Внутришкольный контроль знаний учащихся-шестилеток и деятельности учителя и воспитателя строится и планируется с учетом особенностей учебно-воспитательного процесса в классе-шестилеток; специфики организации урочной деятельности, подбора методических приемов; взаимоотношений учителя, воспитателя и учащегося; особенностей соотношения индивидуальной и коллективной деятельности; подбора заданий с учетом индивидуальных особенностей детей; особенностей контроля знаний и самоконтроля деятельности учащимися и др.
Чтобы внутришкольный контроль был результативным, проверяющему необходимо четко знать учебные программы по каждому предмету. В качестве критериев усвоения программного материала выступают перечни знаний и умений учащихся, которые даны в этих программах Эти знания и умения составляют тот исходный уровень, с которого начинается обучение семилетних детей во втором классе. Приведем здесь этот перечень.
Обучение грамоте и развитие речи. Учащиеся должны уметь: производить звуковой анализ слов, различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки;, читать слогами и словами тексты объемом в 100-120 слов (ориентировочно 20-30 слов в минуту); слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ, по вопросам учителя или по иллюстрациям, рассказывать, о чем слушали; устно пересказывать, о чем читали, слушали; списывать рукописные слова, написание которых не расходится с произношением; правильно называть знакомые книги; знать наизусть 5-6 стихотворений.
Математика. Учащиеся должны знать результаты прибавления к любому однозначному числу чисел 0,1,2,3,4; уметь читать и записывать числа до 20; решать простые арифметические задачи в одно действие с помощью сложения и с помощью вычитания; измерять с помощью линейки длину отрезка в сантиметрах; строить отрезок заданной длины; распознавать простейшие геометрические фигуры — круг, треугольник, квадрат, отрезок; пользоваться знаками обозначения: +;-;=; см, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Ознакомление с окружающим миром, Учащиеся должны знать: свой домашний адрес; элементарные правила личной гигиены и уметь их выполнять; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания и уметь использовать их в отношениях с людьми; знать и выполнять основные правила поведения на уроке; знать и выполнять элементарные правила поведения на улице (ходить по тротуару (обочине), придерживаясь правой стороны, переходить улицу со взрослыми); значение каждого цвета светофора и правила перехода улиц; характерные признаки времени года; названия нескольких деревьев, кустарников, травянистых растений ближайшего окружения и уметь их узнавать; названия нескольких животных ближайшего окружения и уметь их узнавать; знать и уметь выполнять правила поведения в природе.
Физическая культура. Учащиеся должны знать: правила поведения в физкультурном зале, на спортивной площадке, на занятиях по лыжной подготовке. Уметь выполнять команды «вольно», «направо», «налево», шагом марш», «на месте шагом марш», выполнять комплекс утренней гимнастики; бежать в среднем . темпе 2-3 минуты; прыгать в длину с места не менее 90-см, в длину с разбега не менее 150 см; сохранять правильную осанку,, прыгать с разбега (50-60 см); бросать малый мяч с мест из-за I головы правой и левой рукой на расстояние 6-12 м; лазать по наклонной скамейке (угол 30°) в упоре присев с перекрестной координацией рук и ног; выполнять перекат из положения сидя в группировке назад вперед в упор присев; передвигаться на лыжах скользящим шагом; подниматься по небольшим склонам и спускаться с них.
Трудовое обучение. Учащиеся должны знать названия и назначение инструментов, приспособлений и материалов: гладилки, ножниц, кисточек, клея, пластилина; правила ухода за комнатными растениями. Должны уметь: соблюдать порядок на рабочем месте; пользоваться инструментами и приспособлениями, обозначенными в программе; изготовлять изделия из бумаги сгибанием по образцу (под руководством учителя); собирать макеты из деталей набора типа «конструктор-строитель»; ухаживать за комнатными растениями, наблюдать за их ростом, определять по внешнему виду и семенам однолетние декоративные растения (2-3 вида): отбирать полноценные семена; работать мотыжкой, граблями, производить посев-семян.
Одним из видов контроля может быть контроль работы учителя по отдельной теме (подтеме) учебной программы. Он дает возможность проследить систему работы учителя на протяжении ряда уроков, формирование знаний учащихся, проверить их качество; проверить умения и навыки, проследить практическую и воспитательную направленность уроков. По итогам такого контроля можно сделать выводы: о методическом мастерстве учителя, его теоретической подготовке: о системе работы с классом и отдельными учащимися; провести проверку качества знаний, что дает возможность увидеть конечный результат работы учителя по законченному разделу учебной программы; в процессе контроля оказать практическую помощь, проследить выполнение и эффективность тех или иных рекомендаций.
В анализе уроков особое внимание обращается на целенаправленность (элементы воспитания, обучения, развития) урока, планирование организационных моментов, планирование деятельности учителя и учащихся; приемы и методы работы учителя, их соответствие содержанию учебного материала, применение наглядных пособий, технических средств обучения и дидактического материала, их психолого-педагогическая ценность; соответствие содержания урока требованиям науки; соблюдение гигиенических требований, предъявляемых к уроку в подготовительном классе; важно определить, какие затруднения возникли у всего класса и отдельных учащихся и как они были преодолены.
В процессе контроля воспитательной работы в продленном дне следует учитывать то, что вся работа в продленном дне направлена, на всестороннее развитие личности ребенка, на продолжение и углубление воспитательного воздействия, начатого на уроках, на развитие индивидуальных особенностей детей, способностей, склонностей и интересов, а также на развитие тех качеств, которые определяют дальнейший успех детей в учебной и общественно-полезной деятельности: устойчивого внимания, исполнительности, ответственности, самостоятельности, доброжелательности, познавательных и творческих потребностей.
Исходя из этого, при контроле предметом внимания целесообразно сделать следующие вопросы:
- — педагогическая целесообразность и правильность комплектования групп (наполняемость, половозрастной состав к моменту комплектования группы — это важно в смысле обеспечения группы игрушками и пр., индивидуальные особенности детей), общие сведения о родителях;
- — материально-техническая база: наличие помещений, оформление и оборудование их, наличие спортинвентаря, игр; дидактическое оснащение учебно-воспитательного процесса;
- — организация питания, режим дня и правила внутреннего распорядка;
- — организация самостоятельной работы учащихся, руководство этой работой со стороны воспитателя; качество знаний, умений и навыков учащихся;
- — организация самообслуживания и общественно-полезного труда;
- — санитарно-гигиенический режим в группе (чистота помещения, установленный воздушный и тепловой режим, оптимальная освещенность, соответствие мебели росту ребенка и др.); рациональная организация времени пребывания в группе: чередование видов деятельности — учебного труда, отдыха, игр, характер видов деятельности, соответствие их возрастным особенностям;
- — учет индивидуальных особенностей детей и особенно детей с отклонениями в состоянии здоровья;
- — организация и проведение работы по нравственному, эстетическому воспитанию учащихся; характер взаимоотношений с детьми — насколько в них сочетается доброжелательность и требовательность;
- — организация и проведение оздоровительных и физкультурно-спортивных мероприятий;
- — участие и помощь в работе группы комсомольской, пионерской организаций, октябрят, шефов, родителей;
- — динамика развития детей;
- — совместная работа учителя и воспитателя группы продленного дня.
Учитывая то, что учащимся-шестилеткам отметки не ставят и они переводятся во второй класс на основании наблюдений за их общим психофизиологическим развитием, предлагается отчетность о состоянии учебно-воспитательного процесса проводить: по итогам первого полугодия — собеседование завуча (директора) школы с учителем и воспитателем группы продленного дня (вместе) по вопросам:
- — прохождение программы, анализ усвоения (в основном) программного материала;
- — общая характеристика учащихся класса (посещаемость, состояние здоровья, общее развитие, отношение к учебе);
- — отношение родителей к учебе детей и к школе.
По итогам года: собеседование завуча (директора) школы:
- — по выполнению программ, анализ усвоения учащимися программного материала;
- — общая характеристика «продвижения учащихся»: общее развитие, физическое состояние, особенности личности.
Руководителям школ рекомендуется проанализировать совместную деятельность учителя и воспитателя группы продленного дня:
- — как учитывались особенности состава детей класса,
- — основные методы совместной работы,
- — в чем выражалась преемственность в работе учителя и воспитателя,
- — анализ посещения учащимися занятий и группы продленного дня, причины выбытия, непосещения школы,
- — особенности работы класса и группы продленного дня в субботу,
- — взаимодействие с родителями (индивидуальная работа и работа по повышению культуры педагогических знаний, участие родителей в учебно-воспитательном процессе класса и группы),
- — основные трудности в совместной работе учителя и воспитателя группы продленного дня; учителя, воспитателя и родителей класса;
- — результативность методической работы и работы по самообразованию;
- — предложения по организации учебно-воспитательного процесса в классе и группе продленного дня на новый учебный год;
- — рекомендации родителям.
Контролю подлежит также ведение личных дел.
На каждого учащегося класса шестилеток заводится личное дело и медицинская карта. Для посещения группы продленного дня необходимо заявление родителей, которое пишется в установленном порядке. Учет учебно-воспитательной работы по предметам ведется в классных журналах установленного для I-III классов образна. В журнале отмечается посещаемость учащихся.
Помимо традиционно заполняемых страниц журнала, предлагается также завести страницу, где отразить: фамилию и имя учащегося, состояние его здоровья (с указанием отклонений от нормы: плохо видит, слабый слух, недостаточно развит физически и др.), показания врачей при проведении занятий физкультурой, игр, общественно-полезного труда, экскурсий, походов и др. Хотя на учащегося класса — шестилеток и имеется медицинская карта, перечисленные данные о каждом ребенке необходимо иметь «под рукой», особенно в условиях, где в школе не всегда имеется медицинский работник.