Внеклассные занятия могут носить одновременно, хотя и не всегда, характер внешкольных занятий и наоборот. Внешкольные занятия — наряду с типично школьными — являются второй важной организационной формой процесса обучения, дополнительной по отношению к учебно-воспитательной деятельности, реализуемой на уроке. К числу основных видов внешкольных занятий мы относим домашнюю работу ученика, а также экскурсию.
Домашняя работа рассматривается как составная часть процесса обучения, проводимого школой и в школе. Поэтому она должна выполнять определенные дидактические функции, тесно связанные с функциями, реализуемыми в ходе урока.
К числу функций домашней работы относятся:
- овладение в ходе самостоятельной работы дома определенными знаниями, образующими основу для выполнения в школе под руководством учителя новых заданий, для решения проблем теоретического или практического характера и т. п.;
- закрепление материала, проработанного на уроке;
- сбор учебных пособий, таких, как: природные образцы, открытки с видами, статистические данные, материалы наблюдений и опросов и т. п. как основы для изучения новой темы на уроке;
- формирование у учащихся определенных умений и навыков в ходе самостоятельного выполнения упражнений;
- развитие самостоятельности мышления и деятельности за счет выполнения индивидуальных теоретических и практических заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала по данному предмету, но отвечающем возможностям отдельных учеников.
На основе исследований было установлено, что уровень реализации этих дидактических функций в большой степени зависит от учителя. Перегрузка учеников чрезмерным количеством домашних заданий, поручение им выполнения заданий, которые превышают их возможности, недостаточная подготовка учащихся к самостоятельной домашней работе — вот факторы, которые затрудняют эту работу и отбивают желание учиться, снижая тем самым результаты учебно-воспитательной деятельности школы [см: Sos-nicki К. 1948. S. 184—191].
Дидактическая функция экскурсии сводится к непосредственному ознакомлению учащихся с определенными предметами, зачастую в их естественной среде, с природными, общественными, техническими и культурными явлениями и процессами ввиду определенных педагогических целей. Ее эффективность во многом зависит от подготовительной работы, особенно от уточнения заданий, которые отдельные учащиеся или их группы должны выполнить, чтобы впоследствии иметь возможность представить результаты своей работы на уроке всему классу. Экскурсия, как и домашняя работа, является составной частью процесса обучения. Она служит реализации тех дидактических целей, которые на уроке не могут быть достигнуты в понятной для учеников, наглядной форме. Хорошо подготовленная и проведенная экскурсия содействует достижению не только дидактических целей, но и воспитательных, особенно таких, как укрепление коллектива класса, лучшее знакомство учителя с учениками и т. п.
Рассмотренные в этой главе организационные формы обучения тесно связаны не только между собой, но и с методами обучения и с дидактическими средствами. Поэтому при выборе одной из них нужно принимать во внимание дидактическую цель, характерные особенности изучаемого предмета, возраст учащихся, а также объем имеющихся учебных пособий, так как эффективность учебно-воспитательной работы с учащимися зависит не столько от отдельных организационных форм, методов или средств обучения, сколько от их единства, возникающего в результате рационального и сознательного подбора ее составных частей.