской дидактике признано, что принцип обучения — положение, которое охватывает обучение в целом, т. е. его содержание, методы и организацию. В этом его отличие от дидактического правила, относящегося к какой-то одной стороне обучения и имеющего поэтому более узкое значение. Научное обоснование принципов обучения — задача несомненно сложная. Предпринятые усилия не привели еще к созданию общепринятой системы принципов. Правда, имеются интересные попытки разработки системы дидактических принципов однако задача не может еще считаться решенной. Ценно то, что проведена большая работа по преобразованию содержания тех принципов, которые сохраняют свое значение для советской школы. Вместе с тем обоснованы новые принципы обучения: научность обучения, связь теории с практикой при ведущей роли теории, единство наглядного и отвлеченного, конкретного и абстрактного, принцип индивидуального подхода к учащимся в условиях коллективной учебной работы класса, руководящая роль учителя и сознательный творческий учебный труд учащихся, интерес в обучении.

Известный шаг к созданию системы дидактических принципов социалистической школы проделан в исследованиях Гельмута Клейна (ГДР). Заслуживает внимания стремление автора обосновать систему дидактических принципов. В связи с этим он специально рассматривает такие вопросы: отношение дидактических принципов к закономерностям обучения; отношение дидактических принципов и правил к общепедагогическим законам и к основам школьной политики.

Автор раскрывает систему принципов обучения следующим образом:

  1. Принцип интенсивного социалистического воспитания учащихся в процессе обучения.
  2. Принцип сознательной и творческой деятельности учащихся в обучении.
  3. Принцип руководства обучением учащихся.
  4. Принцип коллективизма в обучении.
  5. Принцип научности обучения.
  6. Принцип единства теории и практики в обучении.
  7. Принцип наглядности, единства конкретного с абстрагированным из него.
  8. Принцип систематичности и последовательности обучения.
  9. Принцип доступности обучения.
  10. Принцип координации всех действующих на ученика образовательных и вое-питательных влияний в процессе обучения.
  11. Принцип становления готовности в процессе образования и воспитания.

В этой системе оказалось отраженным и переработанным все ценное, что было сказано по проблеме принципов обучения. Автор попытался обобщить весь собранный материал, что особенно важно применительно к задачам школы социалистического общества. Представленные автором принципы обучения составляют уже некоторую их систему, хотя последовательность, положенная в основу расстановки принципов обучения, не вполне ясно выступает.

Автор не избежал того недостатка в решении поставленной задачи, который был свойствен и всем предшествующим попыткам создания системы принципов — рядоположенности принципов обучения и изолированного рассмотрения каждого из них. Правда, при раскрытии содержания отдельных принципов автор устанавливает связи между ними, но это скорее стилистические, чем реальные связи. Система принципов обучения в таком случае не отражает истинной картины этого процесса. Так, принцип научности сам по себе не вызывает сомнений. Чем выше идейно-теоретический уровень обучения, тем, разумеется, лучше, но хорошо известно, что. успешным и плодотворным может быть обучение на доступном материале, что и выражено в принципе доступности. Когда этот последний рассматривается сам по себе, он утрачивает силу своего действия. Не случайно поэтому некоторые педагоги критически относятся к этому принципу и считают его бессодержательным.

Но если рассматривать в тесном взаимодействии принцип научности и принцип доступности, они непременно отразят диалектику реального процесса обучения со свойственными ему противоречиями. Именно при внутреннем взаимодействии эти принципы дадут возможность педагогам всех рангов — и авторам школьных программ и учебников, и преподавателям— найти ту тонкую линию ведения обучения при максимальном удовлетворении требований как принципа научности, так и принципа доступности. Принцип научности приобретает в этом случае не абстрактный, а конкретно содержательный смысл, а принцип доступности становится мерой умственного и физического напряжения учащихся. Значит, принцип научности обучения всегда выступает в единстве с требованием доступности обучения. Именно в таком плане принцип доступности рассматривает Л. В. Занков.

