X

Подготовка учителя, воспитателя и руководящих работников школ к работе с классами шестилеток

Как правило учителями и воспитателями назначаются учителя начальной школы, имеющие специальное образование и стаж работы в начальных классах. Опыт работы в продленном дне показал, что возможно назначение на должность воспитателя продленного дня и воспитателя детского сада.

В современных условиях основная подготовка к работе с шестилетками осуществляется в конце учебного года или и летние каникулы на 2-4-х недельных курсах, проводимых на базе институтов усовершенствования учителей, на кафедрах педагогических институтов, а также в НИИ педагогики.

В программу курсовой подготовки входит изучение вопросов анатомии, физиологии и психологии детей шестилетнего возраста, специфики содержания и методики обучения, организации воспитательной работы, организации работы в продленном дне и др. Необходимо, чтобы теоретическая подготовка на курсах сочеталась с практической. С этой целью используются конкретные методические разработки, такие, как тематические планы, конспекты уроков, образцы рабочих тетрадей учащихся и др.

Очень важно с точки зрения подготовки учителей снабжение их методической литературой. Важно также особое внимание уделить публикациям в периодической печати, освещающим опыт учебно-воспитательной работы. В этом отношении интересен опыт Таджикистана, где обеспечение оперативной информацией хорошо налажено. Потребность в такой информации очень больший, поэтому публикации в периодической печати,в том числе и на местах, правомерно рассматривать как одну из форм повышения квалификации учителей.

Новизна и специфика обучения детей шестилетнего возрасти обусловливает и необходимость систематической текущей методической работы с учителями, предусматривающей кропотливое изучение этой специфики.

Как показывает опыт, наиболее целесообразными являются следующие формы организации методической работы, выбор которых определяется особенностями местных условий:

  • внутришкольное методическое объединение;
  • методическое объединение на базе опорной школы, (кустовое, районное);
  •  методическое объединение на базе методического кабинета райгороно.

Эти формы наиболее полно удовлетворяют запросы учителей. Они дают:

  • возможность наладить методическую работу со всеми учителями и воспитателями групп продленного дня всех школ, где есть классы-шестилетки;
  • больше внимания уделить решению практических задач (проводить открытые занятия и уроки по предметам, обмениваться опытом использования технических средств и наглядных пособий и др.);
  • проводить практикумы по обучению учителей лепке, конструированию, вырезанию, аппликации, проведению физкультминуток, музыкальных занятий, игр и др.;
  • объединиться в решении отдельных вопросов с воспитателями старших групп детских садов.

В большинстве школ г. Волноваха (Украинской ССР) и школ прилегающей сельской местности работают методические объединения на базе опорной школы. Согласно приказу районе в район работают девять межшкольных методических объединений на базе 9 зональных школ и 10 внутришкольных методических объединений. Периодичность занятий — один раз в четверть. В августе и январе проходят метод-объединения на базе районного метод-кабинета. На заседаниях учителя и воспитатели знакомятся с новой методической литературой, идет обмен опытом по использованию игровых ситуаций, проводятся открытые уроки и занятия групп продленного дня, ведется индивидуальная работа с отдельными учителями. Предметом обсуждения на методических объединениях является самый широкий круг вопросов, касающихся обучения шестилетних детей. Один из важных вопросов — методика работы с шестилетками. Результаты эксперимента показали. что ученики-шестилетки проявляют достаточный интерес к учению, а учебная деятельность формируется у них как ведущий вид деятельности. Вместе с тем отмечено, что шестилетние школьники более эмоциональны, мышление их более конкретное, требующее зрительных образов; внимание их менее устойчивое, быстро переключающееся с предмета на предмет. Они быстро напоминают новый материал, часто не анализируя его, но такте быстро могут и забыть изученное. Поэтому повторение становится неотъемлемой частью урока.

Работоспособность учащихся на уроке зависит от того, пак педагог организует их внимание, как построены уроки, как преподнесены учебные задания.

Возрастные особенности шестилеток таковы, что ведущим видом деятельности у них еще является игра, в которой они находят свободное и интенсивное развитие, удовлетворение познавательных интересов. «Психологическая суть игры заключается в осознанной возможности свободного выбора. Однако то, что дозволено в игре — включаться в нее и выключаться, выбирать по желанию ту или иную игру и игрушки — запрещено в организованном учебно-воспитательном процессе. Вот в такой ситуации и возникает проблема сохранить у шестилетних детей (да и у младших школьников) чувство свободного выбора, создать условия для возникновения у них психологического состояния «хотения».

Отсюда и те большие требования, которые предъявляются учителю при организации разного рода игр как на уроке, так и во внеклассной работе. Всеми этими вопросами учитель должен овладевать в ходе методической работы в объединениях. Основа и работе методических объединений — опора на опыт работы, решение конкретных практических задач.

Учащимся-шестилеткам оценки в баллах не ставятся. Учитель должен уметь охарактеризовать работу так, чтобы учащийся понял, что выполнено, как и что нужно сделать, чтобы выполнить задание еще лучше. Вопрос оценки знаний, поведения учащихся, анализа их действий и отдельных поступков на конкретном материале учебно-воспитательного процесса является также предметом серьезного обсуждения на методических объединениях. В качестве практических заданий каждому учителю предлагается самостоятельное поурочное планирование по каждому предмету с учетом специфики работы школы, данного класса, творческой инициативы учителя. Как показывает опыт, наиболее целесообразным является планирование прохождения материала на неделю. Исходя из особенностей учебно-воспитательного процесса (например, отсутствие оценок в баллах), предлагается параллельно с разработкой планов уроков намечать основные вопросы анализа усвоения программного материала.

Учитель класса-шестилеток работает в тесном контакте с воспитателем группы продленного дня, а в практике работы школ часто совмещает эти должности (работает на полную или половину ставки). Работа в продленном дне- это продолжение воспитательного воздействия, начатого на уроках. Поэтому воспитатель группы продленного дня должен знать программу первого класса, требования к учебно-воспитательному процессу. Учителю и воспитателю предлагается также в ходе планирования работы (по темам) сделать раздел, в котором отражать, что для усиления воспитательного воздействия на учащихся целесообразнее сделать на уроках, а что во внеурочное время в группе продленного дня.

Опыт показывает, что наиболее целесообразным является планирование работы воспитателя группы продленного дня по основным моментам режима дня: отдых на воздухе, занятия в помещении, прогулка, подвижные игры. Указываются задачи и содержание работы. В планах более подробно целесообразно разрабатывать такие моменты, как музыкальные занятия, игры и упражнения с этическим содержанием, дидактические и ролевые игры, участие в традиционных событиях школы и страны (праздники, походы, экскурсии и др.). Эти виды деятельности у учителя вызывают наибольшие трудности. Поэтому рекомендуется отмечать наиболее удавшиеся моменты и анализировать недостатки. Обобщенный таким образом опыт даст возможность избежать повторения недостатков.

Особого внимания заслуживают вопросы подготовки к работе с классами-шестилеток руководителей школ. Опыт показывает, что наиболее эффективной формой в данном случае являются семинары для руководителей школ, которые проводятся по специально разработанной программе с рассмотрением вопросов теории и практики деятельности классов-шестилеток. Целесообразно также проведение научно-практических конференций с обобщением опыта работы учителей и воспитателей групп продленного дня классов-шестилеток и подготовительных групп детских садов.

В программу семинаров и научно-практических конференций рекомендуется включать такие вопросы, как: «Психолого-педагогические проблемы работы с шестилетними детьми», «Основные вопросы содержания образования и воспитания в первых классах для шестилеток». «Требования к знаниям и умениям учащихся», «Вопросы развития и воспитания детей в классах шестилеток», «Совместная деятельность учителя и воспитателя группы продленного дня», «Управление трудом учителя и воспитателя группы продленного дня класса — шестилеток: организация и планирование работы, учет продвижения учащихся, методы работы, игра как основной метод обучения детей, ведение школьной документации, отчетность», «Методическая работа и самообразование учителя и воспитателя», «Материально-техническое и дидактическое оснащение учебно-воспитательного процесса в классе — шестилеток», «Специфика работы с родителями учащихся шестилетнего возраста» и др.

Опыт показывает, что проведение семинаров и научно-практических конференций лучше осуществлять на базе опорных школ с подготовкой открытых уроков и занятий, с обсуждением отдельных рекомендаций.

В связи с этим интересен опыт Волновахского района Донецкой области УССР. В районе ведется большая работа по подготовке руководителей школ и работников отделов народного образования к работе по обучению детей с шестилетнего возраста. В программу постоянно действующих семинаров и научно-практических конференций, проводимых на базе областного ИУУ и предназначенных для руководителей школ,включаются такие вопросы, как контроль и руководство, управление трудом учителя и воспитателя группы продленного дня, выполнение требований режима дня, информации учителей и воспитателей о работе с шестилетками.

Занятия носят теоретический и практический характер. Создан «уголок экспериментатора», где собрана новейшая методическая литература, представлен опыт работы разных школ. В структуре семинаров предусматриваются собеседования с руководителями школ, учителями, воспитателями, проводятся открытые уроки и анализируется работа учителя и воспитателя.

Одной из важных сторон деятельности семинаров является изучение методической литературы, инструктивных документов, отдельных планов. Периодичность таких семинаров — пять раз в год.

admin:
Related Post