X

Упражнение 1.13

Обучающие задачи:

  • учимся запоминать последовательность расположения предметов;
  • учимся восстанавливать по памяти картинку;
  • учимся обводить по контуру окружности.

Основное задание

Предложите малышу внимательно рассмотреть нарисованную пирамидку и постараться запомнить количество составляющих ее колец, их цвета и порядок расположения. (Дайте ребенку на запоминание не меньше 20—30 секунд.)

Закройте изображение пирамидки плотным листом бумаги и попросите ребенка по памяти обвести кольца на втором рисунке карандашами соответствующих цветов.

Когда малыш закончит обводить круги, откройте первый рисунок и проверьте, насколько успешно выполнена основная часть задания.

Дополнительное задание

Попросите ребенка по порядку перечислить цвета колец, используя слова «первое», «второе», «третье», «четвертое», «пятое», «шестое», и соединить стрелкой каждое кольцо на втором рисунке с соответствующей его порядковому номеру цифрой.

Обучающие задачи:

• учимся запоминать группы слов, словосочетания и законченные предложения.

Занятие 1

Сначала вы должны проверить, насколько легко малышу удается запоминать слова на слух, а также научить его несложным приемам, которые помогут лучше и быстрее запоминать как отдельные слова, так и группы слов, не являющиеся предложениями и словосочетаниями.

Предложите ребенку внимательно выслушать вас и постараться запомнить все названные слова (повторите всю цепочку два-три раза): мышь, вырасти, старик, яйцо, собака, огород, большой, внучка, курица, плакать.

Затем попросите назвать все, что малыш запомнил (порядок слов соблюдать не обязательно). Учтите, что при выполнении первого тренировочного задания не стоит ожидать стопроцентного результата. Будет очень хорошо, если ребенок сможет назвать пять—семь слов из десяти. Можно ли добиться большего? Безусловно. И не только можно, но и нужно — в противном случае при обучении в школе ребенок столкнется с большими проблемами. В первую очередь необходимо постоянно развивать слуховое восприятие, произвольное внимание и произвольную память ребенка. Особенно способствуют развитию слухового восприятия систематические занятия, целенаправленно посвященные развитию речевых навыков. Кроме того, следует научить малыша запоминать слова с помощью ассоциаций.

Наиболее простой способ — это визуализация образа, с которым связано слово. Безусловно, представить себе предмет гораздо легче, чем действие, качество или некое «бесплотное» явление (доброта, тишина, радость). Однако это вовсе не означает, что метод визуализации годится только для тех случаев, когда необходимо запомнить цепочку имен существительных, обозначающих конкретные предметы или живых существ. Любое слово можно связать с каким-то ярким и вполне зримым образом. Например:

  • доброта — представляем себе любимую бабушку; тишина — представляем ребенка, уснувшего в кроватке; большой — представляем себе слона; быстрый — представляем себе самолет;
  • радоваться — представляем себе новогоднюю елку или день рождения; жалеть — представляем себе любого обиженного сказочного персонажа (зайчика из лубяной избушки, гадкого утенка) и т. п.

Именно это вы должны объяснить малышу, а затем сыграть с ним в игру «Как я представляю это слово» — описать образы, которые возникают в связи с каждым отдельно взятым словом цепочки.

Второй способ, эффективный при запоминании словесных цепочек, — установление внутренних логических связей. Можно попытаться найти тему, которая свяжет слова в некий единый сюжет. Предложите малышу подумать, как можно связать все услышанные им слова. Подскажите, что существует одна очень известная история, в которой участвуют и мышь, и старичок, и курица, и рассказывает эта история об одном волшебном яйце. Скорее всего, после такой подсказки малыш непременно вспомнит сказку про курочку Рябу. Если ребенок внимателен и обладает смекалкой, он скажет вам, что только половина слов из тех, что ему нужно было запомнить, имеют отношение к сказке про курочку Рябу. Что же делать с остальными: «огород», «внучка», «собака», «расти», «большой»? Может быть, стоит припомнить сюжет другой сказки, где также появляются мышка и старик, а заодно внучка и собака? Такая сказка есть — это история про репку, которая росла в огороде, да и «выросла большая-пребольшая». Значит, все перечисленные слова можно объединить одной темой — «Русские сказки».

Задание 2

Предложите малышу запомнить несколько новых словесных цепочек, пользуясь освоенными приемами запоминания. Например:

  • —    праздник, зима, зеленый, наряжать, старик, игрушка, дерево, мешок, борода, новый (связующая тема — Новый год);
  • —    платье, иголка, чистый, утюг, шить, брюки, красивый, заплатка, стирать (связующая тема — одежда и уход за ней);
  • —    дорога, зеленый, колесо, светофор, грузовик, пешеход, красный, трамвай, желтый (связующая тема — дорожное движение).

Занятие 2

На этом уроке вам предстоит научить ребенка запоминать словосочетания, используя те же приемы, что и на предыдущем занятии.

Задание 1

Спросите малыша, можно ли, по его мнению, быстро запомнить и точно повторить пять сочетаний слов: рыжий кот, деревянный стол, большое окно, скатерть в клетку, сладко спать.

Объясните малышу, что сделать это будет легче, если:

  1. мысленно представить себе описанные сочетаниями слов предметы и действия;
  2. попытаться соединить их в целое предложение или небольшой рассказ.

Например: У большого окна стоит деревянный стол, покрытый скатертью

в клетку, а рядом, свернувшись калачиком на стуле, сладко спит рыжий кот.

Прочитайте вместе с ребенком это предложение и рассмотрите картинку.

Задание 2

Предупредите малыша, что в этом задании он должен постараться запомнить сочетания слов «на слух». Прочитайте их 1—2 раза и попросите повторить:

  1. футбольный мяч, играть во дворе, летнее утро, новый велосипед;
  2. зубная щетка, мягкое полотенце, прохладная вода, умыть лицо.

Занятие 3

На этом занятии малыш должен научиться запоминать целые предложения. Стоящая перед ним задача одновременно и сложнее и проще, чем те, которые приходилось решать на предыдущих занятиях. Сложнее — потому что нужно запомнить и повторить предложение, не нарушая первоначальной последовательности слов. Проще — так как слова в предложении уже связаны единым «сюжетом».

Начните с разминки — запоминания простых предложений из 3—4 слов:

Мама стирает белье.

Посуду моет старший брат.

Марина рисует цветными карандашами.

Если во время разминки у ребенка не возникло затруднений, можно переходить к основной части задания — запоминанию простых и сложных предложений из 5—8 слов.

Предложите малышу внимательно слушать и повторять за вами предложения. Обязательно обратите его внимание на то, что при этом необходимо не только передать смысл (содержание) высказывания, но и не «потерять» отдельные слова, а также постараться не нарушить порядок слов. Вы можете составить собственные предложения или воспользоваться примерами из книги:

  1. На опушке леса распустились первые цветки мать-и-мачехи.
  2. Муравьи строят дом из маленьких веточек и сосновых иголок.
  3. Белый гриб прячется от нас между корней старой ели.

Обучающие задачи:

•учимся запоминать последовательность названных действий.

Основное задание

Не показывая ребенку картинку, прочитайте текст задания: Помоги кузнечику проскакать по всей полянке и вернуться к своему домику. Запомни, он должен подпрыгивать так высоко, чтобы не попасть в рот лягушке. Будь внимателен: сначала кузнечик должен прыгнуть на лист подорожника, с подорожника — на цветок земляники, с цветка — на гриб, с гриба — на ветку куста, с ветки — на лист ромашки, с ромашки — на травинку, с травинки — к порогу своего домика.

Спросите, хорошо ли малыш понял и запомнил задание. Если нужно, повторите маршрут кузнечика еще раз. Затем предложите изобразить его на иллюстрации (обязательно обратите внимание малыша на то, как обозначен на картинке первый прыжок кузнечика — из домика на лист подорожника).

Дополнительное задание

Если ребенок быстро и успешно справился с основной задачей, предложите ему пробежать по полянке вместе с двумя букашками — их путь обозначен пунктирными линиями, которые нужно обвести карандашом, соблюдая верное направление движения.

Обучающие задачи:

• учимся запоминать пары «предмет — символ».

Попросите малыша внимательно рассмотреть иллюстрацию и постараться обнаружить сходство между предметами и животными на левой стороне карточек и символами справа.

Если ребенок затрудняется с ответом, дайте ему подсказку — предложите сравнить очертания каждого предмета с формой соответствующего ему символа. Затем дайте время на запоминание (20-30 секунд) и переверните страницу.

Теперь малышу нужно вернуть каждой карточке ее потерявшуюся половинку — соединить стрелками изображения предметов и соответствующие им символы.

Обучающие задачи:

  • учимся определять время по часам;
  • учимся запоминать цифры и числа.

Умеет ли ваш ребенок пользоваться часами? Если он еще не освоил это умение, расскажите ему, как измеряют время. В одних сутках — 24 часа, в одном часе — 60 минут, в одной минуте — 60 секунд. Затем познакомьте с устройством механических часов: объясните, что обозначают числа и черточки на циферблате, чем отличается движение часовой и минутной стрелки (одна движется медленно и за сутки делает только 2 полных оборота, другая идет быстрее и успевает обернуться вокруг циферблата 24 раза). И наконец, объясните, как определить точное время по механическим и электронным часам.

Обратите внимание ребенка на то, что время после полудня может обозначаться по-разному. На циферблате механических часов только 12 делений для обозначения часа, поэтому после того, как наступит полдень — 12 часов дня, отсчет времени начинается как бы по-новому: мы говорим «час дня», «два часа дня», «семь часов вечера», «десять часов вечера» и т. д. В свою очередь электронные часы, не ограниченные возможностями круглого циферблата, показывают время от 0 до 23 часов 59 минут. Когда наступает полночь и начинается отсчет новых суток, они показывают 00 часов и 00 минут. Такого времени на механических часах никогда не увидишь.

По-разному можно называть и некоторые промежутки между часами. Так, об одних и тех же моментах можно сказать «десять часов тридцать минут» и «половина одиннадцатого», «четырнадцать часов пятнадцать минут» и «пятнадцать минут третьего», «семнадцать часов сорок пять минут» и «без пятнадцати шесть».

После такого вступления можно переходить к выполнению основной части упражнения. Рассмотрите вместе с малышом первую иллюстрацию. Пусть он определит, какие часы механические, а какие — электронные. Затем скажет, какое время показывают каждые часы, и обязательно покажет, где располагаются минутные и часовые стрелки на всех механических часах.

Затем дайте ребенку 20—30 секунд на то, чтобы он еще раз внимательно рассмотрел и запомнил картинку, и закройте верхний рисунок листом бумаги.

Предложите ребенку по памяти нарисовать на механических часах стрелки, а на электронных цифры — так, чтобы все часы показывали то же время, какое было на них на предыдущей иллюстрации.

admin:
Related Post