Наука всегда есть система знаний, и овладеть наукой можно только в системе. Развитие познавательных сил человека требует также систематических усилий. Отсюда вытекает принцип систематичности обучения. Однако, если все обучение подчинить всецело систематическому изучению науки, ограниченному строгой логикой ее содержания, изолированного от практики, образование будет односторонним. Необходимым противоядием против этого возможного порока является связь обучения с жизнью, с практикой. Только при этом условии систематические знания приобретут одно из самых важных качеств — осознанность гибкость, применимость, глубину. Значит, имеются основания рассматривать во взаимодействии такие принципы, как систематичность обучения и связь его с практикой.

Высокое качество знаний, умений и навыков и высокий уровень умственного и физического развития учащихся есть плод сознательного творческого учебного труда. Непременным условием такого труда является руководство учителя, направляющего учебный процесс так, что на каждом его этапе перед учащимися выдвигаются все новые и новые задачи, требующие их умственного и физического напряжения. Отсюда следует, что нужно рассматривать в тесном взаимодействии принцип сознательности, активности и самостоятельности учащихся и принцип руководства их деятельностью со стороны учителя.

Процесс усвоения знаний и вся познавательная деятельность учащихся происходят путем осознания ими познавательной задачи, чувственного познания, абстрактного мышления и практического применения усвоенного. Чувственное познание является источником всех знаний учащихся о внешнем мире. Однако само чувственное познание направляется абстрактным мышлением, познавательными задачами или практическими потребностями. Имеются основания принцип наглядности, сыгравший огромную роль в развитии обучения, рассматривать во взаимодействии с развитием абстрактного мышления. Отсюда .принцип единства наглядного и отвлеченного, конкретного и абстрактного в обучении.

На протяжении нескольких столетий дидактика вынашивала принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков. Новейшие психологические и дидактические исследования раскрыли новые стороны процесса приобретения прочных знаний. Подлинно прочные знания- это не сумма того, что усвоено, запомнилось и заучено. Прочным является тот материал, усвоение которого сопровождалось действием и развитием всех интеллектуальных, вообще познавательных сил. Действительная прочность усвоения находится в антагонистических отношениях с неподвижностью и окостенением знаний. Все это обосновывает принцип прочности усвоения знаний и принцип их гибкости, применимости, что связано со всесторонним развитием познавательных сил учащихся.

Процесс обучения в советской школе является коллективной умственной и физической работой учащихся под руководством учителя, которая, разумеется, включает и индивидуальную работу каждого школьника в различных формах. Приобретаемые учащимися умения и привычки коллективно работать соответствуют потребностям производства и всей жизни нашего общества, развивающейся на коллективных началах. Таким обра-пом, обосновывается принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся в обучении.

Чтобы подойти к раскрытию системы принципов обучения, характерных для школы социалистического общества, необходимо раскрыть еще одну принципиально новую черту учебного процесса. Она заключается в перспективности и соответствии обучения тенденциям научно-технического прогресса и тем грандиозным изменениям в обществе, которые определены Программой КПСС.

До сих пор речь шла о взаимодействии сопряженных пар принципов, которые противостоят один другому и ограничивают действия друг друга. Вместе с тем выступает и общая связь всех принципов между собой. Основой этой связи являются цели образования молодого поколения и общие законы обучения. Способы использования общих законов обучения в соответствии с целями образования и выражают дидактические принципы. Они носят объективный характер, хотя и не получили еще точной качественной определенности и количественной характеристики.

Здесь представлена попытка рассмотреть принципы обучения в известной системе. При этом нельзя не отметить, что в новейших учебных пособиях по педагогике и дидактике дано освещение системы принципов в ином аспекте. Все это дает основание для дискуссий о том, в какой мере обоснована и логически выдержана раскрываемая нами система принципов обучения. И эти споры несомненно приблизят нас к истине. В данном случае необходимо подчеркнуть, что все принципы обучения в реальном процессе обучения действуют во взаимодействии именно как система. Иными словами, в каждый момент обучения, в каждом его компоненте выступают все принципы обучения и проявляется действие всех законов обучения. В зависимости от специфических задач того или иного компонента или той или иной стороны обучения выступает ведущая роль того или иного отдельного принципа. При рассмотрении принципов будет пока-зано конкретное значение этого положения.

admin: